Файл: Аналогия закона и аналогия права в гражданском законодательстве (Пробелы в гражданском законодательстве.).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 896
Скачиваний: 21
Введение.
Физические и юридические лица имеют возможность осуществлять все права, предоставляемые им государством. Однако иногда в процессе их реализации между указанными субъектами могут возникнуть ситуации, которые не были предусмотрены законодательством. Они называются пробелами. Для того чтобы избавиться от них используют два способа: аналогию права и аналогию закона. Впрочем об этих двух терминах я расскажу чуть позже. Сейчас мне хочется наиболее подробно поведать о пробелах в законодательстве.
Глава 1.
Пробелы в гражданском законодательстве.
Пробел в законодательстве – это частичное или полное отсутствие необходимых норм права, которые могли бы помочь разрешить спорные жизненные ситуации, возникающие между индивидами.
Помимо указанного мной определения пробелов в праве, существует ещё множество других взглядов на это понятие. Например: В. С. Нерсесянц (у него их несколько. Первый: в законодательстве отсутствует норма, которая необходима для регулирования возникших правоотношении. Второй: пробел в позитивном праве (между теми или иными людьми сложилась ситуация для решения, которой не существует ни закона (закон – это нормативный акт, который с помощью органов законодательной власти или референдума приобретает юридическую силу для регулирования общественных отношений), ни подзаконного акта (подзаконный акт – это документ, который публикуется соответствующим органом в соответствии с законодательством РФ. Его юридическая сила меньше чем у закона. Однако данный факт совсем не мешает ему выполнять свои функции. Они заключаются в следующем: в развитии и исполнении законодательных положений в урегулировании определённых моментов связанных отношением людей друг к другу), ни обычая (обычай – это принцип поведения, который может стать неотъемлемой частью жизни тех или иных индивидов, если используется в течение продолжительного времени), ни прецедента (прецедент – это событие, которое помогло разрешить тот или иной конфликт между субъектами в прошлом и стало наглядный примером для таких же ситуаций в будущем). Третий: пробел в нормативно-правовом регулировании (нет никаких норм закона и подзаконных актов того или иного вопроса). Четвёртый: пробел в законодательстве (закон который мог бы урегулировать возникший между субъектами конфликт так и не был разработан). Пятый: пробел в законе (для решения появившийся проблемы уже существует необходимый закон, но он недостаточно проработан)), В.И. Леушин (в отличие от предыдущего учёного его перечень взглядов на пробелы в праве не настолько широк. Он считает, что о них может идти речь только тогда, когда в законодательстве отсутствуют законы, которые необходимы для регулирования той или иной сферы отношений в обществе), В.В. Лазарев (его взгляды на пробелы в праве очень сильно отличаются от точек зрения В. И Нерсесянца и В. И. Леушина. Он считает что частичное или полное отсутствие каких-либо законов это совершенно нормально для государства. В качестве подтверждения своей позиции учёный приводит несколько фактов. Первый: без пробелов в законодательстве общественные отношения перестанут развиваться. Второй: норм, которые имеют место в законодательстве достаточно для разрешения тех или иных конфликтов. Третий: многое зависит от того какую политику ведёт государство. В чём именно её смысл, каковы существующие принципы, какова классовая воля государства, которая влияет на принимаемые им законы.
Взгляды В. В. Лазарева были сформированы в советский период развития права. В качестве основы для них он использовал марксистско-ленинский подход. И данный выбор был сделан не зря. Благодаря ему Лазарев сумел сформулировать наиболее полное понятие пробела в праве (оно было указано выше).
Данное определение пробела в праве обладает несколькими достоинствами. Первое: его создатель пишет о том что пробелом в праве следует считать не только полное отсутствие какого-либо закона, но и те случаи когда он недостаточно проработан и только лишь затрудняет процесс урегулирования того или иного конфликта между индивидами. Второе: В отличие от других учёных Лазарев изучает пробелы не только в праве, но и в его источниках (они были указаны выше). Благодаря этой точке зрения он расширяет перечень норм, которые могут направлять общественные отношения нужное русло, и добавляет в него новое понятие «нормативные установления». Третье: поддерживать хорошие отношения между разными народами населяющих нашу страну очень важно. Если государство не будет этого делать, то между ними могут возникнуть конфликты. Для того чтобы тех или иных разногласий было как можно меньше оно должно обращать свое внимание не только на то что нужно для правильного развития законодательства, но и на то хочет население РФ (Лазарев называет это классовая воля). Свои пожелания они могут донести до государства при помощи разнообразных демократических (данное слово произошло от термина демократия. Он произошёл от (греческого demokratia, буквально – народовластие, от demos – народ kratos – власть) – это форма правления государства, при которой оно признаёт свой народ в качестве источника власти, и даёт ему возможность оказать то или иное влияние на процессы, происходящие в стране при помощи достаточно широкого круга прав и свобод) инструментов. Например: выборы (данный процесс даёт гражданам РФ возможность самостоятельно при помощи голосования сформировать новое правительство страны), референдум (процедура в ходе, которой все жители нашей страны могут проголосовать по важнейшим вопросам общегосударственного, регионального или местного значения), обращение к депутатам с законодательными предложениями, публикации в средствах массовой информации и научные дискуссии (обсуждение учёными определенного перечня научных вопросов вплоть до выявления истины или достижения ими согласия между собой.
Помимо разности во взглядах на понятие пробелов в праве указанные мной выше учёные расходятся во мнениях на тему того почему они появляются.
В. И Нерсесянц считает, что они появляются потому что: (законодательство развивается гораздо медленнее, чем общественные отношения), (в период законотворчества сам законодатель допускает ошибки и упущения. Чаще всего они случаются из-за низкого уровня его законотворческой культуры).
Позиция В.И Леушина по поводу возникновения упущений в законодательстве заключается в следующем: (новые взаимоотношения возникли раньше, чем был принят новый закон, поэтому он не мог принять их во внимание), (недочёты в новых указах были допущены ещё на стадии их разработки).
По мнению В. В. Лазарева пробелы имеют место в законодательстве потому что: (очень часто новые нормы занимают неправильное место в праве. Например: норма права, регулирующая схожие друг с другом отношения была отнесена не к общей, а к особенной части), (несоблюдение законодательной техники), (несовершенство структуры правовой нормы).
Такая не простая ситуация в рядах учёных складывается не только из-за разности взглядов на понятие пробела в праве, но ещё и потому что они не могут прийти к единому мнению касаемо классификации пробелов законодательстве. Она выглядит следующим образом: мнимые пробелы (тот или иной вопрос или общественные отношения не регулируются государством, однако, определённый круг людей, считает, что они нуждаются в нём), реальные (возникшая проблема, которая находится в сфере правового регулирования, не может быть решена им, потому что в нём нет необходимой нормы или она присутствует там лишь частично. В том случае если в процессе решения того или иного вопроса выяснилось что подходящей нормы в законодательстве нет, могут быть применимы законы регламентирующие схожие общественные отношения (А.С. Пиголкин)), законодательные (от них можно избавиться добавив новый закон в право), технические (для решения спорного вопроса был принят свежий указ, но судья не знает как применять его на практике, потому что он не получал никаких указаний по этому поводу) (сторонниками этих двух видов пробелов являются двое учёных В.И. Акимов и М.М. Агарков), «настоящие» (между индивидами возник конфликт, который судья должен разрешить и вынести свой вердикт по рассматриваемому делу, но он не может этого сделать потому что в законе нет норм, которые могли бы помочь ему в этом вопросе) «ненастоящие» (ситуация, когда действующие нормы законодательства предлагают для решения спорных моментов в том или ином деле сразу несколько путей для его разрешения, но не говорят какой именно нужно выбрать) (данные виды пробелов были добавлены в классификацию германским цивилистом Э. Цительманом), «коллизионные» (в праве имеют место нормы были созданы для решения одной проблемы, однако их содержание противоречит друг другу, в результате чего в нём возникает пробел), (опираясь на определение пробела которое дал С. И Вильнянский (законы, которые действуют в той или иной стране могут регулировать возникающие в ней общественные отношения как полностью, так и частично) можно выделить три типа упущений, появление которых связано с: непроработаностью новых указов, существующие в законодательстве нормы противоречат друг другу, закона который мог бы урегулировать возникший между индивидами конфликт нет в праве), (по мнению В. В. Лазарева разделение недостатков в законодательстве на те или иные виды возможно только по следующим признакам: по типам выражения законе, в постановлении, решении, по отраслям права, по времени возникновения. Последний признак некоторые учёные (С.С. Алексеев, В.В. Лазарев, И.В. Михайловский) делят на первоначальные (они возникают в процессе разработки нормы права. Причин, почему на таком важном этапе законотворчества возникают такие прорехи несколько. Первая: законодатель не знал о возникших в обществе правоотношениях, поэтому не включил их в новоиспеченный закон. Вторая: законотворец знает об имеющих место в обществе взаимоотношениях, но не понимает насколько важно осуществлять процесс их регулирования. Третья: законотворитель нового акта знает о том, что обществе существует взаимоотношения, которые нуждаются в регулировании, понимает всю важность осуществления данного процесса, но при создании нового закона забывает добавить их в него. Сами же первоначальные пробелы делятся на «простительные» и «непростительные. Первый вид - это упущения, о которых орган, отвечающий за издание указа не знал или не мог знать. Второй – это промахи, допущенные в период создания нового закона о существании которых законодатель знал, но не предпринял никаких действий, чтобы их исправить) и последующие (в уже регулируемых государством отношениях появляются новые обстоятельства, которые оно не могло предвидеть), субъективные (пробелы, которые возникли из-за низкого уровня законодательной культуры юристов в области законотворчества. Она выражается в следующем: несоблюдении правил законодательной техники (законодательная техника – это перечень определенных правил, которые законодатель должен соблюдать для того чтобы процесс законотворчества, которым он занимается, был максимально эффективным), игнорировании норм языка, на котором написан закон неправильном использовании соответствующих понятий и других недостатков в юридическом оформлении мнения законодателя), материальные (общественные отношения развиваются гораздо быстрее поэтому вовремя принятый закон может очень быстро устареть и ему требуется обновление. (Разделение на субъективные и материальные упущения поддерживают такие учёные как: Э.Ш. Кемулария и В.В. Лазарев), «злостные изъяны» по-другому они называются «квалифицированные дефекты» (в созданном законодателем указе были обнаружены такие уязвимые места, которые сделали его бесполезным. Данный вид выделил советский учёный-юрист Л.С. Явич). На этом мой рассказ о пробелах окочён. Перейдём к выводу.
Вывод: Пробелы в законодательстве являются очень серьёзной проблемой для нашего государства (для других тоже конечно, но об этом я расскажу позже). Оно должно прилагать все усилия для решения этой проблемы. Однако к сожалению, законодатель не всегда делает верные шаги на этом пути (об этих шагах я уже говорил выше). В оправдание действий законотворца стоит сказать что такая непростая ситуация с пробелами в праве сложилась из-за того что взгляды учёных на их классификацию очень сильно отличаются друг от друга. Указанные мной причины упущений в законе, также оказывают существенное влияние на суд. Они очень сильно осложняют его работу. Осложнения, с которыми ему придётся столкнуться заключаются в следующем: необходимо разрешить конфликтную ситуацию, которая возникла между субъектами, но нет закона, который мог бы её урегулировать. В такой ситуации судье ничего не остается, как прибегнуть к Аналогии закона или Аналогии права. Рассмотрим эти два понятия в следующей главе.
Глава 2.
Аналогия закона и Аналогия права в РФ.
Аналогия закона – это способ с помощью которого можно избавиться от пробелов в гражданском законодательстве.
Применение данного метода преодоления упущений возможно только в том случае если суд рассматривает дело, которое нельзя разрешить при помощи обычных способов (федеральных законов, нормативно-правововых актов, обычаев делового оборота и заключением мирового соглашения (последний приём не может быть использован, если стороны не хотят заключать мировую).
Его воплощение в жизнь осуществляется в несколько этапов. Первый: суд должен определить может ли гражданское право разрешить возникший между субъектами конфликт или данный случай относится к другому праву. Например: Семейному. В том случае если принадлежность рассматриваемого дела к гражданскому была подтверждена, то можно смело переходить ко второму этапу. Второй: суду необходимо найти норму права, которая регулирует схожие взаимоотношения и с помощью метода логического анализа (метод логического анализа – это приём, который может помочь суду в разрешении дел, для которых нет подходящего закона. Его суть заключается в следующем: суд подбирает норму, которая регламентирует похожие социальные взаимодействия и потом из неё получает новые знания, которые позволяют ему применить её для решения того или иного дела) подвести их к ней. Последний: опираясь на данные полученные с помощью метода логического анализа, суд формирует общее правило, которое будет применяться, если в будущем возникнут подобные случаи.
Данный способ использования аналогии закона приветствуют учёные, которые занимаются изучением теории права. Их позицию не поддерживают научные работники занимающийся изучением тех или иных отраслей гражданского права. Такая ситуация непростая ситуация между ними складывается потому что они не могут прийти к общему мнению касаемо некоторых вопросов связанных с аналогией закона. В основном споры ведутся из-за двух вопросов. Первый: условия применения аналогии. Второй: возможность использования аналогии в публичных отраслях права.
Несмотря на разногласия о которых я написал выше, правоприменитель порой использует аналогию закона для того чтобы разрешить возникший между индивидами конфликт. Чтобы сделать это максимально эффективно он должен найти подходящую норму. Искать её законоисполнитель обязан только в той отрасли, к которой относится возникшие правоотношения. Поддерживает его взгляды на вопросы связанные с аналогией закона и законодатель. Теперь рассмотрим несколько примеров её применения на практике.
Семейное право (лица, вступившие в брак могут заключить соглашение о разделе имущества (статья 38 пункт 2). Суть заключённого договора заключается в том, что в случае расторжения брака супруг (-га) может передать все ценности в собственность другого супруга (-ги) не имеющего кредитных обязательств. Если же у супруга (-ги) передавшего (-шей) какое-то определённое имущество в собственность имеются обязательства перед кредиторами, то для них данный процесс является не очень приятным событием. Поводом для огорчения служат несколько фактов. Первый: статья 38 пункт 2 даёт должнику право не предупреждать своих кредиторов о заключении подобного договора. Второй: кредитор должен направить исковое заявление в судебный орган как можно быстрее, потому что у истца к моменту судебного разбирательства может не оказаться никакого имущества в собственности. Если такая ситуация всё же возникла то для разрешения возникшего конфликта суд должен применить 46 статьи СК. Во избежание подобных проблем должник (несмотря на статью 38 пункт 2) обязан предупреждать своих кредиторов о заключении брачного контракта. Не выполнение данного требование даёт возможность кредиторам требовать выплаты долгов независимо от содержания заключённого договора).
Если родитель (-ли) или усыновителей (-ли) по тем или иным причинам стали нетрудоспособными, то они могут рассчитывать на получение содержания от ребёнка (статья 96 СК РФ). Усыновители по сравнению с родителями более уязвимы потому что Семейный Кодекс не регулирует данные взаимоотношения. Он не осуществляет данный процесс по одной очень важной причине. Законодатель считает, что если между усыновителем и его воспитанником возник спор то для решения данного конфликта можно использовать нормы регулирующие взаимоотношения родителей и детей, потому что данные отношения схожи друг с другом.