ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поиска и определении граждан;
раскрытия, предотвращения, подавления и выявления нарушений по материалам и криминальным процессам;
выявления собственности, которая приобретена вследствие совершения коррупционных деяний.
Каждый год Генеральной прокуратурой России в компетентные органы зарубежных стран посылается приблизительно 400 запросов о выдаче граждан, а рассматривается больше 15 тыс. подобных иностранных запросов, примерно 6 тыс. запросов о поддержке в криминальных процессах.
Согласно ст. 4 Закона о противодействии коррупции Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области борьбы с коррупцией в целях:
1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
В настоящее время Россией подписаны следующие международные документы, закрепляющие сотрудничество в деле борьбы с коррупцией:
1) договор о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Перу (Ханой, 18 ноября 2006 г.). Согласно ст. 6 договора «Стороны сотрудничают в сфере борьбы с новыми вызовами международной безопасности, к числу которых относятся международный терроризм, транснациональная организованная преступность, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, коррупция, легализация доходов, полученных преступным путем, незаконный оборот оружия, преступления в сфере высоких технологий. Они осуществляют меры по налаживанию эффективного практического взаимодействия в этих областях, включая создание соответствующих механизмов и процедур»;
2) договор «О создании Союзного государства» между РФ и Республикой Беларусь (Москва, 8 декабря 1999 г.). Одной из целей создания Союзного государства – является обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью.
Несмотря на столь малое количество международных договоров, в тексте которых прямо предусматривается межнациональное взаимодействие по противодействию коррупции, подписанных РФ, антикоррупционная деятельность с иностранными правоохранительными органами может строиться в рамках двухсторонних и многосторонних соглашений, закрепляющих нормативные основы международной борьбы с преступностью вообще, не акцентируя внимания на одной лишь коррупции.
Исходя из этого на сегодняшний день Россия является участницей следующих международных договоров, предусматривающих возможность оказания взаимной правовой помощи:
Договор между Российской Федерацией и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 17 июня 1999 г.). Согласно ст. 1 данного договора – стороны оказывают друг другу в соответствии с настоящим Договором всестороннюю взаимную правовую помощь по уголовным делам. Для целей настоящего Договора под правовой помощью по уголовным делам понимается любая помощь, оказываемая Сторонами в связи с предупреждением, пресечением, расследованием преступлений и уголовным преследованием, а также с производством, имеющим отношение к таким уголовным делам. Правовая помощь оказывается в соответствии с положениями настоящего Договора, если деяние, в связи с которым поступил запрос, является преступлением по законодательству обеих Сторон. Запрашиваемая Сторона может по своему усмотрению оказать правовую помощь также в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является преступлением по ее законодательству. Настоящий Договор направлен исключительно на достижение целей сотрудничества и взаимной помощи Сторон. Положения настоящего Договора не ведут к возникновению у каких-либо иных лиц права получать доказательства, добиваться исключения тех или иных доказательств либо препятствовать исполнению запроса.
Договор между РФ и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 21 июня 2005 г.) и ряд других международных договоров. Стороны в соответствии с настоящим Договором оказывают друг другу взаимную правовую помощь по уголовным делам (далее – правовая помощь). Правовая помощь оказывается в соответствии с настоящим Договором, если деяние, в связи с которым поступил запрос, является уголовно наказуемым согласно законодательству обеих Сторон. Запрашиваемая Сторона может, по своему усмотрению, оказать правовую помощь также в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является уголовно наказуемым по ее законодательству. Настоящий Договор имеет целью исключительно оказание правовой помощи одной Стороной другой Стороне. Положения настоящего Договора не ведут к возникновению у каких-либо физических и юридических лиц права получать или исключать доказательства либо препятствовать исполнению запроса о правовой помощи.
Кроме этого, Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Разрабатывая соглашения о механизмах борьбы с коррупцией, РФ и международное сообщество открывают двери более тесному многостороннему и двустороннему сотрудничеству в важнейших вопросах, которые до сих пор традиционно рассматриваются как вопросы, имеющие только «локальное» значение. Это, в свою очередь, стимулирует обмен передовым опытом, укрепляет доверие и отношения между сотрудничающими странами и в конечном счете, повышает эффективность двусторонних и многосторонних мероприятий и программ содействия развитию.
Вопрос 2. Международное законодательство в области противодействия коррупции.
В настоящее время в международном праве действует большое количество региональных соглашений и одна универсальная международная конвенция относительно регулирования межгосударственного сотрудничества против коррупции в целом, и ряд соглашений по взаимодействию относительно отдельных видов коррупционных преступлений:
Межамериканская Конвенция о борьбе с коррупцией 1996 г.;
Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках Организации экономического сотрудничества и развития 1997 г.;
Европейская Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств – членов Европейского Союза 1997 г.;
Страсбургская Конвенция 1990 г. об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности;
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.;
Дополнительный протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 2003 г.;
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.;
Конвенция Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней 2003 г.;
Конвенция ООН против коррупции 2003 г. (вступила в силу для Российской Федерации в 2006 г.).
Рассмотрим основные положения конвенций, участником которых является РФ.
Конвенция ООН против коррупции (Принятая Генеральной Ассамблей ООН на 51-ом пленарном заседании 31 октября 2003 г.).
Цели настоящей Конвенции заключаются в следующем:
содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;
поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;
поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.
Конвенция содержит основные определения, в том числе публичного должностного лица, иностранного публичного должностного лица, должностного лица публичной международной организации и т. д. Также прописан детальный предупредительный механизм по различным направлениям деятельности государств. Государства-участники оказывают друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми настоящей Конвенцией.
Конвенция против транснациональной организованной преступности» (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000 г.).
Цель настоящей Конвенции заключается в содействии сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней.
Конвенция предусматривает принцип двойной преступности основного преступления. То есть соответствующее преступное деяние должно являться преступлением по национальному законодательству страны, в которой оно совершено, и в которой осуществляется или применяется норма о легализации преступных доходов, полученных в результате совершения основного преступления. Закреплен и универсальный принцип юрисдикции. То есть каждое государство-участник соглашения может установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, охватываемых Конвенцией, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, находится на его территории и данная страна не выдает его.[53]
В Конвенции детально регулируются вопросы международного и двустороннего сотрудничества государств в сфере обеспечения возможности конфискации доходов от преступлений, а также имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений.
[54]
Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990). Государства – члены Совета Европы и другие государства, подписавшие настоящую Конвенцию, считают, что борьба против опасных форм преступности, во все большей степени приобретающих международный характер, требует использования эффективных и современных методов в международном масштабе, полагая, что один из этих методов заключается в лишении преступника доходов от преступной деятельности. Статья 8 конвенции говорит о том, что стороны в максимально возможной степени оказывают друг другу, по запросу, помощь в определении и обнаружении орудий, доходов и другого имущества, подлежащего конфискации. Эта помощь включает любые меры по предоставлению и обеспечению информацией, касающейся существования, местонахождения или движения, характера, юридического статуса и стоимости упомянутого выше имущества.
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999).
Государства – члены Совета Европы и другие государства, подписавшие настоящую Конвенцию, считая, что цель Совета Европы заключается в достижении большего единства между его членами, признавая важность укрепления сотрудничества с другими государствами, подписавшими настоящую Конвенцию, будучи убеждены в необходимости проводить в первоочередном порядке общую уголовную политику, направленную на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и профилактических мер. Подчеркивают, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Считают, что для эффективной борьбы с коррупцией требуются расширение, активизация и надлежащее осуществление международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере.
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. Принята в 1999 г., ратифицирована в 2006 г. Предусматривает регулярный контроль ее соблюдения посредством ежегодного мониторинга со стороны Группы государств против коррупции (ГРЕКО).