ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ на Задание № 1.
В словах матери можно обнаружить следующие когнитивные ошибки (неконструктивные, искаженные или иррациональные суждения):
1. О себе: «Я просто неудачница, у меня не получается их воспитывать», «Я не умею воспитывать детей».
2. О детях: «Они никогда не перестанут ругаться. Они просто ненавидят друг друга. Они совершенно не слушают меня. Ужасные дети! Это безнадежно!».
3. О ситуации (конфликте): «Это никогда не прекратится».
Как видно, у матери есть тенденция к катастрофизации: смотря на ситуацию, она ожидает худшего и сгущает краски. Она использует обобщения: «всегда», «никогда». Также отмечается «черно-белое мышление»: из-за проблем с поведением она считает детей «ужасными», игнорируя их достоинства.
Чтобы помочь ей оспорить ложные убеждения, можно рассказать ей о периодах в развитии детей и преодолении кризисов, привести опыт других родителей, которые справились с аналогичной проблемой. Также стоит рекомендовать ее выписать на лист достоинства своих детей, составив список. А второй список ‒ свои достоинства как матери. Тогда она увидит, что делает много для их воспитания и развития, а дети обладают многими положительными качествами.
Ответ на Задание № 2.
Опишем социально-психологические характеристики персонажа книги Тургенева «Отцы и дети» ‒ Анны Одинцовой.
Имя: Анна Сергеевна Одинцова.
Пол: женский.
Возраст: 28-29 лет.
Профессия: помещица, ее имение находится на оброке.
Семейное положение: вдова.
Место проживания: имение Никольское.
Описание поведенческих реакций:
‒ в привычной обстановке:
‒ "По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления...";
"...ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным...";
‒ "...у вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение..." (Базаров о ней);
‒ "...вы считаете меня спокойным, изнеженным, избалованным существом..." (Анна Сергеевна о себе).
‒ в стрессовой ситуации: Больше всего в жизни Одинцова ценит спокойствие, поэтому, когда ей нужно выбрать между яркими любовными отношениями с Базаровым и спокойствием и одиночеством, она выбирает второе: "...спокойствие все-таки лучше всего на свете"; «Видно, прав Базаров, любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, и эгоизм…»".
Тип темперамента: флегматик.
Способности и задатки: Анна Сергеевна ‒ умная и красивая женщина, практичная и хороший управленец своего имения:
‒ "Зачем вы, с вашим умом, с вашею красотою, живете в деревне?..";
‒ "Я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается...".
Особенности характера, проявляющиеся в отношении к:
‒ самому себе: эгоистичная, высокая самооценка.
‒ другим людям: гордая, приятная в общении, заботится о младшей сестре.
‒ миру: любопытна и пытлива.
‒ труду и продуктам деятельности: ленива, не любит напрягаться, но хорошо распоряжается своим имением.
Характеристика направленности личности героя:
‒ цели: вести спокойный, размеренный, комфортный образ жизни.
‒ ценности: спокойствие, комфорт, достаток, интеллектуальное общение.
‒ мотивы: познавательные (любопытство), денежные.
‒ мировоззрение: свободных взглядов, но не придерживаться какой-либо теории, прохладно относится ко всему, не имеет стойких убеждений.
Ответ на Задание № 3.
Необходимо провести беседу с учителями-предметниками и классными руководителями для получения нужной информации. Опросить об успехах учащихся, о затруднениях, с которыми сталкиваются старшеклассники, о проблемах в поведении. Для проведения специального обследования учащихся можно использовать тесты по программе, когнитивные тесты, тесты креативности.
Ответ на Задание № 4.
Алгоритм обследования:
1. Применение следующих методик исследования интеллекта у младших школьников:
а) Тест Э.Ф. Замбицявичене
б) Тест Д. Векслера
в) Тест Дж. Равена
г) Таблицы Шульте
д) Методика «Переплетенные линии» Рея (мод. теста Рисса) (М. В. Ильина)
е) Методика «Корректурная проба» (Тест Б. Бурдона) (Е. И. Рогов)
2. Анализ и интерпретация результатов.
3. Выводы по проблеме.
Ответ на Задание № 5.
Акцентуация характера директора ‒ эпилептоидный (педантичный, целеустремленный человек, сдержанный внешне, одевающийся очень неброско, авторитарный, требует строгого соблюдения дисциплины).
Акцентуация характера учителя физкультуры ‒ истероидная (любит быть в центре внимания, очень общительный, веселит женщин).
Истероид по своему характеру мало совместим с эпилептоидом. Истероид всегда стремится к широкому кругу общения и демонстративности, что для эппилептоида непонятно и неприемлемо, он считает это проявлением легкомысленности.
Эпилептоид стремится все подчинить и контролировать, а живость и непокорность истероида раздражает его. Истероид, в свою очередь, раздражается по поводу излишней педантичности эпилептоида. Этим объясняется взаимная неприязнь директора и учителя физкультуры.
Ответ на Задание № 6.
Три презентационных слайда на тему: «Критерии успешности директора школы»:
Ответ на Задание № 7.
Профиль личности школьного учителя физкультуры:
Темперамент: сангвиник.
Направленность личности: любовь к детям, стремление понять и помочь им.
Акцентуация характера: гипертим, истероид.
Степень необходимого развития психических процессов:
‒ познавательных: высокая степень развития, желание учиться и обучать других;
‒ эмоциональных: хорошая психорегуляция собственного эмоционального состояния;
‒ волевых: развитая воля, а также ответственность, поскольку профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.
Ответ на Задание № 8.
Нужно уточнить, какие у учителя есть пожелания относительно учебного процесса конкретного школьника. Надо показать готовность услышать учителя, продемонстрировать, что его мнение важно. Есть вероятность, что он действительно желает ребенку добра и хочет, чтобы они максимально развивались. Если же учитель точно необъективен, нужно провести с ним беседу и выяснить причины негативного отношения к ребенку ‒ возможно, учитель недоволен поведением школьника, но вместе воспитания и корректировки поведения выражает недовольство в виде плохих оценок. Тогда необходимо вывести на поверхность эту причину и разработать меры по работе с ней ‒ например, заняться дисциплиной школьника. Поможет посещение педагогом и учеником школьного психолога.
Ответ на Задание № 9.
Интерес к школе и положительное отношение к ней; стремление запять новое положение школьника, желание учиться, заниматься серьезной учебной деятельностью ‒ это младший школьный возраст.
Основные новообразования младшего школьного возраста
‒ произвольность;
‒ внутренний план действия;
‒ рефлексия.
Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью ‒ обязанность учиться, приобретать знания.
Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. В период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое.
Особенности восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.
Особенности внимания. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах
Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.
Особенности воображения. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует увеличение количества признаков и свойств в образах.
Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.
Таким образом, младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики.
Ответ на Задание № 10.
Ценностные ориентации:
1. Все богатые должны помогать бедным (милосердие, щедрость).
2. Большинство бизнесменов – это непонятные люди с непонятными идеалами (общение, коллективизм, нематериальные ценности).
3. Нельзя убивать душу (душевность, поиск смысла жизни, высшей духовной силы).
4. Никому не дано судить других (понимание и сострадание; поиск истины и формирование независимых суждений)
5. Учителя должны уважать себя и детей (взаимоуважение, любовь к детям).