Файл: Дипломная работа Робототехника в школе как внеурочная деятельность учащихся в условиях фгос начального общего образования.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. 3 Описание опытно-практической работы по апробации робототехники на уроках информатики во внеурочной деятельности
Для апробации робототехники на уроках информатики во внеурочной деятельности автором была разработана серия уроков с использованием робототехники LEGO WeDo:
- Внеурочное занятие «Лаборатория Лего-роботов» (Приложение Д);
- Создание проектов (Приложение Е).
Для лучшего усвоения материала и развития интереса к данному кружку, были применены необычные формы проведения внеурочных занятий. Личное участие каждого ученика в работе, чувство ответственности, осознание каждым учеником своей возможности чего-то достичь.
На внеурочном занятии «Лаборатория Лего-роботов» были поставлены следующие цели:
1. Собрать робота, изучить его возможности и составить простую программу в среде Lego Education. Изучить работу программы, особенности движения модели робота, закрепить навыки конструирования по инструкциям сборки моделей по инструкции, составления и загрузки программ.
2. Развитие творческих способностей, логического мышления, моторики учащихся.
3. Воспитание чувства коллективизма, умения работать в сотрудничестве в команде, ответственности, уважительного отношения к мнению своих сверстников.
Внеклассное мероприятие проводилось для того, чтобы автор проверил, как учащиеся научились работать в коллективе, прислушиваться к мнению других, продемонстрировали навыки конструирования. При оценивании групповых работ автором была разработана следующая система: Таблица анализа поставленных целей и задач на внеурочном занятии «Лаборатория Лего-роботов».
После выполнения и проверки групповых работ, было обсуждение результатов. Автор с учащимися рассмотрели 3 таблицы анализа поставленных целей и задач на внеурочном занятии «Лаборатория Лего-роботов», и пришли к выводу, что все 3 группы справились с поставленными целями и задачами, так как учащиеся в своей группе поделили обязанности между собой и прислушивались к мнению друг друга.
На следующих внеурочных занятиях учащиеся выполняли собственные проекты. Один из проектов называется «Парк развлечений». Дети, работая в группах, составили цель проекта:
- уточнить и расширить представления о парках развлечений, об их внутреннем и внешнем оформлении.
Над проектом работали две группы: «Качели» и «Карусели». Прежде чем приступать к разработке проектов учащиеся подготовили доклады о качелях и каруселях. Нарисовали рисунки. Группа выбрала понравившейся рисунок и по этому рисунку стали разрабатывать свои проекты.
Занятия по ЛЕГОконструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность.
Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта, учится работать с коллективом.
Проектная деятельность на занятиях по легоконструированию является саморазвитием и развитием личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
После завершения проектов учащиеся защитили свои работы.
Учащимся было предложено пройти анкетирование, которое они проходили в начале работы кружка, для выявления мониторинга вовлеченности обучающихся во внеурочную деятельность.
3. 4 Анализ результатов исследования
Анализ результатов исследования показал, что при использовании робототехники LEGO WeDo во внеурочной деятельности на уроках информатики. Эффективность, качество и мотивация обучения повысилось.
Учащимся было предложено пройти анкетирование, которое они проходили в начале работы кружка, для выявления мониторинга вовлеченности обучающихся во внеурочную деятельность.
Ниже представлена диаграмма уровня мотивации в занятии внеурочной деятельности "Легоконструирование" За основу были взяты результаты проведенных серии уроков.
Сравним результаты анкетирования в начале и в конце исследования и рассмотрим динамику изменения уровней обученности и мотивации.
Количество учеников Уровень обученности | В начале исследования | После проведения исследования |
Высокий | 6 | 8 |
Средний | 4 | 2 |
Низкий | 0 | 0 |
Динамику изменения можно наглядно увидеть в представленной ниже диаграмме.
По результатам полученных данных и анализу таблиц, сравнивающих уровни развития исследуемых показателей до и после проведения опытно-практической работы, можно сделать следующие выводы: после применения, робототехники LEGO WeDo во внеурочной деятельности на уроках информатики, повысился уровень знаний, умений и навыков учащихся.
Наиболее заметное влияние робототехника LEGO WeDo оказала на уровень обученности учеников. Работа каждого привела к тому, что школьники, хотят заниматься внеурочной деятельностью и развиваться дальше, умеют работать как с коллективом, так и самостоятельно. Уровень мотивации в классе изменился и опытно-практическая работа показала целесообразность использования робототехники LEGO WeDo во внеурочной деятельности.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что робототехники LEGO WeDo, реализованная посредством серии уроков с использованием робототехники LEGO WeDo во внеурочной деятельности 2 класса, привела к качественному повышению знаний и уровня мотивации у школьников. Т. е. ее использование способствует повышению эффективности и качества обучения информатике. Отсюда следует, что выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.
Заключение
Для изменения образовательной ситуации в начальной школе наряду с внесением изменений в содержание, необходимы серьезные изменения образовательной среды. Данные изменения должны касаться форм организации учебной деятельности, форм организации учебного пространства, обеспечения учебного процесса различным видом оборудования. Важное место в оборудовании должны занимать современные средства ИКТ. Обучение учащихся начальной школы использованию ИКТ в учебном процессе позволит эффективно использовать их в процессе учения в основной школе, что в свою очередь позволит эффективно распределять учебную нагрузку необходимую на изучение большинства школьных предметов. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что а
ктуальность данной программы состоит в том, что робототехника в школе с использованием конструкторов лего дупло представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.
Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Всестороннее развитие личности учащегося:
- развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;
- развитие логического мышления;
- развитие мотивации к изучению наук;
- формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире;
- ознакомление учащихся с основами конструирования и моделирования;
- развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям;
- развитие познавательного интереса и мышления учащихся;
-овладение навыками начального технического конструирования и программирования.
Задачи:
- расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;
- учиться создавать и конструировать механизмы и машины, включая самодвижущиеся;
- учиться программировать простые действия и реакции механизмов;
- обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
- развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.
Список литературы
1. Аникеев М. В. Формирование духовных ценностей у младших школьников через актуализацию веры в нравственный идеал: Автореф. дис…. канд. нед. наук [Текст]. Тула, 2004. 23 с.
2. Артеменко З. В. , Завадская Ж. Е. Азбука форм воспитательной работы: Справочник Мн. : Повое знание, 2001. - 315 с.
3. Барышников Е. Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: Учебно-методическое 2005. - 242 с.
4. Бездухов В. П. , Воронцов А. В. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 2002. 192 с.
5. Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив. , 1999. 152 с.
6. Болотина Л. Р. , Латышина Д. И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М. : Просвещение, 1978. 128 с.
7. Виноградова Н. Ф. Примерные программы начального общего образования - путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения / Педагогические основы стандарта // Педагогика. 2009. №4. с. 41-46.
8. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе / Т. Н. Ивочкина, Т. И. Григус, Л. А. Спирина и др. Новокузнецк: Издво МОУ ДПО ИПК, 2004. 51 с.
9. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов - М. : Просвещение, 2011
10. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие /И. А. Колесникова, Н. Б. Борытко, Д. Поляков, Н. Л. Селиванов; Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М. : Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.
11. Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л. К. Балясной. - М. , 1980.
12. Воспитательная работа в школе / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. , 2002.
13. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Степанова Е. П. М. : ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
14. Вульфов, Б. З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка/ Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. /Б. З. Вульфов - Челябинск, 1996. - 652 с.
15. Гликман И. З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.
16. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. - М. : Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
17. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
18. Данилюк А. Я. , Кондаков А. М. Воспитание и социализация младших школьников / Научные сообщения // Педагогика. 2009. №5. с. 7-27.
19. Иванова Г. П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях. М. : Социум, 2001. - 100 с.
20. Казаренков В. И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учебное пособие. М. : Логос, 2003. 96 с.
21. Караковский В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М. , 1996.
22. Каталог образовательных наборов на базе LEGO WeDo. М. , 2006. – 40 с.
23. Комарова Л. Г. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова. – М. , 2001. – 88 с.
24. Конструируем, играем и учимся. LEGO WeDo материалы в развивающем обучении дошкольников. М. , 2006. - 45 с.