Файл: Дипломная работа Робототехника в школе как внеурочная деятельность учащихся в условиях фгос начального общего образования.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие «потенциал» отчасти совпадает с понятием «резерв», представленный неиспользованными возможностями, запасом прочности, которые обеспечивают надежность функционирования всей системы. Сущность потенциала заключается в совокупности качеств личности, имеющихся в ее распоряжении для осуществления деятельности и способности использовать свои ресурсы».
Социальный потенциал младшего школьника можно определить как совокупность социальных качеств и способностей, необходимых для оптимизации процесса социализации личности на данном возрастном этапе. Для формирования социального потенциала учащихся начальной школы и развития основных социальных качеств и способностей, необходимо создавать в школе определенные педагогические условия.
Начальная школа совпадает с важным периодом формирования личности ребенка. Младший школьник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые не просто являются товарищами по играм, но конкурентами в новой для учащихся учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для успешной социализации в силу большой любознательности детей 6-9 лет; эмоциональность восприятия, подражательный характер и ориентация на авторитет взрослого в поведении и деятельности, высокое доверие учителю и стремление связывать приобретенный личный социальный опыт с изучаемым материалом. Затрудняют социализацию малышей повышенная утомляемость, неспособность выносить длительное однообразие в учебе, слабая моторика, необходимость инструктажа в учебной деятельности, небольшой жизненный опыт. Реальное содержание опыта детей младшего школьного возраста показывает неспособность ребенка вполне соответствовать предъявляемым взрослыми требованиям в школе и дома.
Анализ современных психолого-педагогических источников свидетельствует о заинтересованности исследователей в решении проблем формирования ценностей у современного поколения младших школьников. В отечественной науке предложены как разработки частных вопросов данной области (М. В. Аникеев, И. В. Гильгенберг, М. В. Куранова, Е. В. Поленякина, М. И. Скоморохова, Т. Ю. Сычева), так и фундаментальные исследования, охватывающие разные возрастные этапы (В. П. Бездухов, А. В. Воронцов, В. А. Караковский, Г. П. Иванова, А. В. Кирьякова, С. И. Маслов, Н. Е. Щуркова).
Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н. П. Аникеевой, Н. И. Болдырева, Л. Ю. Гордина, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукиной и других.
Базовыми в понимании процесса социализации личности явились подходы Г. М. Андреевой, Н. В. Андреенковой, Р. Бернса, В. Г. Бочаровой, Ю. В. Васильковой, К. Н. Вентцеля, О. С. Газмана, Н. Ф. Головиной, Э. Дюркгейма, Щ А. В. Мудрика, П. Наторпома, Л. И. Новиковой, Т. Парсонса, М. М. Плоткина, А. А. Реана, В. Д. Семенова, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, С. Т. Шацкого, Н. И. Шевандрина, Т. Шибутани, М. И. Шиловой и других.
Автором термина «социализация» применительно к человеку считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который еще в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
Ученые по-разному трактуют концепции социализации, придерживаясь в основном двух подходов, которые расходятся в понимании роли самого человека в процессе социализации (следует заметить, что такое разделение условно).
Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество - субъект взаимодействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли ученые француз Эмиль Дюркгейм и американец Талкот Парсонс.
Второй подход основан на том, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Социализация трактуется как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В любом обществе социализация человека имеет свои особенности.
Еще одно понимание социального потенциала личности, содержится в концепциях, базирующихся на зарубежных теориях социального капитала и социальных ресурсов (Э. Гидденс, П. Бурдье, Р. Путнэм, Д. Коулмен и др. ). В российской социологии этот подход представлен деятельностно-конструктивистской концепцией социокультурного поля В. Ильина. Используя теорию П. Бурдье и его последователей, автор определяет социокультурное поле как «относительно автономный участок социального пространства, обладающий надиндивидуальной реальностью, порождаемой прямым или косвенным (через организации) взаимодействием людей» [34]. С одной стороны, это внешняя среда по отношению к изучаемым индивидам, а с другой - это среда, порождаемая и воспроизводимая этими же индивидами. Способы связи личности и общества объясняются с помощью категории индивидуально-личностного поля, в число элементов которого входит социальный потенциал личности. Последний интерпретируется В. Ильиным как способность подключиться к ресурсам своего поля.
Термин «социальный потенциал личности» стал использоваться в российской педагогике сравнительно недавно. Большинство российских исследователей придерживаются широкой трактовки понятия. Методологическую основу проводимых в этом русле исследований составляют концепция «человеческого потенциала» (Т. И. Заславская, О. И. Генисаретский, Б. Г. Юдина и др. ) и социосферный подход (В. И. Жуков, Г. И. Осадчая, В. И. Ковалев).
Термин «социальный потенциал» является инновационным для социально-педагогической науки, несмотря на то, что отдельные аспекты процесса формирования социального потенциала личности рассматривались в рамках философии, психологии, социологии, педагогики и ряда других смежных дисциплин. Определяясь в характеристике социального потенциала личности старшеклассника как педагогической категории, целесообразно опираться на ряд значимых в данном контексте понятий: личность, потенциал личности.
Организуемая в советский период внутриучебная деятельность широко использовала потенциал игр, просмотры кинофильмов о жизни граждан страны в союзных республиках с описанием быта города и села, ведение дневника достижений класса, организацию учебных соревнований, проведение общешкольных мероприятий, школьных линеек, утренников и вечеров, праздников и выступлений, систему ученического шефства и взаимного обучения (факультативы, кружки, клубы, секции по интересам), трудовое обучение и воспитание (бытовой, ручной, организаторский и общественно-полезный труд), дежурство и самоуправление в классе и школе, межшкольные учебные соревнования.
Внеучебная деятельность опиралась на проведение экскурсий на стройку, почту, предприятие, в магазин или музей с последующим обсуждением. Дети знакомились с началами социологической деятельности (проведение опросов, интервью, анкетирования детей и взрослых), действовали кружки и секции по предметам и досугу (спорт, творчество, общение), проводилось изложение сведений из газет и журналов, книг, теленовостей и радио, школьники активно участвовали в дежурстве, шефстве и рейдах бригад, занимались в пришкольном лагере, ходили в походы, осуществляли кураторство и патронаж детских и социальных учреждений района, города и области, ухаживали за пришкольным участком, встречались с интересными людьми и общественными деятелями, консультировали посетителей школьного музея, живого уголка, клубов и секций школы, придумывали и выполняли общественные поручения (дежурства, санитары, цветоводы, садоводы, редакторы, помощники и проверяющие мебель, учебу, тетради), проводили звездочки-соревнования во внеучебной деятельности.
Также широко использовались теоретические методы: общеклассные и общешкольные тематические обсуждения и дискуссии, дебаты, беседы на злободневную тематику, решение проблемных задач, анализ жизненной ситуации, моделирование социальных ситуаций, теоретические проекты (история моего дома, улицы, города, семьи, фамилии, мир профессии), коллективные сочинения, вечера вопросов и ответов, недели и дни почемучек. Эти способы активизации творческой активности детей разных возрастов были эффективными в силу высокой организованности.
Основой формирования гражданской позиции и социальной активности является внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов - участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребенку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей.
Таким образом, внеурочная деятельность - это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.
1. 2 Технологии организации внеурочной деятельности в процессе социализации младших школьников
Особо требуется рассмотретьтехнологии организации внеурочной деятельности, которые помогут учителям организовать ее в соответствии с ФГОС начального общего образования наиболее эффективно.
Используемая технология определяется руководителем определенного направления внеурочной деятельности (педагог-предметник, психолог, специалист учреждения дополнительного образования и другие) Рассмотрим некоторые особенности технологий, используемых во внеурочной работе.
1. Проектная деятельность.
Подпроектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
- направлены на достижение конкретных целей;
- включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- формирование умения решать творческие задачи.
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);