Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком решений. Некоторые решения похожи нате, которые были приняты ранее, другие – совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать самостоятельно, иногда – взаимодействуя с другими людьми.
Диагностика проблемы – анализ величин и соотношений параметров организационно-производственной системы и рыночной среды, а также изменений этих соотношений с целью установления причин возникновения проблемы, иерархического уровня системы, на котором возникла и может быть устранена проблема. Диагностика должна основываться на знаниях функциональной и агрегатной структуры и параметров объекта управления при нормальном его функционировании.
Первый этап в диагностировании сложной проблемы – выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей.
Второй этап – установление причин возникновения проблемы. С этой целью необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию, для чего могут быть использованы как формальные методы, так и неформальные. Следует использовать только релевантную информацию, т.е. данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени.
Третий этап – определение характера проблемы. Это один из важнейших этапов диагностики проблемы, поскольку от этого зависит выбор основных подходов к ее решению.
Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Весьма важное условие правильного формирования альтернатив решений и выбора наиболее предпочтительной – определение ограничений и формулировка критериев принятия решения.
Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Можно выделить следующие общие ограничения:
ограничения несоответствия;
кадровые ограничения;
финансовые ограничения;
ограничения научно-технического прогресса;
рыночные ограничения;
правовые и морально-этические ограничения;
ограничения полномочий.
Определение альтернатив. В идеале желательно выявить все возможные варианты решения проблемы, т.е. сформировать «поле альтернатив». Однако на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, поэтому он, как правило, ограничивает число вариантов сравнения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими.
С этой целью нередко используют метод морфологического анализа. Углубленный анализ трудных проблем необходим для разработки нескольких действительно различающихся альтернатив.
Оценка альтернатив. После составления перечня вариантов решения следует переходить к оценке каждой альтернативы. Оценка альтернатив включает определение достоинств и недостатков каждой из них и возможных последствий ее выбора. В силу неизбежности негативных последствий, связанных с любой альтернативой, почти все важные управленческие решения разрабатываются с учетом компромисса.
Для сравнения решений используют критерии принятия решений, установленные на этапе формулировки ограничений и критериев. Некоторые из критериев выбора имеют количественное выражение, другие – качественную характеристику. Все решения необходимо представлять в сопоставимой форме. Желательно, чтобы это была та же форма, в которой выражена цель. Для успешной реализации управленческого решения необходимо также выполнить следующие условия:
обеспечить достаточную мотивацию исполнителей;
предотвратить возможность возникновения искажений в понимании исполнителями принятого решения и, как следствие, риска ущерба.
Важный момент в оценке решений – определение вероятности осуществления каждого из них в соответствии с намерениями. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска. Важнейшие аспекты проблемы принятия решений в условиях неопределенности и риска будут рассмотрены ниже.
Выбор альтернативы. Если предыдущие этапы разработки управленческих решений выполнены тщательно, альтернативные решения взвешены и оценены, то руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными оценками и последствиями. Нередко в случае решения
Факторы, влияющие на качество управленческого решения
Качество управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов:
качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления;
оптимального или рационального характера принимаемого решения;
своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;
соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;
квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.
1.4.Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:
единство целей – непротиворечивость решения ранее поставленным целям. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей;
научная обоснованность и правомочность – аргументированность и обоснованность решения, а также соответствие прав и обязанностей органов принятия решения. Аргументы по возможности должны носить формализованный характер.
ясность формулировок – ориентация на конкретного исполнителя;
краткость формулировок принятого решения – выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем;
гибкость – существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;
своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения;
объективность – менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений.
возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;
автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений – использование средств вычислительной техники, что значительно сокращает время разработки решения и повышает его обоснованность;
ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;
наличие механизма реализации – содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений.
Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым в эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных и гибким – предусматривав изменение целей и алгоритмов достижения целей.
1.5.Анализ внешней среды и ее влияние на реализацию.
Рассмотрим более подробно описание и параметры наиболее существенных элементов внешней среды – ближнего окружения.
1. Клиенты – это лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее непосредственно или через других лиц какую-либо ее продукцию. Для потенциальных клиентов компании обычно формируют рекламные материалы. Основные параметры данного элемента:
уровень неудовлетворенности потребностей и интересов населения;
уровень платежеспособности населения;
состояние спроса-предложения.
2. Контролирующие организации представляют налоговые, административные, санитарные и другие инспекции; пенсионные, медицинские, социальные и другие фонды; различные комиссии. Основные параметры этого элемента:
уровень их правовой и информационной поддержки;
уровень их административной поддержки.
3. Партнеры по бизнесу – это участники какой-либо совместной с компанией деятельности. Она может реализовываться в форме аренды, партнерства, подряда, договора, финансовых и компенсационных сделок. В качестве основных параметров данного элемента можно выделить:
уровень соблюдения договорных обязательств по оплате и производству продукции;
уровень организационных связей партнеров;
уровень финансовых связей партнеров;
платежеспособность партнеров.
4. Финансово-кредитные учреждения – организации, непосредственно участвующие в финансовом цикле компании, например, выполняющие расчетно-кассовые, ипотечные, кредитные другие операции. Основные параметры данного элемента: бы рота и качество обслуживания, уровень надежности, банковские резервы, объем услуг.
5. Заинтересованные внешние физические и юридические лица – лица, заинтересованные в процветании компании исходя своих личных интересов. К ним относятся члены семей работников компании; держатели ее ценных бумаг; пенсионеры, о которых дополнительно заботится компания; организации, чей бизнес существенно зависит от процветания компании; вышестоящие материнские и другие компании. Основные параметры данного элемента:
уровень притязаний групп населения;
степень развитости фондовых рынков ценных бумаг;
характер традиций помощи социально незащищенным слоям населения;
общий уровень экономического благосостояния населения.
6. Конкуренты – обязательный элемент рыноч- ой экономики. Основные параметры данного элемента:
уровень эластичности выпускаемой продукции;
уровень льготных субсидий, получаемых конкурентами;
характер текущего и перспективного спроса;
соотношение отечественных и зарубежных конкурирующих компаний.
7. Общественность формирует в сознании населения отношение к компании и ее продукции. Ключевые параметры данного элемента:
главные цели и задачи профсоюзного движения;
политические платформы наиболее влиятельных партий;
отношение общественности к качеству выпускаемой компанией продукции;
уровень влияния общественных движений на сознание групп населения.
8. Законодательная база в соответствующей области деятельности. В качестве основных параметров данного элемента можно выделить:
частоту изменения законодательной базы;
уровень доступности законодательной базы для пользователей;
степень охвата законодательной базой правового пространства;
объем контроля за выполнением законодательной базы.
9. Политическая обстановка в стране и мире определяется деятельностью органов государственной власти и государственного управления, характеризующей общественный строй и экономическую структуру общества; партий, общественных классов и группировок. Основные параметры данного элемента:
уровень доверия населения органам государственной власти;
вовлеченность населения в реализацию главных программ государственной власти;
количество активных партий и общественных движений;
степень интеграции страны с мировым сообществом.
10. Экономическая обстановка в отрасли, стране и мире определяется организацией, структурой и состоянием хозяйственной деятельности отрасли, страны, мирового региона. К основным параметрам данного элемента можно отнести:
уровень стабильности экономической обстановки;
продолжительность цикла спада-подъема;
уровень инфляции;
степень привлекательности для инвесторов.
11. Налоговая система характеризуется следующими основными параметрами:
количество налогов;
уровень налогообложения;
характер стимулирования производства продукции;
уровень организации сбора налогов.
7. Институциональные структуры состоят из обслуживающих компанию организаций, например, страховые, финансовые организации, фонды, биржи, посреднические организации, суды, охранные фирмы и др. К основным параметрам институциональных структур относятся:
степень удовлетворения потребностей компаний в дополнительных услугах;
доступность услуг для пользователей.
12. Природные катаклизмы включают как форс-мажорные, так и характерные природные аномалии. К основным параметрам природных катаклизмов можно отнести:
характерный перечень природных катаклизмов;