Файл: План урока Беседа о видах монументальной живописи и их характерных особенностях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

виды монументальной живописи. 8 кл

Цели:

1. Сформировать представление о видах монументальной живописи и ее характерных особенностях.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству.

3. Познакомить учащихся с уникальными образцами фресковой росписи и их историей.

4. Развивать ассоциативно-образное мышление, память, умение анализировать материал, навыки публичного выступления.

Оборудование и материалы: плакаты и иллюстрации с изображением фресок, витражей, мозаик, панно; творческие работы учащихся.

План урока

1. Беседа о видах монументальной живописи и их характерных особенностях.

2. Выступления учащихся с результатами поисковой работы (по группам и индивидуально).

3. Подведение итогов.

Ход урока

Беседа.

Учитель. Сегодня мы продолжим знакомство с монументальными видами искусства.

– Какие произведения искусства мы называем монументальными?

Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи.

Художник создает их для определенного здания, для его стен, пола или потолка, поэтому размер и форма произведения, его композиция, краски – все должно подходить к архитектуре здания, сливаться с ней, создавать единое целое. Люди смотрят на монументальную живопись издали, и поэтому художник избегает в своей работе мелких деталей, которых зритель все равно не разглядит. Произведение должно быть не многословным, но выразительным.

К произведениям монументальной живописи можно отнести фреску, витраж, мозаику, панно.

Фреска – это живопись по сырой штукатурке, когда раствор еще не «схватился» и свободно впитывает краску (в переводе с итальянского «фреска» означает «свежий», «сырой»). Фресковой живописью занимались Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Феофан Грек, Андрей Рублев.

Витраж – это картина, составленная из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой свинцовыми полосками. Витраж – старинный вид искусства. Никто точно не знает, когда оно возникло. Но больше всего это искусство было известно в средние века. Почти все средневековые соборы славятся своими витражами. Но цветное стекло хорошо подошло и к современным домам.


Мозаика – это монументальная живопись, изображение или узор которой выполнен из цветных камней, смальты (цветное непрозрачное стекло), керамических плиток. Используется мозаика для украшения полов и стен зданий. Возникла еще в античную эпоху.

Панно – это обрамленная часть стены или потолка, заполненная изображением, или картина, украшающая стену или потолок.

Самый простой способ украсить стену – что-нибудь нарисовать на ней. Стенные росписи – очень древний вид изобразительного искусства. Вспомните наши уроки в I четверти. (Росписи в пещерах, в гробницах и храмах Древнего Египта…) Встречали мы их и в полуразрушенных домах города Помпеи, погибшего при извержении Везувия, и в православных церквях, и в современных общественных зданиях. Где в нашем городе вы встречали такие росписи?

Прежде чем расписать стену, нужно подготовить ее – сделать ровной и гладкой. Для этого стену покрывают специальным составом – смесью гипса, воды и песка. Этот состав называют штукатуркой.

Стенные росписи бывают двух видов – секко (от итальянского «сухой») и фреска (от итальянского «сырой», «свежий»).

При росписи способом секко художник дожидается, пока штукатурка высохнет и начинает работу.

Если же художник выбирает технику фрески – его задача усложняется. Во-первых, работать нужно быстро, пока штукатурка не высохла. Во-вторых, художник должен уметь представить, какой цвет приобретет его творение по завершении работы. Вспомните: если какую-либо ткань смочить водой, она становится темнее, высыхает – светлеет. Так и с водными красками для фрески: высыхает штукатурка, высыхает сама краска – и изображение становится заметно светлее. Но зато краска впитывается в штукатурку, как бы срастается с ней, и красочный слой приобретает особую прочность.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о фреске. Вы познакомите друг друга с творениями великих мастеров или, быть может, тех, чье имя не сохранило время, а их творения радуют нас и поныне.

Сообщения учащихся.

(Возможный перечень фресок для рассказа и описания:

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»;

Джотто «Поцелуй Иуды»;

Микеланджело. Фрески Сикстинской капеллы;

Фрески А. Рублева, Ф. Грека и др.)

Подведение итогов урока.

Учитель. Ребята, так что же мы теперь знаем о фреске?



Учащиеся:

– Фрески – это особый вид картин, они исполняются на стенах, потолках, арках, в любом месте, где есть штукатурка. Краски наносятся на сырую штукатурку, что позволяет фреске сохраняться дольше и лучше.

– Фреска это не только роспись по стенам, она также может быть представлена и как отдельный элемент, заключенный в рамку.

– Фреска – это древняя и вместе с тем оригинальная техника оформления интерьеров. Несмотря на свою древность, она и сейчас привлекает к себе особое внимание со стороны общества, она современна и обладает всеми необходимыми качествами. Для исполнения фрески необходимы мастера высокого уровня подготовки, так как с точки зрения стиля она требует высокого профессионального качества исполнения.

Учитель. На следующем уроке мы продолжим знакомство с монументальной живописью.

Домашнее задание: подобрать репродукции с изображением витражей.

Фреска Леонардо да Винчи

«Тайная вечеря»

В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров – фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.



Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495–1497гг.

Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом.

Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам – один из вас предаст меня». Эти слова предваряют кульминацию чувств, высшую точку накала человеческих отношений, трагедию. Но трагедия не только Спасителя, это еще и трагедия самого Высокого Возрождения, когда начала рушиться вера в безоблачную гармонию и жизнь представлялась не такой уж безмятежной. Фреска Леонардо заполнена не только библейскими персонажами, это еще и гиганты Возрождения – свободные и красивые.

У Леонардо все фигуры композиции расположены на одной линии – лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они свое душевное беспокойство.


«Тайная вечеря» – одно из великих творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагичной. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и людское варварство.

Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Так он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете.

Иуда. Этюд к «Тайной вечере». Апостол (возможно, св. Петр). 1495–1497 гг.

Этюд к «Тайной вечере». 1495–1497 гг.

Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. На стене, как бы преодолевая ее, развертывается перед зрителем древняя евангельская трагедия. Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, а старые мастера изображали его сидящим отдельно. Но Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, окутав его черты тенью.

Иисус Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо – идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств.

То, что увидели пораженные зрители, когда зимой 1497 года они вслед за герцогом и его пышной свитой заполнили простую и строгую трапезную, действительно, было совершенно непохоже на предшествовавшие росписи подобного рода.

«Картины» на узкой стене, противоположной входу, как будто бы совсем и не было. Видно было небольшое возвышение, а над ним потолок с поперечными балками и стены, образующие живописное продолжение реального пространства трапезной. На этом возвышении, замыкавшемся тремя окнами с видом на горный пейзаж, был изображен стол – точно такой же, как и другие столы в монашеской трапезной. Стол этот покрыт такой же скатертью с простым тканым узором, какими покрыты столы и других монахов. На нем стоит такая же посуда, как и на других столах.


Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов. И как бы вместе с ними справляют свою вечерю.

Таким образом, когда сидящие за столом с яствами монахи могли быть легче увлечены мирскими прельщениями, им надлежало на вечное поучение показать, что в сердце каждого невидимо может вкрасться предатель и что Спаситель болеет о каждой заблудшей овце. Этот урок монахи должны были ежедневно видеть на стене, чтобы великое поучение проникало в их души глубже, чем молитвы.

От центра – Иисуса Христа – движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной. Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность.

Но, создавая свою «Тайную вечерю», Леонардо никак не мог нарисовать лицо Иисуса Христа. Он тщательно написал лица всех апостолов, пейзаж за окном трапезной, посуду на столе. После долгих поисков написал Иуду. Но лицо Спасителя осталось на этой фреске единственным не завершенным.

Казалось бы, что «Тайная вечеря» должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый способ грунтовки стены и новый состав красок.

Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения. Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой.

В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески, через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. Спасаясь от смертельной опасности, они не могли надлежащим образом позаботиться о фреске.

К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии. Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой головой Иисуса Христа.