Файл: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Цели:

  1. Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта. 

  2. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода. 

  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. 

  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. 

План урока

  1. Беседа об истории и культуре Древнего Египта (вспоминаем уроки истории): 

  • характерные особенности египетской культуры; 

  • одежда, причёски и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта. 

  1. Постановка художественной задачи (выполнение египетского костюма с использованием куклы-шаблона). 

  2. Практическое выполнение задания. 

  3. Подведение итогов. 
    Ход урока

Сегодня мы начинаем с вами увлекательное путешествие по великой, сказочной, загадочной стране.

Отгадайте, о какой стране идёт речь? 

На плите, 
на саркофаге, 
на папирусной бумаге 
и на всём, что видит взгляд, 
иероглифы пестрят. 
Рыбы, 
звери, 
птицы, 
точки, 
загогулины, 
кружочки… 
Всё знакомое почти, 
а попробуй-ка, прочти! 
(Древний Египет.) 

Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Мы отправляемся в страну сфинксов и пирамид – в Древний Египет.


- Что вы знаете о Древнем Египте?

Само слово Египет греческого происхождения и в переводе означает «загадка, тайна». Древний Египет – это государство, существовавшее в долине Нила примерно с 3000 г. по 30 г. до н.э., которым правили фараоны. ФАРАОН - полновластный правитель Египта являющийся сыном бога, его наместником на земле. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. Ц арственное величие фараона подчёркивали священные символы: КЛАФТ - полосатый платок спадающий по бокам строгими полосами и сплетённый на спине наподобие косы, высокая ТИАРА – двойная корона, которую украшали ГРИФОН и УРЕЯ- кобра защитница, два СКИПЕТРА- изогнутый жезл и треххвостый бич, искусственная борода были знаками царского могущества.

Ф араон и его приближенные кроме всех атрибутов власти носили большие по размеру парики. Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым.

У сыпальницы фараона - пирамиды стали символом Древнего Египта. Они также выразили стремление фараонов уравняться с богами в бессмертии, преодолеть время, достичь вечности. Пирамиды стали величайшим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них - пирамида Хуфу - считается одним из семи чудес света.




Дошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как выглядели и одевались представители различных сословий. Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги.
Е гипетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. В принципе, речь идёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти, туловище было свободно от одежды.

С хенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.



И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.

В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определённого цвета – жёлтого.

Ж енский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой. Иногда шили цельнокроеную рубашку с глубоким вырезом на груди.
Д ома египтянки одежды не носили, но украшали себя ожерельями и браслетами. Бёдра были убраны тончайшими цепочками.

Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох.

Е гиптянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги. Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.

И зящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).


Одежда фараонов в Древнем Египте состояла из гофрированного схенти с широким поясом, который сзади украшался чем-то вроде хвоста, а спереди – куском материи или пластиной из драгоценного металла в форме трапеции.
Постановка художественной задачи.

- А теперь, ребята, самостоятельно выполните традиционный египетский костюм. В работе вам поможет весь иллюстрационный материал и даже учебники истории.