Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
Задача служб по управлению персоналом – обеспечение максимально эффективного использования человеческих ресурсов в масштабах всей организации.
Как же складываются деловые взаимоотношения между менеджерами по управлению персоналом и линейными руководителями? Будучи профессионалами в области психологии, социологии, в эргономике и других смежных областях знания, специалисты по управлению персоналом планируют и реализуют оптимальные стратегии развития людских ресурсов организации. С одной стороны, они принимают самостоятельные административные решения, с другой – выступают в роли консультантов, помогая линейным руководителям создать продуктивную атмосферу в коллективе, повысить производительность труда, улучшить неформальные отношения внутри коллективы и между его членами и руководителем.
Служба по управлению персоналом внутри организации.
В большинстве организаций служба по управлению персоналом – это отдельное независимое структурное подразделение, наделённое полномочиями по принятию решений в области персонала: найм или увольнение сотрудников, направление их на обучение, проведение аттестации и оценки, формирование системы оплаты труда. Выполнение этих задач обязательно для всех сотрудников организации. Таким образом, появляется возможность проводить единую политику по управлению персоналом, перемещать сотрудников в масштабах всей организации, планировать их карьерный рост, заблаговременно готовить исполнителей для реализации новых задач, снижает вероятность линейного произвола со стороны руководителей, протекционизма и фаворитизма.
Политики в области управления персоналом.
Политики в области управления персоналом – это свод правил по различным аспектам пребывания людей в организации. Политики являются основным ориентиром в процессе принятия решений по всем вопросам, которые касаются человеческого фактора на производстве. Они разрабатываются совместно высшим руководством организации и службой персонала, обеспечивают предсказуемость поведения сотрудников, позволяют функциональным руководителям концентрироваться на тех решениях, в которых они наиболее компетентны.
Процедуры по управлению персоналом.
Процедуры по управлению персоналом – это готовые алгоритмы действий, которые описывают, как должна осуществляться та или иная деятельность (например, как проводить аттестацию), и указывают сотрудникам или руководителям, как надлежит поступать и что делать. Процедуры разрабатываются для самых важных моментов в управлении персоналом, таких как найм персонала, повышение квалификации сотрудников и т.п. Основными «потребителями» процедур являются сотрудники и линейные руководители. Процедуры помогают сделать процесс управления персоналом прозрачным и предсказуемым, существенно сокращают временные и производственные затраты на работу с персоналом, так как содержат оптимальные варианты поведения и действий в соответствующих ситуациях.
Типы команд:
1 Управленческие команды
Особенность "бюрократического механизма" заключается в неспособности высшего руководства исполнять функции, присущие данной организации, в их взаимоувязке. Руководство решает проблемы, возникающие между функциональными подразделениями организации; примерами такого рода могут служить несогласованность действий между производством и сбытом, а также между разработкой продукции и разработкой процесса производства. Управление завода, отделения или корпорации сталкивается с множеством проблем согласования, которые нельзя решить на низшем уровне классической бюрократической структуры просто из-за недостатков горизонтальных и боковых взаимосвязей. Неудивительно, что движение информации и принятых решений по каналам от работников к руководству может быть крайне затруднено. В 1970-х годах такие проблемы согласования стали возникать все чаще и чаще, так как появилось большое количество новых комплексных задач, которые невозможно было четко разграничить между организационными функциями, например логистикой качеством, инновациями. Таким образом, у руководителей высшего уровня фирмы, отделения или завода появлялась необходимость действовать вместе, как одна команда, а не в качестве представителей отдельной функции фирмы. С этой целью были разработаны программы по формированию команд, ориентированные на создание доверия и открытого обмена информацией внутри команды. Впоследствии эти программы распространились и на низшие уровни организации. Каждого руководителя стали рассматривать как председателя своей собственной команды. Этот процесс называется "организационным развитием".
2 Горизонтальные команды
Специальная комиссия по изучению определенного вопроса или проектная группа часто формируются в случаях возникновения задачи, которую нельзя решить обычным способом. Именно тогда создаются временные группы, в пределах которых выполняются различные организационные функции, направленные на решение конкретной проблемы. Их задача может быть связана с разработкой либо продукции, либо новой системы классификации основных ставок заработной платы, либо с компанией по организации и стимулированию сбыта на новом рынке. Такие группы могут значительно отличаться друг от друга в зависимости от продолжительности работы, организационного уровня, степени совместной работы, значимости и задействованных ресурсов. Иногда срок существования таких групп очень короткий.
3 Производственные команды
В основном процессе фирмы по оказанию услуг или производству продукции часто применяется концепция команды. Такие группы называют полуавтономными, самоуправляемыми группами или производственными участками. Вводя эти группы, организация отдаляется от тэйлористской модели производственной организации. Команды получают ответственность за весь комплекс производства продукта или обслуживания или же за значимую его часть. Члены команды учатся выполнять все задачи или важнейшую часть задач. Задачи интегрируются. Команды также назначаются ответственными за решение косвенных задач, например составление графика работы, контроль качества, техническое обеспечение и распределение заказов. Иногда группы нанимают также и новых членов. Все это имеет ряд преимуществ. Во-первых, значительно снижается гнет контроля. Большое число операций контролируется прямо при их выполнении, что в свою очередь означает, что проблемы будут решаться непосредственно там, где они возникают, без вмешательства руководства. Таким образом существенно снижается размер административной работы. Возрастает гибкость, так как при работе в единой команде легче вводить новые продукции, чем перестраивать всю производственную линию. Время простоя между функциями и операциями снижается, так что длительность производственного цикла выполнения заказа также уменьшается.
1.3 Групповые нормы и нормативное поведение.
Групповые (социальные) нормы являются стандартом поведения в малой группе, регулятором отношений, которые в ней складываются. В процессе жизнедеятельности группы возникают и развиваются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.
Характеристикой жизнедеятельности группы является функционирование в ней процессов нормативного поведения, связанного с реализацией групповых норм.
Под нормой понимается стандартизованные нормы поведения, принятые членами группы, они регулируют деятельность группы, как организованной единицы. Функционирование групповых норм непосредственно связано из социальным контролем и поведением индивида. Соблюдение норм обеспечивается соответствующими санкциями.
Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут иметь поощрительный или запретительный характер. При поощрительном характере группа поощряет тех членов, которые выполняют требования группы - растет их статус, повышается уровень их эмоционального принятия, применяются другие психологические меры вознаграждения. При запретительном характере группа в большей степени склонна на наказание тех членов, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть психологические методы воздействия, снижение общения с "провинившимися", понижение их статуса внутри групповых связей.
Определить характеристику функционирования норм в малой группе можно по следующим признакам:
групповые нормы являются продуктом социального взаимодействия людей и возникают в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (организацией);
группа не устанавливает норм поведения для каждой возможной ситуации, они формируются только относительно действий и ситуаций, имеющих определенную значимость для группы;
нормы могут прилагаться к ситуации в целом, не относясь к отдельным членам группы и роли, возложенной на них, а могут регламентировать и стандарты поведения отдельных индивидов, выполняющих те или иные социальные роли;
нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми членами группы, а другие поддерживаются только незначительным меньшинством или не одобряются вовсе;
нормы отличаются также по диапазону применяемых санкций (от неодобрения поступка человека до исключения его из группы).
Признаком социально-психологических явлений в группе является нормативность поведения индивида. Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней.
Социальные нормы поведения обеспечивают особенную унификацию поведения членов группы, а также регулируют отличия в средине группы, поддерживают стабильность ее существования. Цель, поставленная себе индивидом, определяется групповыми нормами. Влияние группы на индивида оказывается в его желании согласовывать свои действия с нормами, принятыми в группе, и избегать действий, которые могут быть рассмотренными как отклонение от них.
Нормативное влияние это конкретизация более общей проблемы - влияния группы на поведение индивида, которая может быть дифференцирована, как исследование четырех относительно самостоятельных вопросов:
влияние нормы группового большинства,
нормативного влияния группового меньшинства,
последствия отступления индивида от групповых норм,
референтных групп особенности.
Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какими ценностями дорожат и какие взаимоотношения исповедуют, перед новым членом группы встает проблема принятия или отвержения этих правил и ценностей. При этом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме:
сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
вынужденное принятие под угрозой санкций группы;
демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу "белой вороны");
осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы).
Важно иметь в виду, что все эти варианты дают возможность человеку определиться, найти "свое место в группе или в рядах "законопослушных", или в рядах "местных бунтарей".
Исследования показали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе очень распространенный. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получил название конформизма. Начало экспериментов по изучению этого феномена положил американский психолог С. А.
Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.
Конформизм в общем плане определяется как пассивное, приспособленческое принятие групповых стандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил, безусловное признание авторитетов. В таком определении конформизм может означать три разные явления:
выражение отсутствия у человека собственных взглядов, убеждений, слабохарактерность, приспособленность;
проявление одинаковости в поведении, согласие с точкой зрения, нормами, ценностными ориентацией большинства окружающих;
результат давления групповых норм на индивида, в результате чего он начинает думать, действовать как остальные члены группы.
Конформизм повседневно существует в малых группах на работе, в группах по интересам, в семье и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения.
Ситуационное поведение индивида в условиях конкретного группового давления называют конформное поведением.
Степень конформности человека обусловлена и зависит
во-первых, от значимости для него высказываемого мнения - чем оно важнее для него, тем ниже уровень конформности.
Во-вторых, от авторитета тех, кто высказывает те или иные взгляды в группе - чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов этой группы.
В-третьих, конформность зависит от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, от их единодушия.