ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
107
Философия права, 2021, № 2 (97)
ÓÄÊ 364:351.745
ÁÁÊ 67.408
Êîáåö Ïåòð Íèêîëàåâè÷
Kobets Peter Nikolaevich
главный научный сотрудник центра организационного обеспечения научной деятельности
Всероссийского научно-исследовательского института МВД России доктор юридических наук, профессор.
Chief Researcher, the Center for Organizational Support of Scientific Activities, All-Russian Scientific Research
Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor.
Е-mail: pkobets37@rambler.ru
Áèëûê Âëàäèìèð Èâàíîâè÷
Bilyk Vladimir Ivanovich
заместитель начальника центра организационного обеспечения научной деятельности
Всероссийского научно-исследовательского института МВД России кандидат юридических наук, доцент.
Deputy Head, the Center for Organizational Support of Scientific Activities, All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.
ÑÎÂÅÐØÅÍÑÒÂÎÂÀÍÈÅ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÉ
ÑÎÖÈÀËÜÍÎÉ ÏÎËÈÒÈÊÈ ÌÂÄ ÐÎÑÑÈÈ – ÂÀÆÍÅÉØÀß
ÈÇ ÑÎÑÒÀÂËßÞÙÈÕ ÁÎÐÜÁÛ Ñ ÏÐÅÑÒÓÏÍÎÑÒÜÞ
Improvement of the state social policy in the ministry of Internal Affairs
of Russia is the most important component of the fight against crime
In accordance with the Constitution of the Rus-
sian Federation as a social state our country con-
tinues to implement policies that contribute to the
creation of conditions for ensuring a decent life and
free development of its citizens. Therefore, the pro-
cesses related to the formation and improvement of
the Russian civil society are developing dynamical-
ly today. In particular, these processes are greatly
facilitated by the active participation of the Inter-
nal Affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs
of Russia in the performance of their duties to pro-
tect the rights and interests of subjects of civil legal
relations. At the same time, the effective activity of
employees of the Internal Affairs bodies of the Rus-
sian Federation is directly dependent on the extent
to which their citizenship rights and social security
guarantees are protected. Therefore, the formation
of an effective departmental mechanism of social
protection of police officers is a prerequisite for
strengthening their moral and psychological state,
which in turn has a positive effect on improving the
functioning of the Ministry of internal Affairs of
Russia and the fight against crime.
Keywords: legal state, social benefits, social guar-
antees, social protection, support measures, social se-
curity, performance, provision, compensation, stimu-
lation of labor, fight against crime.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации, являясь социальным государством,
наша страна продолжает реализовывать полити-
ку, способствующую созданию условий по обеспе-
чению достойной жизни и свободного развития
своих граждан. Поэтому сегодня динамично раз-
виваются процессы, связанные с формированием
и совершенствованием российского гражданского
общества. В том числе указанным процессам в
немалой степени способствует активное участие
МВД России в выполнении своих обязанностей по
реализации защиты прав и интересов субъектов
гражданских правоотношений. В то же время эф-
фективная деятельность сотрудников органов
внутренних дел находится в прямой зависимости
от того, насколько защищены их гражданские
права и гарантии по социальному обеспечению.
Поэтому формирование эффективного ведомст-
венного механизма соцзащиты сотрудников ОВД
является обязательным условием по укреплению их
морально-психологического состояния, что, в свою
очередь, положительно сказывается на совершен-
ствовании функционирования МВД России и борь-
бы с преступностью.
Ключевые слова: правовое государство, соци-
альные льготы, социальные гарантии, социальная
защита, меры поддержки, социальная защищен-
ность, результативность деятельности, обеспе-
чение, компенсации, стимулирование труда, борь-
ба с преступностью.
108
Философия права, 2021, № 2 (97)
ÔÈËÎÑÎÔÑÊÎ-ÏÐÀÂÎÂÛÅ ÀÑÏÅÊÒÛ
ÁÎÐÜÁÛ Ñ ÏÐÅÑÒÓÏÍÎÑÒÜÞ
Задачи по социальной защите граждан всегда оставались одними из приоритетных в нашей стране. Поскольку эффективная реа- лизация социальной политики, направленной на повышение жизненного уровня населения страны, считается одним из оснований по признанию государства социальным. Сегодня важнейшая роль в государстве отводится про- цессам, связанным с совершенствованием ме- ханизмов по реализации соцзащиты и защи- щенности населения, что становится объек- тивной необходимостью, и сотрудники орга- нов внутренних дел (далее – ОВД) не явля- ются исключением.
Значение различных государственных служб, в том числе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД Рос- сии, Министерство) в укреплении российской государственности сложно переоценить, во многом этим объясняется научный интерес к исследованию проблематики социальной за- щиты сотрудников ОВД. Кроме того, он обу- словлен наличием различных вопросов, кото- рые связаны с социальной защищенностью сотрудников ОВД на фоне выполнения важ- нейших задач, среди которых не только борь- ба с преступностью, но совершенствование функционирования МВД России.
В современных условиях сотрудникам ОВД
отводится особая роль в системе субъектов по социальной защите и поэтому государством определены специальные меры по их соцзащи- те и поддержке. Кроме того, высокая степень социальной защищенности сотрудников ОВД,
как одного из составных элементов социальной и правовой защиты государственных служащих
Российской Федерации является одним из по- казателей по совершенствованию всей системы социальной защиты населения нашей страны.
Поэтому в настоящее время от улучшения со- циальной защищенности рассматриваемой ка- тегории лиц в большинстве своем напрямую зависит эффективность оперативно-служебной деятельности МВД России.
Проблемы повышения государственной социальной защиты населения, связанные с социальными гарантиями и стимулированием труда, имели приоритетное значение еще в самом начале становления советского социаль- ного обеспечения [1, c. 33–38], и в настоящее время остаются одними из важнейших элемен- тов статуса личности [2, с. 9–13].
Анализ источниках специальной литературы по рассматриваемой проблеме дает основание утверждать, что существуют различные иссле- дования зарубежных специалистов обосновы- вающие выводы, что социальные гарантии и сти- мулирование труда существенно повышают ре- зультативность работы и эффективность профес- сиональной деятельности. Среди зарубежных концепций, связанных с мотивацией труда ши- рокую известность получили содержательные теории мотивации А. Маслоу, Ф. Херцберга,
Д. Макклелланда, К. Альдерфера и процес- суальные В. Врума, С. Адамса, Л. Портера,
Э. Лоулера, Д. Макгрегора.
В разные годы и в нашей стране так же,
как и за рубежом, проводились научные иссле- дования В.А. Ядовым, А.Г. Здравомысловым,
В.П. Рожиным, А.Н. Леонтьевым, и др., кото- рые были связаны с теорией мотивации и сти- мулированием труда, обосновывающие гипо- тезу относительного того, принадлежит ли решающая роль оплате труда и социальным гарантиям, предоставляемым сотрудникам различных организаций в повышении резуль- тативности их профессиональной деятельно- сти [3]. В работах отечественных специали- стов были исследованы, как потребности, так и процессы, связанные с формированием и функционированием мотивации, выделены смыслообразующие трудовые мотивы. В ходе этих исследований было доказано, что соци- альные гарантии и оплата труда влияют на по- вышение эффективности работы не только от- дельных подразделений, но и целиком всего ведомства [4].
Невзирая на ряд отличительных моментов в подходах отечественных и зарубежных ис- следователей на рассматриваемую проблему,
они во многом схожи, потому как направлены на исследование причин и условий, которые побуждают людей к более высокому результа- тивному труду. Проблемы повышения государ- ственной социальной защиты сотрудников
ОВД также имеют первостепенное значение,
поскольку от степени социальной защищенно- сти сотрудников ОВД зависит очень многое.
Вопросам, специально исследующим про- блематику регулирования социальной защиты сотрудников ОВД, было уделено не мало вни- мания отечественными правоведами, в том числе и из правоохранительной сферы [5].
Однако, проведенный анализ показывает, что
109
Философия права, 2021, № 2 (97)
при наличии различных научных источников по рассматриваемой проблематике, предмет исследования, связанный с социальной защи- той и защищенностью личного состава и пер- сонала ОВД до конца не исчерпан.
Государственная социальная защита со- трудников ОВД неразрывно связана с право- вой системой, нормами права и правоотноше- ниями. Вопросы защиты прав сотрудников
ОВД, которые связаны с прохождением служ- бы, являются самостоятельным институтом права, включающим в себя различные нормы права – материальные и процессуальные, ча- стные и публичные. Причем последние не только регулируют прохождение службы в
МВД России, но и защищают права сотрудни- ков ОВД.
Правовыми основами прохождение служ- бы в МВД России являются частные и публич- ные нормы права, закрепленные в Граждан- ском кодексе Российской Федерации, Трудо- вом кодексе Российской Федерации, федераль- ных законах, указах Президента Российской
Федерации, постановлениях Правительства
Российской Федерации, приказах МВД России и нормативных правовых актах начальников территориальных органов.
Соцзащита сотрудников МВД России должна находиться в органическом единстве с социальной политикой страны, призванной обеспечивать решение важнейшего принци- па социального государства – обеспечение со- циальной справедливости. Поэтому система государственной соцзащите сотрудников
МВД России состоит из трех основных час- тей: мер по правовой защите; мер безопасно- сти; мер соцзащиты.
Основные элементы социальной политики и соцзащиты, реализуемые в МВД России,
опираются на российское «социальное зако- нодательство», а также на ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, которые касаются исключительно сотрудников ОВД
[6, с. 116]. Таким образом, можно сделать вы- вод о том, что нормативно-правовая основа соцзащиты сотрудников ОВД представляет из себя объемный характер. Помимо общих со- циальных гарантий, которые содержатся в дей- ствующим законодательстве, в Федеральном законе «О полиции» определяются дополни- тельные гарантии соцзащиты сотрудников
МВД России, которые призваны компенсировать ряд ограничений и запретов, обусловленных режимами, установленными при прохождении службы.
Следует отметить, что вся служебная дея- тельность, как и выполнение конкретных по- ставленных перед сотрудниками ОВД задач,
непосредственно связаны с присущим для это- го вида работы повышенным риском для жиз- ни и здоровья. Проходя службу в МВД Рос- сии, сотрудники ОВД испытывают повышен- ные физические нагрузки, стрессы, травма- тизм. Не редко они несут службу в опасных условиях. Перечисленные обстоятельства в большинстве случаев серьезно воздействуют на здоровье и продолжительность жизни ука- занной категории лиц. В следствие чего, со- вершенно закономерно, что данная категория граждан обладает правом более раннего срока получения пенсионного обеспечения. В связи с этим, медицинскому обслуживанию, как про- ходящих службу сотрудников МВД России, так и вышедших на пенсию уделяется столь при- стальное внимание.
Таким образом, исходя из важности и сложности деятельности, которая выполняет- ся сотрудниками ОВД, необходима особая со- циальная защищенность и социальные гаран- тии [7, с. 141]. По этой причине компенсиро- вание сложных условий служебной деятель- ности должно происходить за счет совершен- ствования правого регулирования по социаль- ному обеспечению сотрудников МВД России.
Оно же в том числе должно способствовать не допущению возможных коррупционных правонарушений [8, с. 11].
Необходимо упомянуть о том, что в настоя- щее время Министерство проводит целена- правленную ведомственную социальную по- литику, основанную на базовых социальных принципах. Закрепленные социальные гаран- тии сотрудников ОВД, постоянно совершен- ствуемые правовые, организационные и фи- нансовые механизмы по их реализации, вно- сят существенный вклад в повышение закон- ности в деятельность МВД России [9, с. 368].
Из проведенного научного анализа работ отечественных специалистов относительно влияния социальных гарантий на повышение эффективности деятельности работников сле- дует, что осуществление эффективной государ- ственной социальной политики в ОВД также положительно сказывается на результатах
110
Философия права, 2021, № 2 (97)
ÔÈËÎÑÎÔÑÊÎ-ÏÐÀÂÎÂÛÅ ÀÑÏÅÊÒÛ
ÁÎÐÜÁÛ Ñ ÏÐÅÑÒÓÏÍÎÑÒÜÞ
правоохранительной службы и повышении ее результативности [10, с. 122]. И поэтому в дальнейшем необходимо развивать имеющую- ся систему социальных гарантий сотрудников
МВД России, повышать эффективность по воплощению в жизнь и практическую реали- зацию законодательных норм, регламентирую- щих исполнение и соблюдение соцзащиты со- трудников ОВД.
На первом месте в процессе формирования доходов сотрудников ОВД, поддержания не- обходимого уровня их жизни и обеспечения эффективней работы МВД России находится оплата труда. Ей также отводится важное ме- сто в регулировании трудовых отношений гос- служащих и их социальной поддержке. Также большая роль отводится и другим социальным гарантиям: медицинскому, жилищному, пенси- онному обеспечению, социальному страхова- нию, профессиональному образованию.
В целях дальнейшего эффективного осуще- ствления деятельности МВД России по совер- шенствованию механизма социального гаран- тирования сотрудников ОВД необходимо про- должать научное обоснование этой работы.
Теоретические исследования и научные раз- работки в рассматриваемой сфере деятельно- сти обладают не только методической ценно- стью, но и могут способствовать решению различных практических задач. Поэтому в дальнейшем не лишними стали бы новые на- учные исследования, которые обосновывали бы разработку и реализацию в долгосрочной перспективе различных нормативно-право- вых актов (концепций, стратегий, доктрин и др.) по развитию и совершенствованию госу- дарственной социальной политики в системе
МВД России.
Указанные выше нормативные правовые акты должны быть подготовлены на основе ме- тодологического подхода, позволяющего раз- работать недостающие механизмы и инстру- менты по обеспечению эффективного функ- ционирования государственной социальной политики. Кроме того, рассматриваемые нор- мативные правовые акты в своих главных по- ложениях должны отражать ключевую цель и задачи по проведению эффективной государ- ственной социальной политики в ОВД, а так- же ряд направлений и приоритетов по перспек- тивному развитию. Важнейшими элементами этих документов должны быть положения по развитию и совершенствованию оплаты тру- да, медицинского и жилищного обеспечения,
соцстрахования, кадровой подготовки, пенси- онного обеспечения.
Таким образом, краткое изучение пробле- матики социальной защиты сотрудников
МВД России позволяет прийти к определен- ным выводам, на основе которых возможно сформулировать необходимые предложения,
которые могут быть в перспективе направле- ны на дальнейшее совершенствование соцза- щиты сотрудников ОВД.
Так, в частности, проведенный анализ сви- детельствует о том, что одним из специфиче- ских направлений по реализации социальной политики в нашей стране является сфера ОВД,
в качестве субъекта управления которой явля- ется МВД России. Подразделениями ОВД, за- нимающимися социальной работой, приобре- тен достаточный положительный опыт по ра- боте в сфере осуществления социальной по- литики МВД России. Министерством актив- но проводится своя ведомственная социальная политика, касаемая как непосредственно со- трудников ОВД, так и членов их семей. Дан- ное обстоятельство становится особенно важ- ным, в том случае если сотрудники ОВД по- гибают, исполняя служебные обязанности,
получают увечье, травмы или инвалидность,
из-за чего зачастую происходит снижение либо утрата их способностей к прохождению служ- бы в МВД России.
Также следует отметить, что социальная защита сотрудников ОВД разнообразна и на- ходится на достаточно высоком уровне. В про- цессе исследования автором установлено, что социальная защищенность сотрудников ОВД
непосредственно связана с престижем прохо- ждения службы в МВД России, и в том числе эффективностью исполнения важнейших пра- воохранительных задач и функций. Рассмат- риваемые меры социальной защиты направле- ны на компенсацию различных сложностей и напряженностей, возникающих у сотрудников
ОВД в процессе прохождения службы в МВД
России, стимулирования их служебной дея- тельности и минимизации коррупционных правонарушений в правоохранительной дея- тельности.
В дальнейшем в целях совершенствования деятельности по укреплению кадрового по- тенциала МВД России, а также повышения
111
Философия права, 2021, № 2 (97)
престижности прохождения службы в МВД Рос- сии, следует развивать правовой механизм со- циальной защиты сотрудников ОВД. Также не- обходимо стремиться к закреплению новых и упрочению сложившихся социальных гарантий,
в обязательном порядке сформировать безупреч- ный правовой, организационный и финансовый механизмы, связанные с их реализацией.
Литература
1. Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Фо- мин П.А., Шаховская Л.С. Мотивация труда как фактор повышения эффективности произ- водственно-хозяйственной деятельности пред- приятия: монография. М., 2012.
2. Быковская Ю.В. Роль социальных гаран- тий сотрудникам органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности и необходимость их совершенствования // На- циональные интересы: приоритеты и безопас- ность. 2015. Т. 11. № 42 (327).
3. Быковская Ю.В. Создание эффективной системы социальной защиты сотрудников
МВД России как приоритетное направление модернизации органов внутренних дел // Вест- ник Академии экономической безопасности
МВД России. 2011. № 4.
4. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда: инструменты. Методики. Практика. М.,
2007.
5. Капустина О.В. Проблемы становления системы советского социального обеспечения в начале 1920-х гг. // Социальное и пенсион- ное право. 2020. № 2.
6. Кобец П.Н., Севрюков А.П. Государст- венная защита сотрудников органов внутрен- них дел: проблемы и решения: монография.
М., 2001.
7. Попова А.А. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел в систе- ме социальной защиты МВД России // Инно- вации и инвестиции. 2019. № 4.
8. Тарабан Н.А., Чупилин Д.А. Социаль- ное обеспечение как элемент статуса лично- сти: международно-правовой аспект // Соци- альное и пенсионное право. 2020. № 1.
9. Тенгизова Ж.А. Сотрудники ОВД как особые субъекты правовых отношений, наде- ленные особыми полномочиями // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18.
10. Шапиро С.А. Мотивация и стимулиро- вание персонала. М., 2005.
Bibliography
1. Agaptsov S.A., Mordvintsev A.I., Fo- min P.A., Shakhovskaya L.S. Labor motivation as a factor of increasing the efficiency of produc- tion and economic activity of the enterprise:
monograph. Moscow, 2012.
2. Bykovskaya Yu.V. The role of social guar- antees to employees of internal affairs bodies in ensuring economic security and the need for their improvement // National interests: priorities and security. 2015. Vol. 11. № 42 (327).
3. Bykovskaya Yu.V. Creation of an effective system of social protection of employees of the
Ministry of Internal Affairs of Russia as a priority direction of modernization of internal affairs bod- ies // Bulletin of the Academy of Economic Secu- rity of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
2011. № 4.
4. Vetluzhskikh E.N. Motivation and remu- neration of labor: tools. Methods. Practice. Mos- cow, 2007.
5. Kapustina O.V. Problems of the formation of the Soviet social security system in the early
1920s // Social security and pension law. 2020.
№ 2.
6. Kobets P.N., Sevryukov A.P. State protec- tion of employees of internal affairs bodies: prob- lems and solutions: monograph. Moscow, 2001.
7. Popova A.A. Pension provision of employ- ees of internal affairs bodies in the system of social protection of the Ministry of Internal Affairs of
Russia // Innovation and investment. 2019. № 4.
8. Taraban N.A., Chupilin D.A. Social secu- rity as an element of the personality status: an in- ternational legal aspect // Social security and pen- sion law. 2020. № 1.
9. Tengizova Zh.A. Employees of the Depart- ment of Internal Affairs as special subjects of legal relations, endowed with special powers // Theory and practice of social development. 2015. № 18.
10. Shapiro S.A. Motivation and stimulation of personnel. Moscow, 2005.