Файл: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Цели.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Цели:
-
Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта. -
Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода. -
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. -
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
План урока
-
Беседа об истории и культуре Древнего Египта (вспоминаем уроки истории):
-
характерные особенности египетской культуры; -
одежда, причёски и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта.
-
Постановка художественной задачи (выполнение египетского костюма с использованием куклы-шаблона). -
Практическое выполнение задания. -
Подведение итогов.
Ход урока
Сегодня мы начинаем с вами увлекательное путешествие по великой, сказочной, загадочной стране.
Отгадайте, о какой стране идёт речь?
На плите,
на саркофаге,
на папирусной бумаге
и на всём, что видит взгляд,
иероглифы пестрят.
Рыбы,
звери,
птицы,
точки,
загогулины,
кружочки…
Всё знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти!
(Древний Египет.)
Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Мы отправляемся в страну сфинксов и пирамид – в Древний Египет.
- Что вы знаете о Древнем Египте?
Само слово Египет греческого происхождения и в переводе означает «загадка, тайна». Древний Египет – это государство, существовавшее в долине Нила примерно с 3000 г. по 30 г. до н.э., которым правили фараоны. ФАРАОН - полновластный правитель Египта являющийся сыном бога, его наместником на земле. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. Ц арственное величие фараона подчёркивали священные символы: КЛАФТ - полосатый платок спадающий по бокам строгими полосами и сплетённый на спине наподобие косы, высокая ТИАРА – двойная корона, которую украшали ГРИФОН и УРЕЯ- кобра защитница, два СКИПЕТРА- изогнутый жезл и треххвостый бич, искусственная борода были знаками царского могущества.
Ф араон и его приближенные кроме всех атрибутов власти носили большие по размеру парики. Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым.
У сыпальницы фараона - пирамиды стали символом Древнего Египта. Они также выразили стремление фараонов уравняться с богами в бессмертии, преодолеть время, достичь вечности. Пирамиды стали величайшим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них - пирамида Хуфу - считается одним из семи чудес света.
Дошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как выглядели и одевались представители различных сословий. Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги.
Е гипетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. В принципе, речь идёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти, туловище было свободно от одежды.
С хенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.
И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.
В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определённого цвета – жёлтого.
Ж енский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой. Иногда шили цельнокроеную рубашку с глубоким вырезом на груди.
Д ома египтянки одежды не носили, но украшали себя ожерельями и браслетами. Бёдра были убраны тончайшими цепочками.
Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох.
Е гиптянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги. Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.
И зящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).
Одежда фараонов в Древнем Египте состояла из гофрированного схенти с широким поясом, который сзади украшался чем-то вроде хвоста, а спереди – куском материи или пластиной из драгоценного металла в форме трапеции.
Постановка художественной задачи.
- А теперь, ребята, самостоятельно выполните традиционный египетский костюм. В работе вам поможет весь иллюстрационный материал и даже учебники истории.