Файл: Строение, локализации и общие свойства быстрых и медленных мышечных волокон.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел: | 10.4 C Движение | |
ФИО педагога | | |
Дата: | | |
Класс: 10 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Тема урока | Строение, локализации и общие свойства быстрых и медленных мышечных волокон. | |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 10.1.6.3 установить связь строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных волокон | |
Цели урока | Все учащиеся смогут: установить связь строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных волокон. Большинство учащихся смогут: дать полную сравнительную характеристику мышечных волокон. Некоторые учащиеся смогут: предложить способы тренировки двух типов мышечных волокон. |
Ход урока
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы | ||||||||||||||||||||
Начало урока 5мин | Вызов. 1. На какие основные группы делят мышцы головы? 2. Перечислите мимические и жевательные мышцы. 3. Чем отличаются мимические мышцы от других скелетных мышц? 4. Назовите начало, прикрепление и функцию мимических мышц. 5. Назовите начало, прикрепление и функцию жевательных мышц. 6. На какие основные группы делятся мышцы шеи? Определение темы и цели урока. | Учащиеся отвечают на вопросы выходят к названию темы урока и целям урока. | 2 балла | карточки | ||||||||||||||||||||
Середина урока 25 мин | Работа по группам 1 группа. Быстрые мышечные волокна 2 группа. Медленные мышечные волокна Просмотр видео. Объяснение учителя: Выделяют два типа скелетных мышечных волокон, каждый из который имеет свой физиологические особенности. Это медленные (тонические) и быстрые (фазические) волокна. Благодаря волокнам этих двух типов организм способен передвигаться и поддерживать позу. Мускулатура человека состоят из соединительной ткани, капилляров, саркоплазмы и, непосредственно, мышечных волокон. Эти волокна, в свою очередь, делятся на быстрые и медленные, в зависимости от скорости их вовлечения в работу. Также отличаются цвет и источник энергии, который они используют. Быстрые сокращающие (белые) мышечные волокна Строение. Быстро сокращающие мышечные волокна могут быть толще, чем медленно сокращающие мышечные волокна. Мало митохондрий, саркоплазматический ретикулум хорошо развит. Белые - миоглобина и цитохромовых пигментов мало или нет вовсе. Обилие гликогеновых гранул. Расположение. У человека все мышцы тела состоят из волокон обоих типов, но обычно один из них доминирует. Мышцы бицепса и трицепса, образующие грудь, руки и мышцы человека и животного, содержат много быстрых мышечных волокон. Быстрые волокна позволяют мышце сокращаться с высокой скоростью. В большом количестве эти волокна имеются у хишников; они обеспечивают быстроту реакций при ловле добычи. Вместе с тем потенциальная добыча, чтобы не стать жертвой хищников, тоже должна быть способна к быстрому реагированию. В обоих случаях от подвижности животного будут зависеть его шансы на выживание. Миоглобин. Миоглобин-это белок, содержащийся в волокнах скелета и сердечной мышцы. Миоглобин играет важную роль в мышечной оксигенации во время функционирования мышц: он накапливает кислород в мышечной расслаблении и обеспечивает его застой. Миоглобин чаще используется у животных и ныряющих птиц, которые проводят много времени под водой. Влияние нагрузки увеличивает количество миоглобина. Миоглобин придает мышцам красный цвет. В мышцах груди птицы нет миоглобина, поэтому она белая. Быстрые мышечные волокна иногда называют белыми: красный пигмент миоглобина, который связывает кислород, значительно ниже. И ннервация. Быстрые мышечные волокна состоят из отдельных аксонных ветвей нейронов толщиной от 10 до 20 мкм. Обычно в одном мышечном волокне дона концевая пластинка (может быть две). Мотонейроны, аксоны и их все разветвленные ветви мышечных волокон образуют двигательную единицу (МБ). Возбудимость. Мембрана обладает электрическое возбуждение. Мышечные волокна с одной единицей мотонейрона (MB) расположены в разных пучках мышц. Таким образом, моторонейр стимулирует все мышечные сокращения при возбуждении. Размер МБ может быть значительно отличаться: чем меньше моторный единица, тем точнее управление движением. Минимальная моторная единица (10-20 волокон) располагается в глазной мышце и пальцах, благодаря этому реализуются очень точные движения. Сильные мышцы требующие развития (например, бедренные мускулы), наоборот, обладают большое количество моторную единицу (несколько десятков тысяч мышечных волокон). Внутри двигательной единицы есть только один тип мышц. Скорость прохождения импульса составляет 8-40 м/с (в 3 раза быстрее, чем у медленных мышечных волокон). Физиологическая активность. Для высокоинтенсивных и кратковременных нагрузок мышцы человека требуют быстродоступной энергии. Жир не подойдет, поскольку его транспортировка и окисление занимает как минимум несколько минут. Энергия должна находиться в легкодоступной форме как можно ближе к мышечным волокнам. Для взрывных усилий используются быстрые мышечные волокна, работающие преимущественно на гликогене (запасах углеводов в мышцах), АТФ и креатин фосфате (2). Рост в результате интенсивных упражнений во многом связан с увеличением энергетических ресурсов. Когда мышцы быстро сокращаются, аэробное дыхание продолжается анаэробным дыханием. Быстро возникает кислородный задолженность. В качестве дыхательного субстрата интенсивно используется гликоген. Используется энергией АТФ от гликолиза, а быстрая мышечная усталость связана с накоплением молочной кислоты. | Учащиеся вначале знакомятся с глоссарием, затем выполняют работу в группе | 5 баллов | Презентация https://youtu.be/SaQB896OIlk | ||||||||||||||||||||
Конец урока 10 мин | Заполнение таблицы:
-определяет особенности быстрых мышечных волокон -определяет особенности медленных мышечных волокон | Выполняют задания для ФО | 3 балла | карточки | ||||||||||||||||||||
Рефлексия 5 мин | Дерево Блоба Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Закрашивают дерево Блоба, таким образом оценивают свою деятельность на уроке. | Обобщение знаний, обратная связь, комментарии учителя и учащихся | | Стикеры, дерево |