Файл: Диссертация на соискание степени магистра педагогики Научный Минаева В,М. кандидат педагогических наук, профессор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
им. П. М. М АШЕРОВ А
На правах рукописи
БЕЛОДЕД
ЕЛЕНА
ВАЛЕРЬЕВНА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК
СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ.
13.00 0 1 - ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание степени магистра педагогики
Научный руководитель:
Минаева В,М.
кандидат педагогических наук, профессор,
зав. кафедрой ФП и МНО ВГУ им. П.М. Машерова
УДК.373.033
Витебск -1999

Оглавление
1. Введение................................................................................................с
.3
Глава I. Экологическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема.
§ 1. Теоретические основы экологического воспитания младших
ШКОЛЬНИКОВ
...............................................................................................с. ^
§ 2. Опыт работы учителей начальных классов по экологическо­
му воспитанию учащихся...................................................................... с. ^
Глава II. Экологическое воспитание учащихся начальных классов во внеклассной работе.
§ 1. Состояние экологического воспитания младших школьников............ с.
18
§ 2. Содержание и формы внеклассной работы и ее результативность с. >23
Выводы............................................................................................................ с.
3 2
Литература...................................................................................................... с.
3 3
Приложения..................................... с.
3S

Введение
В наше время одной нз наиболее актуальных и тревожных проблем явля­
ется взаимодействие человека с природным окружением.
Основы экологического воспитания закладываются в детских дошколь­
ных учреждениях и имеют свое продолжение в начальной школе.
В настоящее время исследование проблем экологического воспитания представлено в различных научных отраслях.
В Беларуси разработана концепция экологического образования и воспи­
тания, основной идеей которого является создание системы непрерывного экологического образования и воспитания граждан на основе преемственности с целью устойчивого развития общества. Этого можно достичь посредством качественного преобразования и обновления сложившейся в республике прак­
тики экологического образования и воспитания. (24 ,с. 150)
В рамках социально-философского направления анализируется сущность экологического воспитания, его структура, прослеживаются основные пути развития этого социального феномена
(Д.С.Лихачев,
Н.Н.Моисеев,
В.Ф.Логннов, М.И.Русый).
Активным объектом исследования выдвигается экологическое сознание, причем ряд исследователей, таких как С.С.Шварц, М.М.Камшилов,
Н.Н.Киселев, Ю.Одум, Б.Коммонер приходят к выводу о необходимости формирования своеобразного «геосознания», то есть, «синтетического меж­
дисциплинарного воззрения» на роль процессов окружающей природы в даль­
нейшем прогрессе человечества.(92,с.31)
Анализ разных акцентов в определении понятия «экологического созна­
ния» позволяет утверждать, что оно представляет собой совокупность знаний, убеждений, психических состояний человека, отражающих проблемы соотно­
шения общества и природы в плане оптимального их решения.
Интерес представляют также работы Ю.П.Ожегова, Е.В.Никонорова, в которых приписываются существующему экологическому мышлению такие черты, как:
• ангигуманизм;
• потребительское отношение к природе;
• недооценка глобальных последствий взаимодействия общества и природы
(57, с.58)
В исследованиях Н.Котович прослеживается мысль о том, что самое главное - это замена мышления данного типа.
А новое экологическое мышление подразумевает гуманистическую ори­
ентацию на то, что охрана природной среды - это защита человека, признание его высшей ценностью на Земле, установление перспектив взаимоотношений между обществом и природой, преодоление ошибочных установок. (29,с. 102)
Особый интерес для нас представляет концепция развития непрерывного экологического образования, разработанная А_А_Вербицким. В ней основной мыслью является обогащение человека экологической культурой на протяже-

нни всей жизни. В данной работе указываются цели, принципы и задачи не­
прерывного экологического образования.(5,с.ЗЗ)
Анализ научных источников и практической работы учителей, прове­
денный нами, а также реформирование начальной школы свидетельствуют о недостаточном рассмотрении проблемы экологического воспитания во
Е н е- классной работе, ее особенностях применительно к младшему школьному возрасту.
Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Вне­
классная работа как средство экологического воспитания младших школьни­
ков».
Объектом исследования являются учащиеся начальных классов (7-9 лет).
Предметом - процесс экологического воспитания во внеклассной работе.
Основная цель исследования - выявить и обосновать педагогические ус­
ловия, содержание, формы и методы внеклассной работы, способствующие эффективному экологическому воспитанию младших школьников.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать экологическое воспитание учащихся начальных классов во внеклассной деятельности как педагогический феномен (его сущность, содержание, структуру).
1, Определить условия эффективности экологических занятий с младшими школьниками во внеклассной работе и нетрадиционных форм работы.
2. Разработать методические рекомендации по проведению экологических внеклассных мероприятий для младших школьников, адресованные учите­
лям начальных классов.
Гипотеза исследования: эффективное экологическое воспитание младших школьников может быть достигнуто, если:
* учитываются не только психологические и индивидуальные особенности детей, но и их мировосприятие;
* экологические занятия будут основываться на интересе учащихся;
* деятельность школьников будет свободной и непринужденной;
* будет осуществляться процесс формирования мотивов бережного отноше­
ния к природе.
Методологической основой исследования являются закон «Об образо­
вании в Республике Беларусь», где экологическая направленность образования введена в ранг стратегического принципа образования (19); Закон «Об охране окружающей среды», где «... законодательно закреплен принцип включения природоохранных дисциплин во все формы обучения и обязательного овла­
дения основами охраны окружающей среды всеми пользователями как в сфере производства, так и в сфере управления и потребления» (20); а также идеи ученых-педагогов о взаимообусловленности и взаимосвязи человека с окру­
жающей средой (Н.Н.Моисеев, К.И.Шилин,С.С.Шварц, М.МКампшнов.
Н.Н Кнселев и др.).


Для решения поставленных в исследовании задач использовали следую­
щие методы^ :
* теоретический анализ психолого-педагогаческой, естественнонаучной, ме­
тодической литературы;
• изучение и обобщение педагогического опыта по данной проблеме,
;
•^анализ природоведческих знаний учащихся и их отношения к природе;
• Педагогический эксперимент
Исследование проводилось
е
два этапа:
I. - поисковый : В этот период проходил поиск темы, изучались работы фило­
софов, психологов, педагогов. Выявлялись положительные тенденции в опыте организации и проведения внеклассной природоведческой работы с учащимися начальных классов, формировалась рабочая гипотеза исследова­
ния.
И. - экспериментальный : В этот период проводились внеклассные природо­
охранительные мероприятия экологической направленности. Затем с помо­
щью различных методов определялась эффективность этой работы и уча­
щиеся контрольного класса сравнивались с учащимися экспериментального.
Далее систематизировались и обобщались результаты исследования и осуществлялось оформление диссертации.
Положения, вьшосимые на защиту:
• Внеклассная работа экологической направленности не только форми­
рует знания, умения, навыки учащихся, но и заполняет их досуг, ока­
зывает позитивное воспитательное воздействие.
• Содержание внеклассной кружковой работы, ее формы и методы спо­
собствуют эффективному экологическому воспитанию учащихся при учете психологических и индивидуальных особенностей детей, их ин­
тереса к природному окружению.
* Гуманное отношение к природе формируется при участии младших школьников в природоохранительной деятельности, направленной на развитие мотивов охраны природы и предполагающей свободное и непринужденное общение учащихся, выполнение посильных дел.
Научная новизна работы заключается в обосновании содержания вне­
классных экологических занятий, включающих различные формы, мето­
ды их проведения, а также необходимость активного участия учащихся в посильной природоохранительной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что :
* разработано содержание занятий экологического кружка для учащих­
ся 3-4 классов, определены методы, приемы внеклассной работы с учащимися,


* представлена методика анкетирования учителей по определению их готовности к экологическому воспитанию, а также учащихся по выяв­
лению их экологических знаний.
Данные материалы могут быть использованы в практической работе учителями начальных классов