Файл: Третичный сектор экономики сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Болховитинов Константин. 10Б.

Развитие сфер услуг.

Мировая экономика подразделяется на четыре сектора, третичный и четвертичный из которых относятся к сфере услуг.

Третичный сектор экономики — сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение и т. п.

Четвертичный сектор включает информационные услуги. Сфера услуг обеспечивает функционирование первичного (охота и рыболовство, сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность) и вторичного (обрабатывающая промышленность, энергетика, строительство) секторов экономики, а также их взаимосвязь с потребителями товаров и услуг. В состав сферы услуг входят услуги торговли, транспорта, связи, финансовой деятельности, образования, здравоохранения, предоставление социальных услуг и другие виды услуг. Сфера услуг – часть третичного сектора экономики, имеющая все большее значение в современном обществе. Эта сфера либо доводит до потребителя то, что произвели в других отраслях (через торговлю), и обеспечивает их эксплуатацию (с помощью ремонта), либо сама производит услуги для населения (юрист, актер, учитель, врач и др.). То есть, услуги бывают двух видов.

Большая часть товаров поступает к потребителю через сферу обслуживания. Современный человек нуждается в услугах и привык пользоваться сферой услуг в течение всей жизни. Услуга — деятельность, не создающая новый вещественный продукт, но меняющая качество продукта или предоставляющая некое благо в форме деятельности.

Виды услуг:

1. Жилищно- коммунальное хозяйство. Задача ЖКХ состоит в обслуживании жилых домов, благоустройстве дворов, водо- и электроснабжении.

2. Торговля и общественное питание (магазины, столовые, кафе, рынки…)


3. Услуги по социальному обеспечению населения (дома престарелых, инвалидов, детские дома)

4. Бытовое обслуживание (ателье, парикмахерские, бани, мастерские)

5. Культурное обслуживание (театры, цирки, дома культуры, библиотеки…)

6. Общественное воспитание детей (школы, детские сады…)

7. Кредитно- финансовое обслуживание (банки, страховые компании)

8. Рекреационное обслуживание (санатории, дома отдыха, пансионаты)

9. Медицинское обслуживание (больницы, аптеки…)

10. Услуги связи (почта, телеграф).

Доходы населения определяют соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля самообслуживания, так как исчезает необходимость экономить средства на услуги, предоставляемые специализированными организациями сферы обслуживания. С ростом доходов растут также потребности в количестве и качестве предоставляемых услуг.

Главные критерии уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания — учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры обслуживания — пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.

Основные показатели развитости сферы обслуживания. В сельской местности особенно большое значение имеют транспорт и сеть дорог, чтобы обеспечить доставку потребителей к центрам обслуживания. Поэтому очень важный показатель — густота транспортной сети. Для каждого вида услуг можно определить 

удовлетворенность — по нормативам (нормативный метод) или по реальному потреблению (поведенческий метод). Существенно также потребление услуг на человека (в абсолютных или денежных показателях), но душевое потребление обязательно надо соотносить с доступностью — долей потребляющих услугу от всех нуждающихся в ней. 

Важный показатель — комплексность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой, не способной удовлетворить потребности.