Файл: Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития (Малые предприятия на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 5152

Скачиваний: 101

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень налогообложения, сложность налоговой и бухгалтерской отчётности.

Одной из значимых проблем бизнеса предприниматели по-прежнему отмечают уровень налогообложения. Много нареканий вызывает и существующая громоздкая система заполнения налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

При этом необходимо отметить, что с введением упрощённой системы налогообложения и специального налогового режима уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый бизнес значительно сократилась. Так, большинство индивидуальных предпринимателей перешло на указанные специальные режимы налогообложения. Вместе с тем, упрощённая система налогообложения имеет свои недостатки и ограничения. Однако в ближайшее время налоговые послабления для малого бизнеса, включая повышение предельного порога доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, не предусматриваются.

Проблема нежилых помещений для предприятий.

Наиболее актуальной для бизнеса является проблема доступа к недвижимому имуществу. Существует значительный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений.

Именно этот фактор во многом сдерживает развитие инновационного и производственного предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно функционирующие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности.

Проблема продвижения товаров и услуг на рынке. Многие предприниматели обладают ограниченными возможностями в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении продукта на рынке, испытывают трудности в поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями. Проведение маркетинговых исследований субъектами предпринимательства еще не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных с ними финансовых потерь. Предприятия, как правило, не имеют средств для рекламирования своих товаров и услуг. Выставочно-ярмарочные мероприятия зачастую становятся для малого бизнеса единственной доступной площадкой, которую можно использовать для продвижения своей продукции и расширения её сбыта. Таким образом, бизнес является самым массовым и одним из самых заинтересованным участником выставочно-ярмарочных мероприятий.

Низкая квалификация персонала.

Предприятия часто испытывают недостаток квалифицированных специалистов. В условиях конкуренции лучших специалистов получают компании с большими бюджетами, которые могут предложить более высокий уровень оплаты труда и социальный пакет. Предприятия функционируют в постоянно меняющейся информационной среде, и руководителю необходимо постоянно отслеживать изменения в своей сфере деятельности, быть профессионалом в своей области. Для этого ему необходимо повышать свою квалификацию, а также квалификацию своих специалистов.


Оценивая причины закрытия предприятий, около половины опрошенных предпринимателей считают, что дело не только в факторах внешней среды, но и в низкой квалификации и собственных ошибках предпринимателей.

Поэтому для предприятий является актуальной проблема повышение квалификации существующего персонала и получение им необходимых деловых и специальных знаний. Эти задачи можно решать путём проведения семинаров, круглых столов, тренингов, дистанционного обучения, оказания консультаций.

Господдержка малого бизнеса является одной из основных задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации в настоящее время. По мнению многих экономистов, малый бизнес может стать своеобразным локомотивом, который сможет потянуть за собой развитие экономики нашей страны. Несмотря на то, что для стимулирования деловой активности населения в нашей стране принимается целый ряд мер, количество предприятий малого бизнеса, которые ежегодно открываются в нашей стране, все равно остается на очень низком уровне.

1.4 Перспективы развития малого предприятия.

Развитие малого бизнеса является залогом роста конкурентоспособности экономики и формирование устойчивой экономической системы. Это объясняется вкладом субъектов малого предпринимательства в решение проблемы создания рабочих мест, рост ВВП, диверсификации экономики и преодоления структурных диспропорций, активизации научно-технического развития, увеличение поступлений в государственный и местный бюджеты и др.

Преимущественно локальный характер обслуживания рынков субъектами малого бизнеса приводит к усилению зависимости последних от политических и социально-экономических процессов, которые происходят в регионе их присутствия, и предопределяет необходимость идентификации и решения проблем, с которыми сталкиваются малые предприниматели на региональном и местном уровнях.

В современном научном мире проблема развития предприятий малого бизнеса, структурных сдвигов в организации производства активно обсуждается видными западными экономистами, такими как Освальд А., Стори Д., Рейнольдс П. и другие. Существенный научный вклад в анализ и оценку вопросов развития предпринимательства, в частности малого бизнеса, преодоления различных видов препятствий осуществили такие ученые, как А. Бутенко, Л. Воротина, З. Варналий, В. Гейць, А. Кужель, В. Ляшенко, Н. Шлафмант и другие.

Отдавая должное научной и практической значимости работ названных авторов, необходимо отметить: тема развития и перспективы малого предпринимательства является недостаточно изученной в макроэкономике.


Целью статьи является выявления проблем и изучение перспектив развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Развитие малого бизнеса должно быть образующим фактором формирования соответствия интересов и цивилизованных рыночных отношений в обществе. Малое предпринимательство делает рыночную экономику более гибкой, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, оно является серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов научно-технического прогресса, а также решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. В условиях рыночной трансформации экономики России развитие малого предпринимательства должно стать одним из важнейших факторов социально-экономического роста. Малый бизнес – это создание новых рабочих мест, а также альтернатива наемному труду. Развитие малого бизнеса является очень важной для формирования среднего класса общества.

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется на основе ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017), в котором отмечается, что целью создания благоприятно возможных организационных и экономических условий для развития малого предпринимательства государство должно предоставить надлежащую поддержку. Но на данном этапе развития малого бизнеса и предпринимательства есть значительные проблемы и одним из путей выхода из кризиса малого предпринимательства является кредитование данной сферы. В результате кризиса у банков возникла проблема ликвидности, выразившаяся в возрастании процентных ставок. Высокие процентные ставки за кредит, обязательное требование залога, стоимость, которой значительно превышает сумму кредита, практически делают невозможным доступность кредитных ресурсов для тех субъектов малого предпринимательства, которые начинают свое дело.

К основным тормозящим факторам развития предприятий малого бизнеса на различных уровнях управления стоит отнести:

нерегулярное и не всегда гарантировано стимулирование программ поддержки и развития на региональном и государственном уровне;

отсутствие четких ориентиров развития на инновационном фундаменте;

отсутствие    эффективной     и     результативной    модели    сотрудничества    малого    и     среднего предпринимательства;

нецелевое использование средств, которые выделены под проекты для развития, несовершенство системы мониторинга, контроля использования;


невысокую квалификацию, достаточно низкую компетентность работников предприятий.;

рост степени различных видов риска,

в частности, имеющийся чрезмерный риск конкуренции и появления массового банкротства;

постоянные изменения, необходимость периодического обновления и модернизации;

разного рода препятствия, прежде всего бюрократические и административные;

ограниченность и бешеную нехватку финансирования для развития малого бизнеса;

необходимость создания и внедрения инновационных технологий, новейших процессов, низкий уровень инновационной культуры и мышления;

Формирование рыночной экономики в России связано с ростом предпринимательской активности во всех отраслях. Развитие именно малого бизнеса является одним из перспективных средств создания конкурентной рыночной системы. Основание собственного предприятия сдерживается главным образом сложностями непосредственно открытия собственного дела.

Первоочередными мерами эффективной поддержки и определения главных перспектив развития малого бизнеса являются:

государственная поддержка: способствовать  формированию благоприятного предпринимательского климата (привести действующие нормативно-правовые акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления в соответствие с принципами государственной регуляторной политики);

разработать механизм частичного возмещения из местных бюджетов процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства для реализации инвестиционных проектов;

международная помощь (финансовая, техническая, в подготовке кадров): разработать механизмы предоставления материальной помощи малым предприятиям, которые производят экологически чистую продукцию сельского хозяйства, занимающиеся ее переработкой и экспортом;

способствовать переориентации освобожденной рабочей силы на новые виды деятельности в сельском хозяйстве и в сфере развития «зеленого туризма»;

способствовать привлечению безработных, зарегистрированных в городах, к трудоустройства на вновь созданных рабочих местах в сельской местности;

кооперирование и самоорганизация малого бизнеса на политических и экономических началах;

профессиональная подготовка и эффективное управление квалифицированными кадрами: местной власти необходимо содействовать самозанятости безработных путем предоставления им единовременной денежной помощи для начинания собственной предпринимательской деятельности;


при переподготовке и повышении квалификации особое внимание следует уделять профессиям, что не только пользуются спросом на рынке труда, но и дают возможность начать собственное дело.

Для информационного обеспечения малых предприятий и упрощения их доступа к необходимой информации сформировать в регионах базы данных, которые будут накапливать, и упорядочивать информацию относительно норм действующего законодательства; информационно-аналитические материалы относительно развития предпринимательства региона, ценовой ситуации, регуляторной политики имеющихся банковских учреждений и кредитных союзов с перечнем их услуг в сфере кредитования субъектов малого предпринимательства.

Ярким примером для России в этом контексте может выступить Япония. Исследования показали разносторонность, комплексность, системность и действенность базовых программ поддержки функционирования малых предприятий в Японии.

Например, финансовые программы помощи развития бизнеса в Японии охватывают кредитные программы, программы гарантирования возврата кредитов и инвестиционные программы (финансирование акционерного капитала). Кроме вышеупомянутых, важную роль играют управленческие и организационные программы поддержки деятельности малых и средних предприятий. Основными программами помощи в управленческой поддержке частного бизнеса в Японии есть программы развития культуры предпринимательства, совершенствование менеджмента в организациях, проведение тренингов и семинаров, информационные услуги и мероприятия по поддержке и внедрению инноваций, прогнозирования банкротства предприятия и финансовая поддержка в случае его наступления.

Рассматривая опыт развитых стран, можно сказать, что развитие малого бизнеса является одним из эффективных путей реформирования экономики. Именно они являются механизмом наибольшего привлечения ресурсов, в том числе и трудовых. Таким образом, поддержка малого бизнеса может помочь стране решить много вопросов, среди которых социальные: создание новых рабочих мест, повышение уровня обеспеченности населения, а также экономические: привлекательность для иностранного инвестирования, ускорение оборота частного капитала, создание конкурентной среды. В западных странах имеются множество организаций, которые регулируют и поддерживают развитие малого и среднего бизнеса. Со стороны государственной власти ответственность за развитие лежит на нескольких министерствах, или их отделах. Обычно, политика поддержки малого предпринимательства осуществляется двумя-тремя министерствами.