Файл: Дипломная работа Робототехника в школе как внеурочная деятельность учащихся в условиях фгос начального общего образования.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.
Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
Программное обеспечение конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo Software) предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO®-коммутатора. Раздел «Первые шаги» программного обеспечения WeDo знакомит с принципами создания и программирования LEGO-моделей 2009580 ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект содержит 12 заданий. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями.
Богатый интерактивный обучающий материал действительно полезен детям, таким образом, курс может заинтересовать большой круг любителей Лего, в первую очередь, младших школьников ценителей TECHICS. Он ориентирован на учащихся 1-4 классов.
В программе «Робототехника» включены содержательные линии:
- аудирование - умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать инструкции;
- чтение – осознанное самостоятельное чтение языка программирования;
- говорение – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;
- пропедевтика – круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование;
- творческая деятельность- конструирование, моделирование, проектирование.
Формы организации занятий
Основными формами учебного процесса являются:
- групповые учебно-практические и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
- участие в соревнованиях между группами;
- комбинированные занятия.
Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:
1. Устный.
2. Проблемный.
3. Частично-поисковый.
4. Исследовательский.
5. Проектный.
6. Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика).
7. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).
8. Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).
9. Создание ситуаций творческого поиска.
10. Стимулирование (поощрение).
Формы подведения итога реализации программы:
- защита итоговых проектов;
- участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;
- участие в школьных и городских научно-практических конференциях (конкурсах исследовательских работ).
Ожидаемые результаты изучения курса
Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:
В области воспитания:
- адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;
- развитие коммуникативных качеств;
- приобретение уверенности в себе;
- формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.
В области конструирования, моделирования и программирования:
- знание основных принципов механической передачи движения;
- умение работать по предложенным инструкциям;
- умения творчески подходить к решению задачи;
- умения довести решение задачи до работающей модели;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
-умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащийся должен знать/понимать:
-влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
-область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- виды информации и способы её представления;
- основные информационные объекты и действия над ними;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- создавать и запускать программы для забавных механизмов;
- основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню, панель инструментов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
- соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Раздел 1. Введение | 3 | 2 | 1 |
2 | Раздел 2. Изучение механизмов | 5 | 2 | 3 |
3 | Раздел 3. Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов | 18 | 6 | 12 |
4 | Раздел 4. Проектирование | 10 | 2 | 8 |
5 | Итого | 36 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы занятия | Кол-во часов | Примечание |
| Раздел 1. Введение | 3 | |
1 | Введение. Знакомство с конструктором Лего. Что входит в 9580 Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™. Организация рабочего места. Техника безопасности | 0,5 | Теория |
2 | Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. | 0,5 | Теория |
3 | Виды роботов, применяемые в современном мире. | 0,5 | Теория |
4 | Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. Символы. Терминология. | 0,5 | Теория |
5 | Первые шаги. Среда конструирования. О сборке и программировании | 1 | Практика |
| Раздел 2. Изучение механизмов | 5 | |
6 | Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Танцующие птицы. Знакомство с проектом (установление связей) | 1 | Практика |
7 | Забавные механизмы. Танцующие птицы. Конструирование (сборка). Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели) | 1 | Теория |
8 | Разработка, сборка и программирование своих моделей | 1 | Практика |
9 | Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Умная вертушка. Конструирование (сборка) | 1 | Практика |
10 | Сравнение механизмов. Танцующие птицы и умная вертушка. (сборка, программирование, измерения и расчеты) | 1 | Теория |
| Раздел 3. Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов | 18 | |
11 | Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Обезьянка-барабанщица. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) | 2 | Практика |
12 | Сравнение механизмов. Танцующие птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица. (сборка, программирование, измерения и расчеты) | 2 | Теория |
13 | Разработка, сборка и программирование своих моделей | 1 | Практика |
14 | Звери (фокус: технология). Голодный аллигатор. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) | 2 | Практика |
15 | Звери. Голодный аллигатор. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели) | 1 | Теория |
16 | Вратарь, нападающий, болельщики. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) | 2 | Практика |
17 | Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели) | 1 | Теория |
18 | Разработка, сборка и программирование своих моделей | 1 | Практика |
19 | Спасение самолета. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) | 1 | Практика |
20 | Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели) | 1 | Теория |
21 | Разработка, сборка и программирование своих моделей | 1 | Практика |
22 | Рычащий лев. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) | 1 | Практика |
23 | Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели, создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели) | 1 | Теория |
24 | Разработка, сборка и программирование своих моделей | 1 | Практика |
| Раздел 4. Проектирование | 10 | |
25 | Спасение от великана | 0,5 | Теория |
26 | Спасение. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) | 1 | Практика |
27 | Защита проекта. | 0,5 | Теория |
28 | Непотопляемый парусник | 0,5 | Теория |
29 | Непотопляемый парусник. Знакомство с проектом (установление связей). Конструирование (сборка) | 1 | Практика |
30 | Защита проекта. | 0,5 | Теория |
31 | Создание самостоятельных проектов, моделирование, защита. Рефлексия | 6 | Практика |
Литература и средства обучения.
Методическое обеспечение программы
1. Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели 2009580) - 6 шт.
2. Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software »
3. Инструкции по сборке (в электронном виде CD)
4. Книга для учителя (в электронном виде CD)
5. Ноутбук - 1 шт.
6. Интерактивная доска.
Список литературы
1. Наука. Энциклопедия. – М. , «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
2. Энциклопедический словарь юного техника. – М. , «Педагогика», 1988. – 463 с.
Приложение В
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1) Посещает ли ваш ребенок дополнительные занятия во второй половине дня?
А) да
Б) нет
В) пока не посещал, но с этого года планируем
Г) не думали об этом
2) Какая сфера наиболее привлекательна для вашего ребенка? (можно выбрать не более трех)
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально-преобразующая добровольная деятельность);
- трудовая (производительная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
3) Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок во второй половине дня находился в школе и занимался внеурочной деятельностью?
А) да
Б) нет
4) Считаете ли вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками
А) да, безусловно
Б) нет, не считаю
В) затрудняюсь ответить
Г) другое
5) Развитию, каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности?
А) организаторские
Б) творческие
В) актерские
Г) импровизаторские
Д) музыкальные
Другие_____________________________
6) Считаете ли Вы педагогов школы достаточно компетентными для проведения дополнительных занятий с учащимися?
А) да
Б) не во всех направлениях
В) желательно сотрудничать с центром дополнительного образования
7) Занимается ли Ваш ребенок в кружках или секциях вне школы?
А) нет
Б) в спортивной секции
В) в кружке
Г) в музыкальной школе
Другое__________________
Есть ли у вас какие - либо предложения по организации внеурочной деятельности ваших детей? Будем очень благодарны!!!