Файл: Аннотация Цель и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     политическая власть в стране остается неконсолидированной;

     финансово-бюрократические группы под давлением инстинкта самосохранения прекращают противостояние и договариваются;

     формируется олигархический консенсус между консолидированными финансово-бюрократическими группами и частью политической элиты. Для страны это означает сворачивание демократии и использование демократических процедур в качестве камуфляжа;

     экономика предельно монополизируется и примитивизируется, удовлетворяя только самые основные потребности населения во избежание социальных потрясений и обеспечивая интересы узкой олигархической группы.

В соответствии с латиноамериканской моделью – попустительство коррупции дает возможность теневым и криминализированным секторам расти. Постоянная политическая нестабильность увеличивает шансы установления диктатуры на волне борьбы с коррупцией, а вслед за этим возрастает вероятность перехода к африканской модели.

Следует подчеркнуть, что, как обычно, приведенная классификация описывает «идеальные типы», которые в реальной жизни могут осуществляться в виде различных смесей.

Все стратегии можно разделить на три класса:

1)  стратегии, направленные на устранение причин коррупции и коррупционных практик;

2)  стратегии, направленные против коррупционеров;

3)  смешанные стратегии, где присутствуют элементы первых двух.

 

Стратегии, направленные на устранение причин и коррупционных практик, широко применяли в Швеции, в которой, как известно, коррупция процветала до середины XIX в. После мер, ориентированных на устранение меркантилизма, государственное регулирование было основано прежде всего на стимулировании (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах. Одновременно парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и стали добиваться их исполнения. Честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12–15 раз, однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной. Сегодня Швеция имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.

Наиболее близки для данной темы исследования стратегии осознания-предупреждения-пресечения. В рамках такого подхода выделяют три стратегии противодействия коррупции:


     общественное осознание опасности коррупции и ее последствий (осознание);

     предупреждение и предотвращение коррупции (хорошее управление);

     верховенство закона и защита прав граждан (пресечение).

Логика такого разбиения предельно понятна: сначала необходимо понять, что коррупция – это плохо, и ей необходимо противодействовать, затем следует предупреждать коррупцию, устранять ее причины, а если коррупция все-таки имеет место, то необходимо пресекать ее проявления и защищать граждан от ее последствий. Здесь мы имеет типичную смешанную стратегию, где осознание и предупреждение делают упор на устранение причин коррупции, а пресечение – на наказание коррупционеров.

 

Можно выделить несколько концептуальных моделей борьбы с коррупцией.

Тоталитарная модель борьбы с коррупцией. Эта модель предполагает всеобъемлющий контроль со стороны государства за поведением должностных лиц и жесткое реагирование на любые отклонения от принятых норм (писаных и неписаных), которые они допустили. Наиболее последовательно эта модель реализовывалась в эпоху сталинизма. Данная модель устанавливает зависимость между уровнем властных полномочий должностного лица и степенью ответственности. Риск быть привлеченным к уголовной ответственности и понести наказание возрастает для лиц, которые находятся ближе к вершине власти – чем ближе к вершине, тем больше риск. Иными словами, соблюдается принцип реализации ответственности «сверху вниз», который является идеальным средством оптимизации любой социальной системы.

Пороком такого подхода борьбы с коррупцией является нарушение прав человека, так как тоталитаризм принципиально несовместим с их соблюдением. Следует упомянуть еще две особенности, присущие авторитарной модели:

     выход должностного лица на определенный уровень властных полномочий фактически означает для него правовой иммунитет;

     деньги в этой модели играют второстепенную роль или не играют никакой.

Рассматриваемая модель борьбы с коррупцией мотивирует стремление попасть во властные структуры из соображений собственной безопасности и безнаказанности в борьбе за привилегии и полномочия, поэтому в ней заложены процессы деградации власти и ее последовательного коррумпирования.

Олигархическая модельборьбы с коррупцией. Здесь реализация ответственности осуществляется в соответствии с клановым подходом – по принципу «свой – чужой» (наш – не наш). Поскольку власть осуществляется командами, то своих защищают от ответственности всеми возможными способами, зато в отношении чужих собирают компрометирующий материал и пытаются дать ему законный ход. Такая модель типична для борьбы с коррупцией в России в настоящее время. В плане борьбы с коррупцией особенно важно обеспечение реального воплощения принципа концепции правового государства, как равенство всех перед законом, в частности, сведение к минимуму юридических и фактических иммунитетов. В обществе реализуется идея правозаконности – гуманистического права, которое призвано господствовать, править в обществе. Данные модели борьбы с коррупцией динамичны и тяготеют к превращению из одного типа в другой: высока вероятность модификации либеральной модели в авторитарную, авторитарной в олигархическую, олигархической в тоталитарную.



 

Вопрос 5. Механизмы использования в отечественном законодательстве международного опыта предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате.

 

Эффективные методы борьбы с коррупцией, использующиеся в других странах могут быть использованы и в Российской Федерации.

В государствах, где высокие стандарты демократии, власть подконтрольна обществу, а средства массовой информации независимы и в силу нравственности и ответственности перед обществом служат интересам общества и государства, коррупция во властных эшелонах власти сведена к минимуму. Опыт многих развитых государств мира показывает, что им удалось снизить уровень коррупции до социально терпимого и стабильно удерживать его потому, что они смогли наладить контроль со стороны независимых СМИ и институтов гражданского общества. Кроме того, в этих странах работает по-настоящему независимые суды, а это значит, что любой коррупционер, пойманный за руку, независимо от занимаемого поста и связях в высших кругах власти, не сможет избежать уголовного наказания.

Создание такой системы в России и будет главным политическим механизмом успешного противодействия коррупции. Опыт других стран показал, что полностью искоренить коррупцию невозможно, но существенно снизить ее показатели возможно.

Главным направлением противодействия коррупции в развитых странах является – постоянное повышение рисков, цены потерь и уровней нестабильности для вовлеченных в коррупцию государственных должностных лиц, представителей бизнеса и граждан. В противном случае коррупция будет восприниматься в обществе как малорискованная и высокодоходная деятельность в том смысле, что именно коррупционные отношения позволяют надежно и быстро решать проблемы. Противодействие коррупции с помощью запретов соответствующих действий или высоких штрафов за их осуществление, включая изменение правовых норм, как показал мировой опыт, является не всегда эффективным в силу возможностей обхода запретов, неисполнения этих правовых норм или их использования в личных или корпоративных целях.

Чтобы использовать накопленный передовой опыт противодействия коррупции, следует совершать следующие действия: внимательно изучать опыт и наметить программу его творческого применения в нашей стране с учетом национальных особенностей, менталитета и т. д.


Политический аспект антикоррупционного взаимодействия связан с подготовкой и принятием высшими органами государственной власти политических решений по вопросам объединения усилий России с иностранными компетентными государственными органами в разработке и реализации антикоррупционной политики.

Правовой аспект включает в себя вопросы:

     развития законодательной и нормативной базы для совместной антикоррупционной деятельности, в том числе принятия и корректировки договоров и соглашений на двусторонней и коллективной основе о сотрудничестве их участников в торгово-экономических отношениях, юридического обеспечения совместной защиты национально-государственных интересов в пограничных пространствах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне России;

     регулирования отношений с определенными государствами при осуществлении таможенного контроля;

     совершенствования нормативной базы межведомственных отношений и совместных действий в межгосударственных отношениях.

Экономический аспект:

     отражает роль комплексного осуществления задач защиты экономических интересов страны в таможенном пространстве;

     затрагивает вопросы взаимосвязи подсистем пограничной и экономической безопасности страны;

     учитывает хозяйственные связи, рыночные отношения, бюджетно-финансовые вопросы, межведомственные экономические интересы государственных органов, действующих в межгосударственной сфере.

Организационный аспект охватывает вопросы совместного планирования, подготовки и принятия управленческих решений, реализации их исполнения, контроля за ходом дел, а также вопросы структурно-штатных, административно-процедурных, материально-технических, кадровых и иных такого рода мер по согласованию усилий антикоррупционных органов с государственными органами и структурами, задействованными в сфере защиты экономических интересов Российской Федерации.

Социальный аспект включает, прежде всего, координацию усилий субъектов антикоррупционной политики России со всеми полномочными иностранными государственными органами и учреждениями, общественными фондами и организациями по улучшению труда и качества жизни, уровня жилищного, образовательного, медицинского, культурного, пенсионного и иного обеспечения лиц, обеспечивающих безопасность страны. В широком смысле указанный аспект предполагает учет социальных процессов и отношений, межнациональных противоречий и конфликтов, демографических тенденций, миграционных процессов, других социальных факторов, влияющих на безопасность стран.


Все это позволяет рассматривать антикоррупционное взаимодействие российских и иностранных государственных органов системно, комплексно, взаимно дополняя и обогащая друг друга новыми разработками и методиками борьбы с коррупцией как внутри страны, так и за ее пределами.

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Дайте понятие международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.

2.  Какова роль органов прокуратуры в международном сотрудничестве в борьбе с коррупцией?

3.  Какова роль органов МВД в международном сотрудничестве в борьбе с коррупцией?

4.  Назовите основные цели международного сотрудничества РФ в области борьбы с коррупцией.

5.  Назовите основные международные организации и органы противодействующие коррупции.

6.  Что из себя представляет Европейская модель противодействия коррупции?

7.  Что из себя представляет Азиатская модель противодействия коррупции?

8.  Что из себя представляет Африканская модель противодействия коррупции?

9.  Что из себя представляет Латиноамериканская модель противодействия коррупции?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией 1996 г. // Электронный фонд правовой информационно-технической документации – URL: http://docs.cntd.ru/document/901934990

2.  Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках Организации экономического сотрудничества и развития 1997 г. // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» – URL: https://base.garant.ru/70105066/

3.  Европейская Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц 1997 г. // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» – URL: https://base.garant.ru/70558260/

4.  Страсбургская Конвенция 1990 г. об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации – URL: http://docs.cntd.ru/document/1901938

5.  Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» – URL: https://base.garant.ru/2561303/

6.  Моисеев В.В. Противодействие коррупции в современной России: монография / В.В. Моисеев, В.Н. Прокуратов. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 427 с. – URL: http://biblioclub.ru

7.  Шишкарев С.Н. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией: Международный и российский опыт / С.Н. Шишкарев. – М.: Юнити, 2015. – 55 с. – URL:http://biblioclub.ru