ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
один из учащихся не относится к четвертому, пятому и шестому уровню, не были выявлены также работы и с очень низким (первым) уровнем развития воображения. Представим результаты диагностики уровня творческого воображения учащихся на рис.3.
Рисунок 3 - Диагностика уровней творческого воображения ЭГ и КГ учащихся 2 «А» класса
В таблице 4 отображены средние показатели, полученные в результате суммирования индивидуальных результатов всей группы: в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица 4 - Общие результаты диагностики творческого воображения детей в целом по группе (%)
Как видим, по показателю «количественная продуктивность деятельности» наибольшее число детей относится к третьему уровню развития творческого воображения (50%). Количество детей, относящихся к первому уровню (20%). Наименьшее количество детей относится ко второму и четвертому уровню (по 15%). По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число детей относится также к третьему уровню развития (35%). Ко второму и четвертому уровню относится по 25% детей. Наименьшее количество детей относится к первому уровню (15%). По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей относится ко второму уровню развития творческого воображения (40%). Количество детей, относящихся к первому уровню 25%). Чуть больше детей на третьем уровне (30%), а наименьшее количество детей относится к четвертому уровню - всего 5%.
Если представить полученные данные на диаграмме, они будут выглядеть следующим образом (рис. 4).
Рисунок 4 - Общие результаты диагностики творческого воображения учащихся 2 «А» класса
Из проведённого исследования можно сделать следующий вывод: воображение у младшего школьника носит подражательный характер. Ребёнок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер. Для развития воображения учащихся необходим показ способов творческой деятельности.
Для этого мы проведем формирующий эксперимент.
2) На этапе формирующего эксперимента мы предлагаем учебные и творческие задачи, упражнения для формирования у детей творческого воображения.
Цель формирующего эксперимента - развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности.
В течение четырёх месяцев (сентябрь-декабрь 2013 г.) с учащимися проводились художественно-творческие занятия. Детям предлагаются самые разнообразные темы, где они учились быть оригинальными в выборе сюжета, фантазировать.
В результате, в процессе формирования у детей воображения, мы помогали им свободно придумывать и фантазировать, раскрывать суть творческой деятельности, учили их не следовать готовым образцам и шаблонам, а искать как можно больше своих оригинальных решений, направлять своё воображение на поиск нового. На этом этапе мы стремились помочь ребёнку довести задуманное до конца. А также научить его не просто фантазировать, а реализовать свои замыслы, пусть в небольших, но в собственных рисунках, аппликациях, историях. Для этого мы включили в работу совместную деятельности всех ребят и учителя.
Некоторые ребята сначала были нерешительными, бросали работу не доделывая или рисовали спонтанно, но в процессе занятий у детей начал накапливаться опыт в игре, рисовании, конструировании. Многие ребята уже самостоятельно находили сюжеты и темы для своих рисунков.
Просматривая рисунки можно видеть, что у большинства из них изменился подход к выполнению задания, если раньше почти все боялись фантазировать, рисовали первое, что придёт в голову, то после проведённой работы у многих обнаруживается творческий подход.
3) Контрольное диагностирование проведено по окончании формирующего этапа, при котором, так же как и на первом этапе, было предложено выполнить задание - тест Торренса «Неполные фигуры».
Цель контрольного этапа эксперимента: определить, насколько изменился уровень развития творческого воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Детям вновь предложили дорисовать геометрические фигуры как и в констатирующем эксперименте. Оценка результатов производилась с учетом сопоставления результатов диагностики в контрольной и экспериментальной группах.
Повторное обследование выявило положительную динамику в экспериментальной группе. Результаты диагностики представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5 - Результаты контрольной диагностики творческого воображения учащихся ЭГ (в баллах)
Как видно из таблицы 5, творческое воображение учащихся ЭГ, учитывая сравнительно небольшой период времени формирующего эксперимента, существенно повысилось, в основном на два-три уровня, по одному случаю - на четыре уровня и на один уровень. При этом, ни один из учащихся не относится к первому, второму и третьему уровням, что говорит об эффективности примененной программы.
Таблица 6 - Результаты контрольной диагностики творческого воображения учащихся КГ (в баллах)
Творческое воображение учащихся КГ (таблица 6) также повысилось, но всего лишь на 1 уровень, и только один случай - на два уровня.
Представим результаты контрольной диагностики уровня творческого воображения учащихся на рис.5.
Рисунок 5 - Контрольная диагностика уровней творческого воображения ЭГ и КГ учащихся 2 «А» класса
Задание 2. Используя методику измерения креативности Э. Торренса «Неполные фигуры», проведите диагностику 2-3 детей. По результатам диагностики напишите вывод-заключение.
Методика «Неполные фигуры»
Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем,
дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Анализ результатов.
Приступая к интерпретации, следует, прежде всего, оценить соответствие результатов заданию. Ответ признаётся неадекватным в случае, если: не был использован предложенный элемент; рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию; название картинки бессмысленное, не связанное с изображением; та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов.
Беглость (продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров.
Оригинальность. Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале: баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 очками. Этот показатель является наиболее значимым. Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных.
Рисунок 3 - Диагностика уровней творческого воображения ЭГ и КГ учащихся 2 «А» класса
В таблице 4 отображены средние показатели, полученные в результате суммирования индивидуальных результатов всей группы: в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица 4 - Общие результаты диагностики творческого воображения детей в целом по группе (%)
| | | | | | |
Способности | Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень | Четвертый уровень | Пятый уровень | Шестой уровень |
Количественная продуктивность деятельности | 20,00 | 15,00 | 50,00 | 15,00 | 0 | 0 |
Гибкость использования идей | 15,00 | 25,00 | 35,00 | 25,00 | 0 | 0 |
Оригинальность воображения | 25,00 | 40,00 | 30,00 | 5,00 | 0 | 0 |
Как видим, по показателю «количественная продуктивность деятельности» наибольшее число детей относится к третьему уровню развития творческого воображения (50%). Количество детей, относящихся к первому уровню (20%). Наименьшее количество детей относится ко второму и четвертому уровню (по 15%). По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число детей относится также к третьему уровню развития (35%). Ко второму и четвертому уровню относится по 25% детей. Наименьшее количество детей относится к первому уровню (15%). По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей относится ко второму уровню развития творческого воображения (40%). Количество детей, относящихся к первому уровню 25%). Чуть больше детей на третьем уровне (30%), а наименьшее количество детей относится к четвертому уровню - всего 5%.
Если представить полученные данные на диаграмме, они будут выглядеть следующим образом (рис. 4).
Рисунок 4 - Общие результаты диагностики творческого воображения учащихся 2 «А» класса
Из проведённого исследования можно сделать следующий вывод: воображение у младшего школьника носит подражательный характер. Ребёнок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер. Для развития воображения учащихся необходим показ способов творческой деятельности.
Для этого мы проведем формирующий эксперимент.
2) На этапе формирующего эксперимента мы предлагаем учебные и творческие задачи, упражнения для формирования у детей творческого воображения.
Цель формирующего эксперимента - развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности.
В течение четырёх месяцев (сентябрь-декабрь 2013 г.) с учащимися проводились художественно-творческие занятия. Детям предлагаются самые разнообразные темы, где они учились быть оригинальными в выборе сюжета, фантазировать.
В результате, в процессе формирования у детей воображения, мы помогали им свободно придумывать и фантазировать, раскрывать суть творческой деятельности, учили их не следовать готовым образцам и шаблонам, а искать как можно больше своих оригинальных решений, направлять своё воображение на поиск нового. На этом этапе мы стремились помочь ребёнку довести задуманное до конца. А также научить его не просто фантазировать, а реализовать свои замыслы, пусть в небольших, но в собственных рисунках, аппликациях, историях. Для этого мы включили в работу совместную деятельности всех ребят и учителя.
Некоторые ребята сначала были нерешительными, бросали работу не доделывая или рисовали спонтанно, но в процессе занятий у детей начал накапливаться опыт в игре, рисовании, конструировании. Многие ребята уже самостоятельно находили сюжеты и темы для своих рисунков.
Просматривая рисунки можно видеть, что у большинства из них изменился подход к выполнению задания, если раньше почти все боялись фантазировать, рисовали первое, что придёт в голову, то после проведённой работы у многих обнаруживается творческий подход.
3) Контрольное диагностирование проведено по окончании формирующего этапа, при котором, так же как и на первом этапе, было предложено выполнить задание - тест Торренса «Неполные фигуры».
Цель контрольного этапа эксперимента: определить, насколько изменился уровень развития творческого воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Детям вновь предложили дорисовать геометрические фигуры как и в констатирующем эксперименте. Оценка результатов производилась с учетом сопоставления результатов диагностики в контрольной и экспериментальной группах.
Повторное обследование выявило положительную динамику в экспериментальной группе. Результаты диагностики представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5 - Результаты контрольной диагностики творческого воображения учащихся ЭГ (в баллах)
| | | | | | |
Учащиеся | Количественная продуктивность деятельности | Гибкость использования идей | Оригинальность воображения | Уровень сформированности творческого воображения (средний балл) | Предыдущий уровень в сравнении с настоящим (средний балл) | Отклонение (+, -) |
Варя С. | 4 | 6 | 6 | 5 | 3 | +2 |
Сережа Б. | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | +1 |
Андрей В. | 5 | 6 | 5 | 5 | 2 | +3 |
Жанна Л. | 6 | 5 | 6 | 6 | 3 | +3 |
Инна М. | 4 | 3 | 5 | 4 | 2 | +2 |
Андрей Р. | 4 | 5 | 6 | 5 | 2 | +3 |
Оксана П. | 5 | 6 | 6 | 6 | 3 | +3 |
Антон Я. | 6 | 6 | 6 | 6 | 2 | +4 |
Ира У. | 4 | 4 | 5 | 4 | 2 | +2 |
Юра Х. | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | +2 |
Как видно из таблицы 5, творческое воображение учащихся ЭГ, учитывая сравнительно небольшой период времени формирующего эксперимента, существенно повысилось, в основном на два-три уровня, по одному случаю - на четыре уровня и на один уровень. При этом, ни один из учащихся не относится к первому, второму и третьему уровням, что говорит об эффективности примененной программы.
Таблица 6 - Результаты контрольной диагностики творческого воображения учащихся КГ (в баллах)
| | | | | | |
Учащиеся | Количественная продуктивность деятельности | Гибкость использования идей | Оригинальность воображения | Уровень сформированности творческого воображения (средний балл) | Предыдущий уровень в сравнении с настоящим (средний балл) | Отклонение (+, -) |
Света Е. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | - |
Вера К. | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | +1 |
Антон Е. | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | +1 |
Андрей К. | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | +1 |
Ира Н. | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | +1 |
Вадик Ю. | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | - |
Рома А. | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | +2 |
Юля С. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | - |
Валентин Т. | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | +1 |
Уля Ф. | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | +1 |
Творческое воображение учащихся КГ (таблица 6) также повысилось, но всего лишь на 1 уровень, и только один случай - на два уровня.
Представим результаты контрольной диагностики уровня творческого воображения учащихся на рис.5.
Рисунок 5 - Контрольная диагностика уровней творческого воображения ЭГ и КГ учащихся 2 «А» класса
Задание 2. Используя методику измерения креативности Э. Торренса «Неполные фигуры», проведите диагностику 2-3 детей. По результатам диагностики напишите вывод-заключение.
Методика «Неполные фигуры»
Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем,
дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Анализ результатов.
Приступая к интерпретации, следует, прежде всего, оценить соответствие результатов заданию. Ответ признаётся неадекватным в случае, если: не был использован предложенный элемент; рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию; название картинки бессмысленное, не связанное с изображением; та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов.
Беглость (продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров.
Оригинальность. Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале: баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 очками. Этот показатель является наиболее значимым. Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных.