Файл: Пофб03. 01д20211 Шабоян Арман Альбертович Билет к экзамену 17 по учебной дисциплине Лыжный спорт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОФ-Б-03.01-Д-2021-1
Шабоян Арман Альбертович
Билет к экзамену №17 по учебной дисциплине Лыжный спорт
1). Лыжная подготовка в общеобразовательной школе.
Лыжная подготовка в школе - одно из важнейших средств физического воспитания; способствует приобретению учащихся двигательных качеств (выносливость, сила, быстрота, ловкость) и формированию волевых качеств (смелость, решительность, находчивость, настойчивость). Занимаясь л. п., школьники учатся ориентироваться на местности, познают природу; у них крепнут чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы.
Лыжная подготовка в школе проводится по государственным программам, которые должны быть пройдены и усвоены всеми учащимися, отнесенными, по заключению врача, к основной и подготовительной мед. группам. Нагрузки во время лыжной подготовки дозируются в соответствии с данными мед. осмотра. Занятия по л. п. могут проводиться при безветренной погоде при температуре не ниже -15°, а для младших классов при температуре не ниже -12°. Замена уроков лыжной подготовки разрешается только в бесснежных районах.
Обучение детей способам передвижения на лыжах осуществляется уже в дошкольных учреждениях. Дети, начиная со ср. возрастной группы, обучаются умению передвигаться на лыжах по равнине с палками и без палок, совершать повороты переступанием на месте и выполнять спуски с небольших склонов.
Программа физической культуры для школ предусматривает лыжная подготовка с 3-го, а там, где имеются соответствующие условия, с 1-го класса. На занятиях по л. п. с уч-ся 1 - 4-х классов гл. внимание обращается на общее физич. развитие, на воспитание правильной осанки, на закаливание организма, на правильное выполнение техники способов передвижения на лыжах. Прививается любовь к занятиям на лыжах. В основе занятий с уч-ся младшего школьного возраста лежит игровой метод.
Для 5 - 8-х классов, наряду с оздоровительными и закаливающими целями, ставятся задачи обучения технике лыжного спорта и тренировки (развитие быстроты, ловкости). Ведётся подготовка и сдача нормативных требований ГТО по лыжному спорту.
В старших классах продолжается совершенствование техники лыжного спорта, обучение тактике; большое место отводится спортивной тренировке. К окончанию школы уч-ся должны выполнить нормативные требования комплекса ГТО 1-й ступени. В зависимости от целевой установки занятия на лыжах могут носить учебный, учебно-тренировочный, тренировочный и контрольный характер.
В школе, кроме обязательных уроков физической культуры, куда входит и лыжная подготовка, проводится спортивно-массовая работа по лыжному спорту: классные и общешкольные праздники, экскурсии, походы на лыжах и др. Большое место в школе занимают секционные занятия лыжным спортом. Членом секции лыжного спорта может быть каждый уч-ся не моложе 10 лет, допущенный к занятиям в секции врачом.
Организация и методика проведения внеклассной работы по лыжному спорту.
В ходе внеурочных занятий на лыжах решаются задачи дальнейшего развития физических качеств, совершенствования техники способов передвижения на лыжах, повышения уровня общей работоспособности. Особо важную роль играют эти формы занятий в оздоровлении и закаливании школьников. К организационным групповым формам занятий прежде всего следует отнести спортивные соревнования по лыжам, игры, различные мероприятия, входящие в программу традиционных школьных зимних праздников. Туристские походы на лыжах - очень важная форма организованных групповых занятий и в то же время по сравнению с другими мероприятиями одна из самых сложных по организации и условиям проведения. Особое внимание следует уделять организации многодневных походов. Руководить такими походами со школьниками могут только учителя, сами имеющие опыт участия в лыжных походах, а также уже руководившие группами в зимних походах. Самодеятельные (самостоятельные) групповые занятия на лыжах являются важным дополнением к учебной работе по лыжной подготовке и к другим внеклассным мероприятиям. Индивидуальные занятия по лыжной подготовке и лыжному спорту проводятся школьниками по инициативе учителя как с целью выполнения конкретных домашних задании, полученных на уроке, так и для самостоятельного совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Школьники, занимающиеся в секции лыжного спорта, также должны проводить дополнительные индивидуальные тренировки, содержание, объем и интенсивность нагрузки которых определяет учитель.
2). Характеристика физических качеств лыжников-гонщиков: выносливость, сила, быстрота, гибкость.
Выносливость — способность длительное время выполнять физические упражнения. Продолжительность работы зависит от количества мышечных групп, вовлекаемых в работу, и от степени их напряжения (интенсивности) в каждом движении.Выносливость в лыжных гонках развивают специфическими и неспецифическими упражнениями циклического и ациклического характера. Специфические упражнения условно можно разделить на специальные и общеразвивающие.
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Мышцы могут проявлять силу: а) при сокращении (преодолевающий режим); б) при удлинении (уступающий режим); в) без изменения длины (статический, изометрический режим).
Для сравнения силы у людей различного веса пользуются понятием относительной силы, под которой понимают величину силы, приходящейся на 1 кг собственного веса. При: воспитании силы главными являются следующие компоненты нагрузки: а) выбор величины сопротивления; б) количество повторений; в) интервалы отдыха. Применяются следующие методы: повторных, максимальных и динамических усилий.
Метод повторных усилий заключается в повторении упражнений, выполняемых с отягощениями.
Быстрота характеризуется способностью человека совершать целенаправленные двигательные действия в минимальный отрезок времени.
Выделяют три основные формы проявления быстроты: а) латентное время двигательной реакции; б) скорость одиночного сокращения; в) частота движений.
В спортивной практике мы встречаемся с комплексным проявлением быстроты. Так, в передвижении на лыжах по равнинному участку скорость зависит от частоты шагов, а на подъемах — больше от силы отталкивания; во время преодоления спусков основное значение приобретает скорость двигательной реакции.
Проявление быстроты на лыжной трассе зависит от техники владения тем или иным способом передвижения.
Взаимосвязь качества быстроты с другими качествами в лыжных гонках еще недостаточно изучена, поэтому рекомендации по его развитию носят больше общий характер. Одним из показателей качества быстроты является максимальная частота движения. При передвижении на лыжах с максимальной скоростью проявление скоростных качеств зависит от силовых возможностей человека.
Силовые упражнения влияют положительно на быстроту лишь тогда, когда сила увеличивается в том же движении, в котором хотят показать наивысшую скорость. В воспитании скоростных качеств при передвижении на лыжах техническое мастерство играет существенную роль.
При воспитании быстроты используют физические упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью.
В бесснежный период тренировки быстрота воспитывается с помощью как циклических, так и ациклических упражнений.
Гибкость, или большая подвижность в суставах, необходима лыжникам для становления рациональной техники лыжных ходов. Запас амплитуды движений в том или ином суставе способствует совершенствованию более рациональной техники лыжных ходов.
Гонщик, имеющий ограниченную подвижность в тазобедренном суставе, не может выполнить попеременные и одновременные ходы с широким шагом. Толчок ногой у таких спортсменов заканчивается рано, и, как правило, усилия во время отталкивания больше идут по вертикальной линии. Так что один, казалось бы, незначительный недостаток влечет за собой цепь ошибок в двигательной координации.
Гибкость зависит от подвижности в суставах, эластичности связок, сухожилий и мышц. Связки ограничивают растягивание мышц; чем эластичнее связки, тем больше подвижность в суставе.
Гибкость меняется в зависимости от времени суток и состояния организма. Гибкость уменьшается после сна, приема пищи, охлаждения и при утомлении.
Гибкость улучшается обще развивающими упражнениями, выполняемыми с большой амплитудой, с отягощениями и без них. Амплитуда увеличивается постепенно, упражнения выполняются сериями: 3—4 и повторяются 15—20 раз.
3). Конспект урока по лыжам для 3-го класса.
Содержание | Дозировка | Методические указания |
Подготовительная часть (20 мин) | ||
1. Выдача инвентаря. 2. Выход к месту занятий. 3. Построение. Приветствие. Сообщение задач | 5 мин 3 мин 2 мин | Обратить внимание на внешний вид и готовность к уроку. «Класс в одну шеренгу становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Инвентарь взять!» В колонну по одному, лыжи в правой руке, палки в левой. |
4. Построение. | 1 мин | «В одну шеренгу становись!» «На 1,2,3 рассчитайсь!» Первые номера- на месте, вторые- 3 шага вперед, тритии- 6 шагов вперед «По расчету шагом марш!» «Палки на пол убрать» |
5. ОРУ Наклоны головы. И.п. - руки на пояс, ноги врозь 1- наклон головы вправо 2- и.п. 3- наклон головы влево 4- и.п. Круговые движения в плечевом суставе И.п. - руки к плечам, ноги врозь 1-2 - круговые движения вперед 3-4 - круговые движения назад Круговые движения в плечевом суставе И.п. - Руки внизу, ноги врозь 1-2 - круговые движения вперед 3-4 - круговые движения назад Повороты корпуса И.п. - руки перед грудью, ноги врозь 1,3 - поворот вправо/влево 2,4 - И.п. Высокое поднимание бедра на месте Захлёст голени на месте Круговые движения голеностопном И.п. - руки на пояс ноги врозь 1-2 - вращения в правую сторону 3-4 - вращения в левую сторону | 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 15 раз 15 раз 8*2 раз | И.п. принять. «Упражнение в правую сторону начинай!», «Стой!» Темп средний. Спина прямая. И.п. принять. «Упражнение начинай!», «Стой!» Темп средний. Спина прямая. И.п. принять. «Упражнение начинай!», «Стой!» Темп средний. Руки прямые. И.п. принять. «Упражнение в правую сторону начинай!», «Стой!» Темп средний. «Упражнение начинай!», «Стой!» Темп быстрый. Колено согнуто на 90° «Упражнение начинай!», «Стой!» Темп быстрый. Пятка касается ягодиц. И.п. принять. «Упражнение начинай!», «Стой!» Темп средний. Нога на носок. |
6. Разминочный круг | 1 круг | В среднем темпе. |
Основная часть (25 мин) | ||
Эстафеты | | Разделить класс на 4 колонны. «Класс, на 1-4 рассчитайсь!» |
1-Аист | | Участник встает на одну лыжу, другая нога на снегу, нужно добраться до фишки и обратно. |
2-Задом наперед | | Участник встает на лыжи задом к флажку, нужно добраться до флажка и обратно. |
3-Змейка | | Участник эстафеты проходит дистанцию змейкой, обходя препятствия туда и обратно. |
4-Шаг за шагом. | | Участник эстафеты приставочным шагом добирается до флажка, обратно скользящим шагом. |
Заминочный круг | Д- 1 круг М- 2 круга | В медленном темпе. Подсчитать результаты. |
Награждение | 2мин | Выдача грамот. |
Заключительная часть (10 мин) | ||
1.Построение. 2.Подведение итогов урока, 3.Организованный уход в школу 4.Сдача инвентаря | 1 мин 1 мин 7 мин 1 мин | Учитель даёт команду: «В общий строй становись!» Учитель отмечает положительные и отрицательные моменты урока. При необходимости выставляет оценки. Команды: «В школу шагом марш!» |