Файл: Дипломная работа Робототехника в школе как внеурочная деятельность учащихся в условиях фгос начального общего образования.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А. Я. , Кондаков А. М. , Тишков В. А. - М. : Просвещение, 2009
26. Кривов, Ю. И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Педагогика. /Ю. И. Кривов - 2003. - №2. - 342 с.
27. Кульневич С. В. , Т. П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
28. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников. М. : Просвещение, 1983. - 223 с.
29. Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. В 2 ч. М. : Центр «Педагогический поиск», 2004. 4. 2. 160 с.
30. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т. В. Лусс. – М. , 2003. – 96 с.
31. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя. М. : Просвещение, 2003. 254 с.
32. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2002. 480 с.
33. Методика воспитательной работы: Учебное пособие Байкова Л. А, Гребенкина Л. К. , Еремкина О. В. и др. / Под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2005. 144 с.
34. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов/ Е. Н. Степанов - Завуч начальной школы №6/2011
35. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов. / Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издат. Центр «Академия», 1999. - 562 с.
36. Михеева О. В. , Якушкин П. А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO WeDo / О. В. Михеева, П. А. Якушкин // Информатика и образование. – 2006. – №3. – С. 137-140.
37. Никандров Н. Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Мир образования образование в мире. 2003. 3. 3-19.
38. Опарина М. А. Подготовка учителя к организации внеклассной творческой деятельности младших школьников // Развитие личности в процессе обучения и воспитания. Пенза, 1999. Вып. 2. 46-57.
39. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л. А. Парамонова. – М. , 2009. – 210 с.
40. Поляков Д. Технологии воспитания: Учеб. -метод. пособие. М Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -144 с.
41. Рожков М. И. , Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. -256 с.
42. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. - М. : Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
43. Смолкина Е. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2. 2007.
44. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе. М. : Центр «Педагогический поиск», 2002. 160 с.
45. Степанов Е. Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. - 2001. - №4. - С. 14-19.
46. Степанов П. В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем // Научно-методический журнал зам. директора школы. - 2003. - №1. - С. 89.
47. Стефановская Т. А. Воспитательная система школы: теоретический минимум / Сост. Т. А. Стефановская. - Иркутск, 2007.
48. Суриф Е. А. Педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием LEGO –конструктора: Дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. – 166 с.
49. ФГОС Примерные программы начального образования. - «Просвещение», Москва, 2011.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010.
51. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М. : Педагогическое общество России, 2001.
52. http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/04/16/vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-v-aspekte
53. https://sites. google. com/site/robotyvskole/
54. http://www. prorobot. ru/lego/robototehnika_v_shkole_6-8_klass. php
55. http://knowledge. allbest. ru/pedagogics/2c0b65625a2ad69a5d43a89421206d37_0. html
56. http://www. lego. com/ru-ru/
Приложения
Приложение А
Презентация «Работаем с конструктором LEGO Education WeDo»
Приложение Б
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Легоконструирование»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.
Сегодняшним школьникам предстоит
работать по профессиям, которых пока нет,
использовать технологии, которые еще не созданы,
решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено
изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем,
обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.
Таким требованиям отвечает робототехника.
Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни.
С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно робототехника в начальной школе это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т. к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.
Место курса «Lego-конструирование» в учебном плане
Для реализации программы, данный курс обеспечен наборами-лабораториями Лего серии Образование "Конструирование первых роботов" (Артикул: 9580 Название: WeDo™ Robotics Construction Set Год выпуска: 2009) и диском с программным обеспечением для работы с конструктором ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo), компьютерами, принтером, сканером, видео оборудованием.
Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника в представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.
Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Цели программы:
1. Развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;
2. Формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире.
3. Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям.
Задачи:
- расширить знания обучающихся об окружающем мире, о мире техники;
- учиться создавать и конструировать механизмы и машины, включая самодвижущиеся;
- учиться программировать простые действия и реакции механизмов;
- обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
- развивать коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения;
Обоснование выбора данной примерной программы.
В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, обучающиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
На каждом уроке, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота. В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.
Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Технология, Математика, Развитие речи.
Комплект заданий WeDo предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:
- творческое мышление при создании действующих моделей;
- развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;
- установление причинно-следственных связей;
- анализ результатов и поиск новых решений;
- коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
- экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;
- проведение систематических наблюдений и измерений;
- использование таблиц для отображения и анализа данных;
- написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;
- развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.
Структура и содержание программы
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Забавные механизмы | Звери |
1. Танцующие птицы | 1. Голодный аллигатор |
2. Умная вертушка | 2. Рычащий лев |
3. Обезьянка-барабанщица | 3. Порхающая птица |
Футбол | Приключения |
1. Нападающий | 1. Спасение самолета |
2. Вратарь | 2. Спасение от великана |
3. Ликующие болельщики | 3. Непотопляемый парусник |
Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере и с конструктором.
Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка и программирование своих моделей).
Обучение с LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов:
- Установление взаимосвязей,
- Конструирование,
- Рефлексия,
- Развитие.
Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Использование этих анимаций, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.
Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.