Файл: Закон Ома для участка цепи. Метод свертывания. Понятие об активном двухполюснике Цель работы исследовать распределения токов, напряжений и мощностей при различных способах соединения пассивных элементов. Задача.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 1.2. Закон Ома для участка цепи. Метод свертывания. Понятие об активном двухполюснике
Цель работы – исследовать распределения токов, напряжений и мощностей при различных способах соединения пассивных элементов.
Задача – проверить закон Ома для последовательного, параллельного и смешанного соединений сопротивлений.
Оборудование: Проведение испытаний осуществляется дистанционно на лабораторном стенде, состоящем из вертикальной и горизонтальной панелей.
Вертикальная панель содержит элементы схем и разделена на 3 зоны: с последовательным, параллельным и смешанным соединением элементов цепи. На горизонтальной панели находится 3 источника питания (от 0 до 220 В) постоянного тока.
Регулировка напряжения осуществляется при помощи поворотного регулятора (ЛАТР). Также присутствуют элементы управления, регулирующие сопротивление.
Рис. 1. Внешний вид лабораторного стенда
Последовательное соединение. Опыт 1
Рис. 2. Схема цепи с последовательным соединением элементов
Ход выполнения работы:
-
Включила стенд. Рукоятку ЛАТРА установила в крайнее левое положение, при котором U = 0В. -
Нажала на кнопку подачи постоянного напряжения соответствующего источника питания. -
Повернула ручку ЛАТРА по часовой стрелке, установила напряжение U = 40В. Потенциометр R1 полностью ввела. -
Сняла показания приборов и занесла данные в таблицу №1. -
Повернула ручку ЛАТРА по часовой стрелке, установила напряжение U = 60В. Потенциометр R1 останется в том же положении. Данные занесла в таблицу №1. -
При том же напряжении источника питания выставила на половину потенциометр R1 и сняла показания приборов. Данные занесла в таблицу №1. -
Произвела расчёт полученных данных, указанных в таблице №1.
Таблица 1
Экспериментальные и расчётные данные последовательного соединения элементов
№ | Измерено | Вычислено | ||||||||
U, B | U1, B | U2, B | I, A | R1, Ом | R2, Ом | RЭ, Ом | P1, Вт | P2, Вт | PЭ, Вт | |
1 | 40 | 10 | 5 | 0,1 | 100 | 50 | 150 | 1 | 0,5 | 1,5 |
2 | 60 | 15 | 10 | 0,2 | 75 | 50 | 125 | 3 | 2 | 5 |
3 | 60 | 10 | 20 | 0,3 | 33,3 | 66,7 | 100 | 3 | 6 | 9 |
Параллельное соединение. Опыт 2
Рис. 3. Схема цепи с параллельным соединением элементов
Ход выполнения работы:
-
Включила стенд. Рукоятку ЛАТРА, соответствующую параллельному соединению, установила в нулевое положение, U = 0В. -
Нажала на кнопку подачи постоянного напряжения соответствующего источника питания. -
Повернула ручку ЛАТРА по часовой стрелке, установила напряжение U = 40В. Потенциометр R1 полностью ввёла. Сняла показания приборов и занесла данные в таблицу №2. -
Повернула ручку ЛАТРА по часовой стрелке, установила напряжение U = 60В. Потенциометр R1 останется в том же положении. Данные занесла в таблицу №2. -
При том же напряжении источника питания вывела полностью потенциометр R1 и сняла показания приборов. Данные занесла в таблицу №2. -
Произвёла расчёт полученных данных, указанных в таблице.
Таблица 2
Экспериментальные и расчётные данные параллельного соединения элементов
№ | Измерено | Вычислено | |||||||||
U, B | I, A | I1, A | I2, A | R1, Ом | R2, Ом | RЭ, Ом | P1, Вт | P2, Вт | PЭ, Вт | ||
1 | 40 | 0,6 | 0,2 | 0,3 | 267 | 200 | 114 | 32 | 36 | 68 | |
2 | 60 | 1 | 0,3 | 0,5 | 260 | 180 | 106 | 78 | 90 | 168 | |
3 | 60 | 5 | 2 | 0,5 | 42 | 132 | 32 | 470 | 380 | 850 |
Смешанное соединение. Опыт 3
Рис. 4. Схема цепи со смешанным соединением элементов
Ход выполнения работы:
-
Включила стенд. Рукоятку ЛАТРА, соответствующую параллельному соединению, установила в нулевое положение, U = 0В. -
Нажала на кнопку подачи постоянного напряжения соответствующего источника питания. -
Повернула ручку ЛАТРА по часовой стрелке, установила напряжение U = 70В. Потенциометр R2 полностью ввёла. -
Сняла показания приборов и занесла данные в таблицу №3. -
Повернула ручку ЛАТРА по часовой стрелке, установила напряжение U = 90В. Потенциометр R2 останется в том же положении. Данные занесла в таблицу №3. -
При том же напряжении источника питания вывела полностью потенциометр R2 и сняла показания приборов. Данные занесла в таблицу №3. -
Произвёла расчёт полученных данных, указанных в таблице.
Таблица 3
Экспериментальные и расчётные данные смешанного соединения элементов
№ | Измерено | Вычислено | |||||||||||
U, B | U1, B | U23, B | I1, A | I2, A | I3, A | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | P1, Вт | P2, Вт | P3, Вт | P, Вт | |
1 | 70 | 50 | 10 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | 125 | 100 | 33,3 | 24 | 6 | 18 | 48 |
2 | 90 | 60 | 15 | 0,6 | 0,2 | 0,4 | 100 | 75 | 37,5 | 45 | 15 | 30 | 90 |
3 | 90 | 85 | 0 | 1 | 0 | 0 | 85 | 0 | 0 | 85 | 0 | 0 | 85 |
Выводы: В результате выполнения данной лабораторной работы сделала следующие выводы:
-
при последовательном соединении через резисторы ток, практически не изменяя своей величины, течет через все элементы; мощность тока возрастает с увеличением напряжения в сети или уменьшением сопротивления; -
при параллельном включении резисторов ток в цепи разветвляется по отдельным ветвям, протекая через каждый элемент – по закону Ома величина тока обратно пропорциональна сопротивлению, напряжение на всех элементах одинаковое. -
смешанная схема делится на фрагменты, ток и напряжение рассчитывается для каждого отдельно в зависимости от того, как они соединены на выбранном сегменте электрической схемы.
Ответы на контрольные вопросы:
-
Формулировка законов Кирхгофа.
Первый закон Кирхгофа: Сколько токов втекает в узел, столько же и вытекает. Это свидетельствует о непрерывности тока для электрической цепи.
Второй закон Кирхгофа: Алгебраическая сумма ЭДС, действующих в замкнутом контуре, равна алгебраической сумме падений напряжения на всех резистивных элементах в этом контуре.
-
Как изменится ток , если параллельно резисторам и включить ещё один резистор?
Сила тока увеличится, так как сопротивление снизится т.е добавление резистора в параллель уменьшает сопротивление этого участка, а значит уменьшает и общее сопротивление цепи, а значит увеличивает общий ток.
-
Как распределяются токи в приемниках, соединенных параллельно?
Токи в цепи, состоящей из параллельно соединенных приемников, распределяются между ними прямо пропорционально их проводимостям, то есть обратно пропорционально их сопротивлениям.