Файл: Дипломная работа Робототехника в школе как внеурочная деятельность учащихся в условиях фгос начального общего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А. Я. , Кондаков А. М. , Тишков В. А. - М. : Просвещение, 2009

26. Кривов, Ю. И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Педагогика. /Ю. И. Кривов - 2003. - №2. - 342 с.

27. Кульневич С. В. , Т. П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

28. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников. М. : Просвещение, 1983. - 223 с.

29. Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. В 2 ч. М. : Центр «Педагогический поиск», 2004. 4. 2. 160 с.

30. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т. В. Лусс. – М. , 2003. – 96 с.

31. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя. М. : Просвещение, 2003. 254 с.

32. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2002. 480 с.

33. Методика воспитательной работы: Учебное пособие Байкова Л. А, Гребенкина Л. К. , Еремкина О. В. и др. / Под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2005. 144 с.

34. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов/ Е. Н. Степанов - Завуч начальной школы №6/2011

35. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов. / Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издат. Центр «Академия», 1999. - 562 с.

36. Михеева О. В. , Якушкин П. А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO WeDo / О. В. Михеева, П. А. Якушкин // Информатика и образование. – 2006. – №3. – С. 137-140.

37. Никандров Н. Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Мир образования образование в мире. 2003. 3. 3-19.

38. Опарина М. А. Подготовка учителя к организации внеклассной творческой деятельности младших школьников // Развитие личности в процессе обучения и воспитания. Пенза, 1999. Вып. 2. 46-57.

39. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л. А. Парамонова. – М. , 2009. – 210 с.

40. Поляков Д. Технологии воспитания: Учеб. -метод. пособие. М Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -144 с.

41. Рожков М. И. , Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. -256 с.

42. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. - М. : Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

43. Смолкина Е. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2. 2007.


44. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе. М. : Центр «Педагогический поиск», 2002. 160 с.

45. Степанов Е. Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. - 2001. - №4. - С. 14-19.

46. Степанов П. В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем // Научно-методический журнал зам. директора школы. - 2003. - №1. - С. 89.

47. Стефановская Т. А. Воспитательная система школы: теоретический минимум / Сост. Т. А. Стефановская. - Иркутск, 2007.

48. Суриф Е. А. Педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием LEGO –конструктора: Дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. – 166 с.

49. ФГОС Примерные программы начального образования. - «Просвещение», Москва, 2011.

50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010.

51. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М. : Педагогическое общество России, 2001.

52. http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/04/16/vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-v-aspekte

53. https://sites. google. com/site/robotyvskole/

54. http://www. prorobot. ru/lego/robototehnika_v_shkole_6-8_klass. php

55. http://knowledge. allbest. ru/pedagogics/2c0b65625a2ad69a5d43a89421206d37_0. html

56. http://www. lego. com/ru-ru/

Приложения

Приложение А

Презентация «Работаем с конструктором LEGO Education WeDo»

Приложение Б

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Легоконструирование»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.

Сегодняшним школьникам предстоит

работать по профессиям, которых пока нет,

использовать технологии, которые еще не созданы,

решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.

Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено

изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем,

обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.

Таким требованиям отвечает робототехника.

Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни.



С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.

В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно робототехника в начальной школе это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения.

Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т. к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.

Место курса «Lego-конструирование» в учебном плане

Для реализации программы, данный курс обеспечен наборами-лабораториями Лего серии Образование "Конструирование первых роботов" (Артикул: 9580 Название: WeDo™ Robotics Construction Set Год выпуска: 2009) и диском с программным обеспечением для работы с конструктором ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo), компьютерами, принтером, сканером, видео оборудованием.

Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника в представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.


Цели программы:

1. Развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;

2. Формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире.

3. Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям.

Задачи:

- расширить знания обучающихся об окружающем мире, о мире техники;

- учиться создавать и конструировать механизмы и машины, включая самодвижущиеся;

- учиться программировать простые действия и реакции механизмов;

- обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;

- развивать коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения;

Обоснование выбора данной примерной программы.

В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, обучающиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

На каждом уроке, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота. В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.

Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Технология, Математика, Развитие речи.

Комплект заданий WeDo предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:

- творческое мышление при создании действующих моделей;

- развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;

- установление причинно-следственных связей;

- анализ результатов и поиск новых решений;

- коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;


- экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;

- проведение систематических наблюдений и измерений;

- использование таблиц для отображения и анализа данных;

- написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;

- развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.

Структура и содержание программы

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:


Забавные механизмы

Звери

1. Танцующие птицы

1. Голодный аллигатор

2. Умная вертушка

2. Рычащий лев

3. Обезьянка-барабанщица

3. Порхающая птица

Футбол

Приключения

1. Нападающий

1. Спасение самолета

2. Вратарь

2. Спасение от великана

3. Ликующие болельщики

3. Непотопляемый парусник


Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере и с конструктором.

Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка и программирование своих моделей).

Обучение с LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов:

- Установление взаимосвязей,

- Конструирование,

- Рефлексия,

- Развитие.

Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Использование этих анимаций, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.