ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;
-создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
-организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
-организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
-осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся.
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
-составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
-организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
-помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
-организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
-оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
-проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
-организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учитель-предметник:
-способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
-обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
-адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
-регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
-изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;
-организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
-регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).
Социальный педагог:
-способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки;
-оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
-осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Школьный психолог:
-изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
-осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
-проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
-проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
-осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
-создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
-используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
-проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
-оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
-оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
9.Оценка эффективности профориентационной работы
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;
-достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;
-потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;
-уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии;
-степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах;
-наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
-
индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
-направленность профориентационных воздействий на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Ожидаемые результаты реализации Программы.
- создание системы профессиональной ориентации в школе;
- изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
- повысить мотивацию учащихся к труду;
- оказать адресную помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
10.Сроки реализации Программы: 2023 - 2025 годы.
11. План мероприятий профориентационной работы ОУ.
№ п/п | Содержание деятельности. | Сроки. | Ответственные. | ||
1.Организационная работа в школе. | |||||
1. | Оформление уголка по профориентации (например, «Твоя профессиональная карьера», «В мире профессий», «Слагаемые выбора профессии»). Регулярное обновление. | В течение года | Зам. дир. по ВР, классные руководители, педагог-психолог. | ||
2. | Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (мониторинг трудоустройства и поступления выпускников 8,9,10 классов в образовательные учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования). | Август | Заместитель директора по ВР | ||
3. | Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Составление планов воспитательной работы с отражением обязательного раздела «Организация профориентационной работы в классе». | Август | Заместитель директора по ВР, классные руководители, психолог | ||
4. | Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. | В теч. года | Заместитель директора по ВР, библиотекарь, психолог. | ||
5. | Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации. | В теч. года | Библиотекарь | ||
6. | Проведение классных часов | В теч. года | Классные руководители. | ||
7. | Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образованиями, предприятиями, Центром занятости. | В теч. года | Заместитель директора по ВР, классные руководители. | ||
8. | Организация посещения учащимися 9 и 10 классов выставок-ярмарок, а также учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей | В теч. Уч.года. | Заместитель директора по ВР. | ||
9. | Организация работы трудовой бригады. | май | Заместитель директора по ВР. | ||
10. | Размещение информации по профориентационной работе на школьном сайте | В теч. Уч.года. | Психолог-педагог | ||
11. | Организация обучения по профориентационным дистанционным программам в рамках реализации регионального проекта «Роза ветров». | По плану КОИРО | Заместитель директора по ВР. | ||
2. Работа с педагогическими кадрами. | |||||
1. | Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп. | В теч. Года | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||
2. | Рассмотрение вопросов профориентационной работы на педсоветах школы. | В теч. Года | Заместитель директора по ВР, психолог | ||
3. | Организация для педагогов профконсультации по изучению личности школьника. | В теч. Года | Психолог | ||
4. | Организация методической помощи классным руководителям в разработке классных часов, подготовке внеклассных мероприятий. | В теч года | Заместитель директора по ВР, психолог. | ||
3.Работа с родителями. | |||||
1. | Организация для родителей лектория по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении школьника». | В теч. Года | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||
2. | Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий учащимися. | В теч. Года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, психолог | ||
3. | Организация встречи учащихся с их родителями - представителями различных профессий. | В теч. Года | Классные руководители | ||
4. | Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия. | В теч. Года | Классные руководители | ||
5. | Проведение родительских собраний (общешкольных, классных) с освещением вопросов профориентации школьников. | В теч. года. | Заместитель директора по ВР, классные руководители, психолог | ||
6. | Родительские собрания в 9 и 10 классах по подготовке к ГИА и ЕГЭ, | декабрь | Администрация школы, классные руководители | ||
7. | Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации. | В теч. года | Классные руководители, психолог | ||
4.Работа с учащимися. | |||||
1. | Проведение экскурсий на предприятия. | В теч. года | Классные руководители | ||
2. | Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профессиональной направленности. | В теч. года | Психолог, классные руководители. | ||
3. | Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации. | Октябрь | Психолог, классные руководители | ||
4. | Проведение консультаций учащихся (индивидуальных и групповых). | В теч. Года | Психолог | ||
5. | Организация предметных недель, декад, олимпиад. | В теч.года | Учителя-предметники | ||
6. | Проведение классных часов с освещением вопросов профориентации. | В теч. Года | Классные руководители | ||
7. | Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. | В теч. Года | Классные руководители | ||
8. | Создание портфолио учащегося. | В теч. Года | классные руководители | ||
9. | Организация работы кружков на базе школьных мастерских. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. | В теч. Года | Учителя технологии и учителя начальных классов | ||
10. | Привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования. | В теч. Года | Классные руководители, руководители ДО. | ||
11. | Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение. | В течение года | Библиотекарь | ||
12. | Проведение игры «жизнедеятельности»: «День самоуправления в школе». | Ежегодно в октябре | Завуч по ВР | ||
13. | Проведение конкурса рисунков в начальной школе: «Моя будущая профессия». | Ежегодно, по плану воспитательной работы. | Социальный педагог, классные руководители, учитель ИЗО. | ||
14. | Защита проектов в рамках программы «Технология». | Ежегодно, в течение учебного года. | Учитель технологии. | ||
15 | Курс для учащихся 8-х классов: «Человек в мире труда». | Ежегодно, в течение учебного года. | Психолог | ||
16 | Работа педагогического класса. | Ежегодно, в течение учебного года | Администрация. | ||
17 | Просмотр он - лайн уроков «Проектория». | В течение учебного года | |
12.Заключительная часть.
Современный этап развития общества характеризуется высоким динамизмом, качественными сдвигами во всех областях жизни. Социальный прогресс, возрастание роли науки и техники, рост культуры требует усиления творческой активности личности, организованности, дисциплины, повышения требовательности к себе и своей деятельности. Ориентация в окружающем мире, способность применить свои способности с учетом своих интересов и нужд общества является главным фактором успешности человека, его самореализации и успешности жизни.
Все это возможно, если помочь ребенку определить для себя ценностные ориентиры, научить выделять цели и способы их достижений, развивать внутренний контроль, саморегулирование деятельности и поведения.
Именно стремление к самореализации является мотивом успешного человека. Человек получает большое моральное удовлетворение от своего движения вперед и развития.
Педагоги, работающие с подрастающими поколениями, должны осуществлять функцию личностной ориентации: ответить учащимся на наиболее острые, сложные вопросы нашей общественной жизни, помочь обучающимся продемонстрировать в социуме свои способности, знания, умения и навыки.
С этой целью и разработана программа по профориентации, предоставляющая подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.
Итогом программы должны стать следующие результаты:
-
положительное отношение к труду; -
умение разбираться в содержании профессиональной деятельности; -
умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; -
умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности); -
оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии; -
обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; -
активация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
В ходе обучения учащиеся овладевают умениями, разнообразными способами деятельности, приобретают опыт:
-
– планирования и осуществления разнообразной практической деятельности: выполнение рефератов, рисунков, номеров самодеятельности, посещение рабочих мест и др.; -
– решения разнообразных задач, требующих поиска пути и способов решения; -
– осуществления различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, информационных; -
– эстетического оценивания явлений окружающего мира, произведений и предметов искусства, выполненных мастерами своего дела и высказывания суждений о них; -
– поиска, систематизации и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая справочную литературу, современные информационные технологии.