Файл: Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития (Понятие и сущность малых предприятий).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
У малых предприятий существуют и недостатки, к которым можно отнести:
- Более высокий уровень риска и меньшая степень устойчивости на рынке по сравнению с крупным бизнесом. Так же малые предприятия зачастую зависимы от крупных компаний. Во время экономического спада или тем более кризиса, малым предприятиям значительно сложнее выжить. Обусловлено это ещё и небольшими финансовыми резервами малых фирм.
- Ограниченный капитал (недостаточное количество оборотных средств) так же может сдерживать развитие малого предприятия. Это в свою очередь сказывается как на уровне производства, так и на инновационности продукции.
- Трудности в конкуренции с большими фирмами: малый бизнес часто может оказаться в невыгодном положении, поскольку более крупные конкуренты обладают более «громким» именем, что привлекает клиентов. А также крупные предприятия, в отличие от малых, обладают большей рыночной властью и большими рычагами влияния.
- Малый бизнес испытывает большие трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
- Зачастую проблемой является и слабая компетентность руководителей, и менее профессиональные работники. А также недостаточно профессиональное или некачественное оборудование.
- Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не так велики.
- Малый бизнес имеет ограниченные возможности инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала.
Таким образом легко заметить, что несмотря на множество преимуществ, малые предприятия являются более «хрупкими» субъектами хозяйствования и зачастую нуждаются в дополнительной государственной поддержке. Поэтому для решения большинства вышеперечисленных проблем правительству необходимо изменить систему поддержки и развития малых предприятий. Ведь по опыту западных стран нам известно, что становление и развитие успешного малого бизнеса является основой здоровой экономики страны.
Риски малых предприятий
Рыночные отношения неизбежно вносят в предпринимательскую деятельность элементы неопределенности, расширяют зоны рисковых ситуаций. В научной литературе анализ состояния малого предпринимательства (МПР) и, в частности, рисков, с которыми сталкивается малый бизнес, освещен крайне недостаточно. В научной литературе нет однозначной методологии классификации рисков вообще и, в частности, в сфере МПР. Многочисленные научные исследования по данному вопросу ограничивались лишь предоставлением перечня мер, позволяющих уменьшить влияние отдельных факторов риска. Следовательно, рассмотрение разновидностей рисков в сфере МПР и развернутая их характеристика представляет научный интерес.
Собственники малых предприятий, организуя свой бизнес, часто основываются либо на интуиции, либо на советах друзей, что приводит к крайностям, порождая максимально возможный риск. Такие ситуации одинаково неприемлемы, так как при перестраховке не достигается возможный экономический эффект, при авантюризме весьма вероятны большие потери в ходе хозяйственной деятельности, предпринимателям приходится принимать решения в условиях неопределенности, когда конечные результаты деятельности сложно предсказать. Предприниматель должен сознательно выбирать рациональную стратегию своих действий: либо идти на риск, сознавая, что он может потерять или получить, либо отказаться от рискованного предпринимательского дела. Для того чтобы осознанно принимать решения, необходимо знать разновидности риска и причины, его вызывающие.
Существует объективная причина появления рисков при осуществлении предпринимательской деятельности. Заранее нельзя просчитать влияние всех факторов на конечные результаты деятельности предприятия, к тому же в процессе осуществления намеченной деятельности многие факторы могут непредсказуемо изменяться. Поэтому собственники могут нести потери на всех стадиях жизненного цикла фирмы, на всех этапах воспроизводственного процесса. Появление рисков в условиях малого бизнеса имеет объективную основу из-за неопределенности воздействия внешней среды на предпринимательскую организацию. Внешняя среда включает объективные экономические, социальные, политические и другие условия, в рамках которых осуществляет свою деятельность предприниматель и к изменению которых он вынужден приспосабливаться.
Неопределенность ситуации для предпринимателей предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки, а именно: сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появлении технических и технологических новшеств, изменение конъюнктуры рынка, непредсказуемые природные явления.
Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, многовариантности сфер приложения капитала и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерции, и многих других обязательств.
Предпринимательский риск следует понимать как экономическую категорию, количественно и качественно выражающуюся в неопределенности исхода намеченной предпринимательской деятельности, отражающей степень неуспеха (или успеха) деятельности предпринимателя по сравнению с заранее планируемыми результатами.
В зависимости от содержания предпринимательской идеи, практической ее реализации, экономической и политической стабильности в обществе результат хозяйственной деятельности будет различный. Причины рисков могут возникнуть на подготовительной стадии, во время создания производства, а также на стадии функционирования. По характеру воздействия риски можно классифицировать на простые и составные. Составные риски являются композицией простых. Простые риски определяются полным перечнем непересекающихся событий, т.е. каждое из них рассматривается как не зависящее от других.
Особый интерес представляет такой вид риска, как отношение местных властей. С ним предприниматели сталкиваются и на подготовительной стадии, и на стадии функционирования. Скорее это административный барьер, с которым постоянно приходится иметь дело собственникам малого бизнеса, что приводит к росту дополнительных организационных затрат.
Во время создания предприятия предприниматель несет значительные материальные и временные затраты, связанные с учреждением фирмы, в процессе регистрации, постановки на налоговый учет, получении лицензии, открытии счета в банке, получении сертификата. Наиболее сложным административным барьером для МПР является его регистрация. Уже на этой стадии собственники предприятий и индивидуальные предприниматели вынуждены нести большие организационные расходы. При осуществлении регистрации у собственников МП и индивидуальных предпринимателей возникает масса проблем. Требуется многочисленные согласования, а именно: с налоговой инспекцией, органами санэпиднадзора, пожарной инспекцией, пенсионным фондом, фондом соцстраховании, прокуратурой и т.д. Важным административным барьером, с которым сталкиваются предприниматели при прохождении государственной регистрации, являются навязанные посреднические услуги. По данным исследований, органы государственной регистрации навязывают посредников, являющихся либо знакомыми, либо рекомендуемыми работниками государственной службы регистрации, что дополнительно увеличивает организационные расходы предпринимателя. Серьезным административным барьером в работе предпринимателей являются также проверки органами власти деятельности МП. Это происходит в форме контроля за наличием или отсутствием у предпринимателей определенных документов. Одной из причин существования административных барьеров является их коррупционная основа, поэтому эти проверки часто заканчиваются дополнительными расходами предпринимателя.
На стадии функционирования предприниматели подвергаются влиянию социальных рисков. Так, недостаточный уровень заработной платы влечет за собой не только текучесть кадров и снижение производительности, но и снижение квалификации работников. Высококвалифицированные кадры не соглашаются работать на условии низкой заработной платы. Такая разновидность социальных рисков, как низкая квалификация кадров приводит не только к снижению ритмичности, увеличению аварий, но также к росту удельного веса брака, а следовательно, снижению спроса на продукцию.
Технические риски, относящиеся к стадии функционирования, требуют значительных финансовых средств для их преодоления. Такой вид риска, как новизна технологий, в первую очередь ведет к увеличению затрат на освоение нового оборудования и временному снижению объемов производства. Новое высоко производительное оборудование будет иметь низкий уровень загрузки в связи с недостаточно высоким уровнем заказа, а результатом этого является снижение коэффициента загрузки оборудования и увеличение затрат на его содержание.
Нестабильность качества поставляемого сырья ведет к снижению качества продукции, а следовательно, к росту рекламаций на нее, что в свою очередь снижает спрос на продукцию и может привести к неплатежеспособности предприятия.
Изношенность оборудования, т.е. технический риск, влечет за собой увеличение затрат на его ремонт, поскольку каждый последующий капитальный ремонт значительно увеличивает эти затраты. Кроме того, после капитального ремонта значительно сокращаются последующие межремонтные циклы и увеличиваются затраты на текущее обслуживание и ремонт в течение второго межремонтного периода. Недостаточная надежность работы оборудования приводит к увеличению аварийных выходов его из строя, а также росту затрат на внеплановый ремонт и угрозе невыполнения заказа в срок.
В абсолютном выражении риск – это величина возможных потерь в материально-вещественном или стоимостном измерении, если только ущерб поддается такому измерению. В относительном выражении – величина возможных потерь, отнесенных к некоторой базе, в качестве которой обычно выбирается ожидаемый доход от предпринимательской деятельности.
Говоря о том, что риск измеряется величиной вероятных потерь, следует учитывать случайный характер таких потерь. Возможность потерь, их конкретная величина зависят от того, как сложатся события в ходе осуществления хозяйственной деятельности малого предприятия, а они носят во многом неопределенный характер и предвидеть их заранее не представляется возможным.
Проблемы и перспективы их решения
В связи с большим количеством рисков, малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с определенными трудностями.
Среди основных проблем, осложняющих деятельность предприятий малого бизнеса можно выделить следующие:
- повышение ставки налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 г. спровоцировало рост закупочных цен, что вызвало необходимость пересмотра ценовой политики, и, как следствие, потерю клиентов и рынков сбыта;
- рост страховых взносов повлек за собой отказ от повышения заработной платы работникам на малых предприятиях либо рост продажных цен, невозможность расширения штата, а часть малых предприятий вынуждена была пойти на крайние меры, такие как сокращение штатных единиц и «уход в тень»;
- переход на онлайн-кассы поставил малые предприятия перед необходимостью осуществления дополнительных расходов на приобретение, установку и настройку терминалов, а также на ежегодное их обслуживание, обновление фискального накопителя;
- Высокая стоимость кредитов для малого бизнеса и ужесточение требований банков к заемщикам;
- Рост инфляции;
- Острая конкуренция за клиентов с крупными компаниями;
- Неблагоприятная экономическая ситуация в стране в целом, которая по мнению многих тормозит развитие бизнеса.
С целью становления и развития малого бизнеса в России необходимо решать обозначенные проблемы.
В России в период с 2015 г. по 2019 г. не наблюдалось устойчивой тенденции роста малого и среднего бизнеса. Численность работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в этот период, изменялась незначительно, порядка 18,9-19,3 млн. человек, это с учетом самозанятых граждан. Количество субъектов малого и среднего бизнеса в целом по стране оставалось примерно на одном уровне (5,5-6 млн.).
Доля малого и среднего предпринимательства в российской экономике в настоящее время составляет немногим более 20 %, это при том, что доля малого и среднего бизнеса в валовой внутренний продукт в развитых странах составляет порядка 50-60 %. Отдельно хочется отметить, что Росстат и Минэкономразвития России прогнозируют рост доли малого и среднего предпринимательства в экономике страны к 2024 г. до уровня 32,5 %, но это только прогноз, по факту изменения законодательства и экономической обстановки в последние годы оказывали только негативное влияние на развитие малого предпринимательства.