Файл: Сделано в ссср. Легендарные автомобили. Газ69 и Козлик.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Сделано в СССР». Легендарные автомобили. ГАЗ-69 и Козлик
Исследование 2018 года [1] показало, что не менее одной трети российских дорог лишены асфальтового покрытия. В Чукотском АО 1311 км приходится на зимники и грунтовки и это 60,7% дорожной сети округа. 28,2% сельских населенных пунктов в РФ не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования [2]. И это – в сегодняшней России. Что уж говорить про Советский союз, где сеть асфальтовых дорог была практически не развита. И нет — не подумайте — это не плохо. Это просто данность, связанная с особенностями нашей необъятной Родины: о каком асфальте можно говорить, если у нас один субъект размером с Аргентину, а к Арктической зоне относятся 9 регионов от Карелии до Чукотки.
Но русский человек не стал расстраиваться из-за плохих дорог и ругать власть. Русский человек изобрел внедорожник – тип автомобиля, который в СССР был наиболее распространен и популярен. Знакомьтесь: два советских полноприводных труженика — ГАЗ-69 и УАЗ-469 «Козлик».
ГАЗ-69
«Если уж покупать что-нибудь, так это
ГАЗ-69, но их,
к сожалению, не продают…»
(С) АиБС. "Понедельник начинается в субботу"
ГАЗ-69 – символ эпохи. Один из первых советских внедорожников. Сильно облагороженный или, как сейчас говорят, «рестайлинговый» ГАЗ-62 образца 40-го года. Заметно больше, мощнее, комфортнее своего предшественника. Над созданием «69-го» трудился тот же коллектив, который занимался и созданием ГАЗ-67: В. И. Подольский, Б. Н. Панкратов, Ф. А. Лепендин, Г. К. Шнейдер, С. Г. Зислин, В. Ф. Филюков, В. С. Соловьёв. Руководителем всего процесса был Г.М. Вассерман.
Но, обо всем по порядку. История этого автомобиля началась в 1946 году. После войны на ГАЗ поступила задача: создать достойную замену 67-ому, с улучшенным мотором, хорошей проходимостью, новым дизайном и комфортом. Было прописано, что машина должна иметь возможность возить армейские грузы массой до 800 килограмм, а без прицепа – использоваться для разведки или движения командования. Ну и понеслось…
Разрабатывали машину с нуля, лишь опираясь на опыт эксплуатации лэнд-лизовских «Виллисов». К осени 47-го был готов тестовый экземпляр, который проходил испытания.
Первое серьезное испытание было в 1948 году, когда вышел уже опытный образец ГАЗ-69. Длина маршрута составляла 12,5 тыс. км, а руководил всем процессом известный инженер А.Ромачев [3]. Проверялись скоростные, тяговые, грузоподъемные характеристики. А через год ГАЗ-69 отправили в более жесткое испытание по полному бездорожью. Там, где ЗИС-151 сидел «на мостах», «69-й» уверенно шел. 40 сантиметров снега, рвы, глубиной более полуметра не стали для него серьезной преградой. Важно отметиить, что предыдущий внедорожник ГАЗ-67Б расходовал много топлива, особенно с прицепом или во время езды по бездорожью. В сложных условиях этот показатель достигал 0.4 л/тонно-километр. В то время, как новый ГАЗ-69 в аналогичных условиях израсходовал не более 0.288 л.
Еще через год были испытания на безопасность транспортировки в воздухе военными самолетами и планерами, испытания на полигоне. И только в 1951 году ГАЗ-69 был презентован ГосКомиссии, которая дала «зеленый свет» на производство. Автомобили сразу начали производиться в двух модификациях – это армейской ГАЗ-69 и сельскохозяйственной ГАЗ-69А. Первые 20 экземпляров тут же отправили в Казахстан.
В 1956 году все полномочия по выпуску 69-го перешли в Ульяновск, и машина стала именоваться УАЗ 69.
За все 20 лет сошло с конвейера более 600000 экземпляров и около половины этих автомобилей были экспортированы во многие страны мира. Выпускались версии сельского почтового фургона, медицинского фургона, миноискателя, а также еще огромное количество «экспортных версий».
УАЗ-469 «Козлик». Воин, труженик, патриот [4].
Разработка нового автомобиля по заказу Министерства обороны началась в 1956 году. Да по какому заказу! Необходимо было разработать плавающий джип. Новый советский джип, кроме свойства плавучести, должен был иметь клиренс в 400 мм, чтобы проходить по танковой колее [5].
Инженеры разработали. Заднемоторный джип с независимой подвеской. Но требования изменились: машина должна иметь возможность установки безоткатного орудия на борт. Что, по сути, сделало всю предыдущую работу бессмысленной. Компоновку изменили на переднемоторную. Да и сразу после этого Минобороны сняло требование о плавучести машины, переведя УАЗ на тематику сухопутных машин для армии, да и вопрос с безоткатным орудием исчез из требований техзадания.
Но не исчезло требование высокого клиренса – минимум в 40 миллиметров. Что только не придумывали инженеры. Даже установили на УАЗик колесные редуктора, добившись нужного клиренса, но выяснилось, что такой автомобиль, во-первых, будет склонен к опрокидыванию, а во-вторых, колесные редуктора будут просто-напросто вырывать мост с креплений своим крутящим моментом. Выяснилось, что больше 320 мм автомобилю с заданными габаритами иметь никак нельзя. В итоге Минобороны одобрило именно такой вариант, и будущее показало, что компромисс был совершенно верным.
В 1961 году УАЗик (еще с индексом 460) представили на ВДНХ. В том же 1961 году УАЗ прошел сравнительные испытания с внедорожниками стран НАТО, унизив и растоптав своего английского конкурента Land Rover Defender.
Но, по одной из версий, у завода были проблемы с финансированием. По другой – с поставкой моторов. Как бы там ни было, но первый серийный экземпляр появился на свет только в декабре 1972 года.
Более мощный двигатель, просторный салон, улучшенная эргономика, возросшее удобство посадки-высадки, откидной борт, служивший продолжением кузова при перевозке длинномеров, и более высокая технологичность производства по сравнению с ГАЗ-69. Конечно, недостатков преемник "Газона" был не лишен — к примеру, коррозионная стойкость кузова была не слишком высокой, а переднее стекло не откидывалось, что затрудняло стрельбу — как мы помним, основное назначение этой машины было армейское. Но совокупность всех качеств позволяла назвать УАЗ-469 автомобилем нового поколения.
Литература:
-
Известия.ру. Грязи не боятся: россиянам по-прежнему приходится ездить по проселкам. URL: https://iz.ru/822418/timur-khasanov/griazi-ne-boiatsia-rossiianam-po-prezhnemu-prikhoditsia-ezdit-po-proselkam. Дата обращения: 3.03.23.
-
Коммерсант.ру. Дорогие дороги. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3636374#:
:text=Дороги%20в%20километрах.%20По%20последним,сетью%20путей%20сообщения%20общего%20пользования. Дата обращения: 3.03.23.
Известия.ру. Грязи не боятся: россиянам по-прежнему приходится ездить по проселкам. URL: https://iz.ru/822418/timur-khasanov/griazi-ne-boiatsia-rossiianam-po-prezhnemu-prikhoditsia-ezdit-po-proselkam. Дата обращения: 3.03.23.
Коммерсант.ру. Дорогие дороги. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3636374#:
Drive2.ru. Краткая история создания автомобиля ГАЗ-69. URL: https://www.drive2.ru/b/488193334288843301/ . Дата обращения: 3.03.23.
«УАЗ-469. Воин, труженик, патриот». под ред. Е. В. Корушина, А. А. Молева , Ульяновск, 2013.
Колеса.ру. Полвека для победителя "Дефендера": история УАЗ-469. URL: https://www.kolesa.ru/article/polveka-dlja-pobeditelja-defendera-istorija-uaz469-2014-12-20. Дата обращения: 4.03.23