Файл: Тема Введение в стратегическое и корпоративное управление Сущность корпоративного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Введение в стратегическое и корпоративное управление
1. Сущность корпоративного управления

Управление понимается в узком и широком смысле.

В узком смысле управление - это процесс воздействия субъекта управления на объект управления, заставляющий объект совершать определенные действия, направленные на достижение целей субъекта.

В широком смысле управление включает в себя не только само воздействие, но и подготовку к нему, контроль за деятельностью объекта управления и анализ полученных результатов. В этом случае управление является непрерывным процессом, который начинается с момента установления связей между субъектом и объектом и заканчивается только с прекращением взаимодействия между ними.

Корпорация - это форма организации бизнеса в условиях рыночной экономики, основанная на долевой собственности, характеризуется разделением функций собственника и управления. В РФ корпорации не являются конкретной организационно-правовой формой, в США – это организационно-правовая форма. Близким аналогом в России является акционерное общество.

Боб Трикер в 1984 г. ввел термин «Corporate Governance» - «корпоративное управление».

Е.П. Губин так характеризует корпоративное управление: это постоянное, преемственное обеспечение корпоративных интересов и выражается в отношениях корпоративного контроля.

И.С. Шиткина - корпоративное управление - это совокупность воздействия на процесс, с помощью которого управляется и контролируется деятельность корпораций.

А.А. Серебрякова – это процесс выработки, принятия и реализации принятого решения органами управления хозяйственного общества.

Характерные черты корпоративного управления:

- корпоративное управление возможно только там, где совместная деятельность людей осуществляется в совершенно определенных организациях (хозяйственных обществах), которые характеризуются как правовые формы объединения капиталов участников;

- корпоративное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников общества как членов корпорации и работников корпорации, придающее взаимодействию людей организованность;

- корпоративное управление реализуется в рамках управленческого процесса через управленческие отношения;


- корпоративное управление нуждается в особом механизме реализации, который олицетворяет субъекты корпоративного управления.

С учетом этого можно утверждать, что корпоративное управление - это системное управление корпорацией, которое предполагает:

- приоритет интересов собственников и их роли в развитии корпорации;

- организационно-правовое оформление и регулирование предпринимательской деятельности (в том числе оптимизацию бизнесструктур и бизнес-подразделений хозяйствующего субъекта), построение внутренних и внешних связей предприятия на основе его целеполагания;

- разработку и реализацию миссии и долгосрочной стратегии развития корпорации;

- формирование и функционирование корпоративной культуры, включающей соответствующий набор традиций, установок, принципов поведения.

Главной функцией корпоративного управления является ведение хозяйственной и финансовой деятельности корпорации в интересах собственников, обеспечивающих корпорацию финансовыми ресурсами. Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления.

К основополагающим элементам корпоративного управления можно отнести:

1. Цели и функции корпоративного управления.

2. Состав участников корпоративных отношений.

3. Интересы субъектов корпоративной среды.

4. Механизмы, обеспечивающие согласование интересов.

К важнейшим процессам в системе управления корпорации относятся стратегический менеджмент, операционный менеджмент, финансовый менеджмент, управление качеством, управление персоналом, информационный менеджмент, управление маркетингом и инновационный менеджмент, корпоративный контроль.

Основные параметры корпоративного управления:

- рыночная стоимость акций;

- место корпорации на рынке (доля контролируемого рынка);

- капитализация компании;

- оценка активов.

Рыночная стоимость акций представляет собой ключевую характеристику для определения бренда корпорации и ее потенциального инвестирования (включая возможности IPO - первичного публичного размещения акций). Также рыночная стоимость акций влияет на управление дивидендной политикой хозяйствующего субъекта и корпоративные отношения в вертикальном и горизонтальном разрезах.



Доля контролируемого корпорацией рынка определяет ее место в национальном и международном рейтинге крупных публичных компаний — рост этой доли благоприятно сказывается на конкурентных преимуществах корпорации и в конечном счете на повышении ее основных экономических и финансовых показателей, улучшении финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Капитализация корпорации является одним из сигнальных параметров для роста ее доходности на фондовом рынке, увеличении бренда и инвестиционной привлекательности предприятия.

Капитализация корпорации напрямую зависит от адекватной оценки ее активов путем обоснованного метода оценки (доходного, сравнительного или затратного).


  1. Основы стратегического управления

Раскрытию сущности стратегии посвятили свои работы И. Ансофф, П. Друкер, Г. Минцберг, М. Портер, Е. Кассельс, А. Чандлер и другие видные ученые.

Согласно Е. Кассельсу стратегия - это модель поведения, которой следует организация для достижения своих долгосрочных целей.

О. С. Виханский: Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

Стратегия – это способ, средство достижения желаемых результатов (целей).

Стратегия – это набор взаимосвязанных действий, которые способны обеспечить организации достижение долгосрочного конкурентного преимущества.

Стратегия – это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей, путем координации и распределения ресурсов фирмы.

Стратегия - это искусство динамичной самоидентификации предприятий по отношению к меняющимся обстоятельствам внешней среды: конкурентам, партнерам, источникам ресурсов и т. п.

Стратегическое управление - это процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, в основе которых лежит сопоставление ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.


Это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет своевременные изменения, адекватные воздействию окружающей среды, что, в конечном счете позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая своих целей.

Функции стратегического управления.

1. Планирование стратегии.

2. Организация выполнения стратегических планов.

3. Координация действий по реализации стратегических задач.

4. Мотивация на достижение стратегических результатов.

5. Контроль за процессом выполнения стратегии.

Планирование стратегиипредполагает осуществление прогнозирования, разработки стратегии и бюджетирование. Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов и основывается на проведении анализа внутренних и внешних факторов-условий с целью предвидения возможности развития и оценки риска.

В прогнозировании используются три измерения:

- время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?),

- направление (каковы тенденции будущего?),

- величина (насколько существенны будут перемены?).

Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета. Бюджетирование предполагает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.

Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры.

Координация действий менеджеров по формированию и реализации стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.

Мотивация - разработка системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов.

Контроль- непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегических планов с целью выявления ошибок и отклонений от принятой стратегий.

Цель стратегического управления - развитие
потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.