Файл: Психологические факторы, влияющие на принятие решения (Влияние факторов на принятие решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и (или) к необходимым действиям. В психологии рассматривают следующее понятие решения: решение - это формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации.

Сам процесс принятия решения представляет собой процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. Само решение - это лишь завершение сложного многоступенчатого процесса, в котором сначала описывается проблемная ситуация, затем вырабатываются и оцениваются различные способы действий.

Как известно решения принимаются людьми, и поэтому они во многом отражают психологические признаки личности: сознание, самосознание, саморегулирование, индивидуальность, активность в деятельности. Кроме того, характерной психологической особенностью человека является его уникальная способность принимать решения в весьма трудных условиях, которым свойственная высокая неопределенность, наличие множества трудно сопоставимых критериев и неявных альтернатив, дефицит времени и высокая ответственность. В процессе принятия решений проявляется также присущая человеку ограниченная рациональность выбора вследствие ограниченной возможности оперативной обработки информации, неосуществимости строго рациональных процедур разработки альтернатив решения, влияние социальных и эмоционально-личностных факторов.

Процесс принятия решений является одним из видов управленческого труда и конечная эффективность всего управления в значительной мере определяется обоснованностью и оптимальностью решений.

Проблема принятия обоснованного и оптимального решения является особо актуальной для деятельности в области управления, так как функции подготовки и принятия решений здесь являются наиболее ответственными и сложными. Ответственными они являются потому, что в результате принимаемых решений затрагиваются судьбы людей и интересы организации.

Принятие решений в различных ситуациях, в том числе конфликтного характера требует от индивида не только глубоких профессиональных знаний, высокого уровня профессиональной компетентности, но и особых личностных качеств, развитого интеллекта, аналитического склада ума, способности прогнозировать последствия своих решений, эмоциональной уравновешенности, уважительного отношения к людям.


Сложными же функции подготовки и принятия решений являются потому, что руководителю часто приходится иметь дело с многофакторными и недостаточно прогнозируемыми явлениями социальной действительности. К тому же, в условиях резко возросшего динамизма социальной среды увеличилась сложность выбора решений, принимаемых в организации, возрастает значимость их последствий.

Целью данной работы является изучение психологических особенностей принятия решений.

В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:

- дать понятие процесса принятия решения;

- выявить психологические факторы, влияющие на процесс принятия решения;

- рассмотреть виды решений;

- изучить методы принятия решений;

- изучить психологические особенности принятия решения.

В процесс принятия решений в той или иной мере всегда вмешиваются настроения, эмоции, симпатии и антипатии, желания и другие иррациональные или психологические факторы. Эти факторы проявляются как на уровне индивидуального, так и группового принятия решений. Их необходимо уметь выявлять и учитывать, особенно когда менеджер сталкивается с противодействием своей логически выверенной, основывающейся на фактах позиции относительно той или иной альтернативы решения.

Психическая деятельность людей слишком разнообразнаи сложна для того, чтобы ее можно было изучать в целом, без разделенияна более простые компоненты. Поэтому для изучения и лучшего пониманияпсихики человека ее принято представлять, как совокупность психических процессов, имеющих специфическое проявление в деятельности людей и «отвечающих» за выполнение определенных функций. Психические процессы обычно разделяют на три основных вида: познавательные, волевые и эмоциональные. Наиболее важную роль среди них в процессе принятия решений играют познавательные, или когнитивные, процессы, к которым относят ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение и внимание.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

1.1 Основные психологические факторы, их группы


Принятие решения представляет собой выбор альтернативы, осуществленный индивидом, который принимает решение, в рамках его компетенции и полномочий, а также направленный на достижение какой-либо определённой цели.

Одно из главных мест в структуре управленческой деятельности занимает принятие решений, с целью определения ее процессуального и результативного содержания.

В управленческую деятельность, принятие решений, включено на всех этапах ее реализации и представлено на всех уровнях организации. Принятие решения - поведение руководителя в той или иной проблемной ситуации, где существуют альтернативные возможности влияния на ход событий.

Процесс принятия решения представляет собой социально-психологическое явление, поскольку протекает и осуществляется, прежде всего, в актах общения, в альтернативах взаимоотношений между участниками организационного процесса. Эффективность принимаемых решений достаточно сильно зависит от того, как выстраивается логическая цепочка рассуждений, как анализируется аргументация, и какие эмоционально-мотивационные факторы влияют на принятие решения.

Под решением в определенном смысле стоит понимать психологический феномен, ибо оно есть продукт сознания руководителя и других субъектов управления. С другой стороны, в системах социального управления оно адресовано людям, призвано привести их в движение, изменить осуществляемые ими действия или привести к изменениям в их психологии (решения, ориентированные на изменение общественного мнения, разрешение конфликта, установление психологического контакта, формирование элементов правовой психологии и пр.)

Принятие решений - это сложный психический и организационный процесс, находящийся под влиянием многочисленных факторов, обусловленных как психологическими особенностями личности руководителя, так и конкретной ситуацией принятия решения. Поэтому для достижения успеха руководитель организации должен не только хотеть, но и уметь принимать решения, т.е. делать выбор альтернативы осознанно с учетом знаний о себе и знаний о ситуации, в которой он находится.

Психологические факторы — это то, что вносит отдельный человек в процесс принятия решения в зависимости от личных качеств, способностей, опыта, возможностей восприятия, стремлений и осознания своей роли.

Рассмотрим более подробно, какие именно психологические факторы влияют на процессы принятия решений.

Принятие решения в большинстве зависит от личности и её психологических особенностей. Такие особенности определяются своеобразием психических процессов, состояний и качеств человека, принимающего решение, влияющих на процесс принятия решений. Следовательно, их можно представить в виде трех уровней, соответствующих традиционной психической структуре личности. К ним относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства.


Факторы, влияющие на принятие решений

Психические свойства

Психические состояния

Психические процессы

Рисунок 1. Психологические факторы влияют на процессы принятия решений

Обычно психические процессы разделяют на три основных вида: познавательные, эмоциональные и волевые. Важнейшую роль среди них в процессе принятия решений играют познавательные, или когнитивные, процессы, к которым относят ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение и внимание.[2]

Кроме того, в отдельную группу можно выделить мотивационные процессы, которые предопределяют направленность, интересы, предпочтения, притязания личности и влияют на формирование целей деятельности человека. Эти процессы оказывают значительное влияние на принятие решений.

Психические состояния. В современной психологии под психическим состоянием понимается целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение некоторого полезного результата. Психические состояния очень изменчивы и мало подвластны человеку. Можно привести такие примеры психических состояний, как бодрость, усталость, утомление, психическое пресыщение, информационная перегрузка, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, скука, стресс, фрустрация, тревога, истощение и многие другие. Очевидно, что психические состояния оказывают значительное влияние на качество решений и способы принятия решений.

Психические свойства. Всю совокупность психических свойств, или качеств, можно разделить на два класса: общие и индивидуальные. К общим свойствам относятся наиболее типичныеи фундаментальные особенности психики, присущие всем людям, и прежде всего, ограничения индивидуальных возможностей по хранению и переработке информации. Например, всегда ограничена скорость переработки информации человеком. Одна из причин этого явления состоит в том, что кратковременная памятьчеловека имеет ограниченный объем, что сильно влияет на принятие решенийи объясняет многие эффекты, сопровождающие этот процесс. Как показалиэксперименты, человек одновременно может удерживать в кратковременнойпамяти не более 7±2 смысловых единиц информации (так называемых чанков), что приводит к явлению «диагностического обеднения»: в силу ограниченности объем кратковременной памяти люди обычно сокращают число рассматриваемых альтернатив. Реально это количество редко превосходит 4-5 вариантов [5].


К индивидуальным свойствам относятся конкретные формы, степень проявления и качественное своеобразие общих характеристик личности. Например, скорость переработки информации ограничена у всех людей, но каждый человек имеет индивидуальные пределы этого ограничения.

Индивидуальные свойства личности реально взаимосвязаны и неотделимы одно от другого. Однако для удобства изучения их можно логически разделить на частные психические свойства и целостные личностные образования. Частные свойства, или черты личности, — это уровень развития и степень выраженности у конкретного человека отдельных психических процессов. Например, к ним относятся индивидуальные пороги ощущений, особенности восприятия, памяти и мышления, эмоциональная реактивность, волевые качества и т.д.

Целостные образования, или синтетические проявления, традиционно включают такие свойства, как темперамент, характер, способности и направленность личности. Исследования показали, что все перечисленные свойства непосредственно влияют на формирование индивидуального стиля принятия решений и косвенно на качество принимаемых решений.

Однако в структуре индивидуальных свойств необходимо выделить два фактора, играющих специфическую роль именно в процессах принятия решений. К ним относятся система предпочтений и уровень притязаний личности. Под системой предпочтений понимают совокупность взглядов, ценностей, убеждений, интересов, с помощью которых человек сравнивает альтернативы и принимает решение. Каждый человек обладает уникальными предпочтениями, которые складываются под влиянием его воспитания, обучения, жизненного опыта, а также индивидуальных психических свойств. Предпочтения незримо присутствуют внутри каждого из нас, они скрыты в глубинах человеческой психики и «срабатывают» только тогда, когда перед человеком встает проблема выбора. Поскольку принятие решений непрерывно сопровождает деятельность людей, то система предпочтений — это активный и постоянно «включенный» механизм, используемый людьми для сравнения и выбора альтернатив.

Другой важнейший фактор, влияющий на принятие решений и непосредственно связанный с индивидуальными психическими свойствами, носит название уровень притязаний личности. Это понятие характеризует стремление человека к достижению целей такой степени сложности, на которую он сам считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит оценка человеком своих собственных возможностей, причем сохранение этой оценки стало для него потребностью. Уровень притязаний может быть частным, т.е. относиться к определеннымобластям (например, бизнесу, политике, науке, искусству), либо он может носить общий характер, т.е. относиться сразу ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к таким, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В этом случае уровень притязаний основан на общей самооценке человеком себя как личности. В процессе принятия решений уровень притязаний влияет, прежде всего, на формулирование целей деятельности и выбор таких альтернатив, которые в наибольшей мере этим целям соответствуют.