ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19
Автор: Магистр группы УНК.мз-21 ФГБОУ ВО "УГГУ".
Наумов Сергей Евгеньевич
Специалист по охране труда ФГБУ «7 отряд ФПС ГПС по Свердловской области (договорной)»
Научный руководитель работы: Доцент. Кандидат геолого-минералогических наук. ФГБОУ ВО "УГГУ"
Стороженко Любовь Александровна
Аннотация. Статья посвящена совершенствованию профилактических мероприятий в ходе пандемии COVID-19. Приведены результаты анализа работы коммерческих организаций по направлению: охрана труда в условиях распространения инфекции COVID-19. Рассмотрены наиболее часто встречающиеся ошибки и нарушения обязательных требований законодательства. Предложены мероприятия, повышающие эффективность мер профилактики и противодействия эпидемии, на основании выявленных недостатков. Статья может быть полезна интересующимся вопросами эффективности противоковидных мероприятий.
Ключевые слова: охрана труда, COVID-19, распространение инфекции, профилактические мероприятия, антисептик.
Борьба с различными опасностями на производствах и в организациях различных форм собственности является одной из задач руководителей данных организаций.
К сожалению в настоящее время кроме достаточно обыденных опасностей, с которыми общество привыкло бороться (такими как, опасность пожара, затопления и т.п.) добавились опасности, связанные с пандемией COVID-19. За последние несколько лет в связи с распространением COVID-19 в нашей жизни произошли коренные изменения. Весь мир стремится принять меры, которые помогут замедлить темпы распространения коронавирусной инфекции и сократить заболеваемость. Введение тех шагов, на которые пошли правительства стран, еще не так давно казалось просто невозможным (закрытие возможностей пересекать границы государств независимо от целей поездок, введение обязательных карантинных мероприятий различных степеней строгости, снижение возможностей перемещений в рамках государств, запрет проведения мероприятий с большим количеством участников и т.д.). Безусловно, это оказало определённое влияние как на повседневную жизнь граждан, так и на экономическую ситуацию. В нынешних условиях работодатели также должны быть готовы к принятию мер противодействия распространению инфекции COVID-19. Им необходимо заблаговременно подготовиться к такому сценарию развития событий, а также вести непрерывную деятельность по возможному усовершенствованию и адаптации данных мер. Примером может служить подготовка к сокращению деятельности или возможному обязательному закрытию предприятия. 29 сентября 2020 года Роспотребнадзором были изданы новые рекомендации о профилактике коронавируса на рабочих местах (информация Роспотребнадзора от 29.09.2020 «О рекомендациях для работодателей по профилактике коронавирусной инфекции на рабочих местах» [1]).
Согласно этим рекомендациям, все государственные и коммерческие организации должны организовывать работу по данному направлению.
В случае поступления жалобы, Роспотребнадзор организовывает внеплановую проверку организации. Таким образом, обратившись к статистике, мы увидим, частоту проверок в компаниях, относящимся к различным отраслям экономики (рисунок 1).
Рисунок 1 – Распределение количества проверок в организациях различных отраслей
Какие действия необходимо осуществлять работодателям, чтобы обеспечить охрану труда? Им следует стремиться к максимально возможному обеспечению безопасной и здоровой производственной среды для своих сотрудников, параллельно проводя работу по минимизации рисков передачи вируса между работниками. Выбор тех или иных мероприятий в области охраны труда, предпринимаемые предприятиями, напрямую зависят от специфики компании. Их разработка должна разрабатываться с учетом всевозможных рисков. Например, в такой области как здравоохранение, работники которой находятся в постоянном тесном контакте с населением, меры профилактики и противодействия эпидемии должны быть значительно строже, чем в других секторах. Работодателям следует самостоятельно проводить оценку рисков и принимать соответствующие меры по минимизации и противодействию им. Проверки чаще всего проходят в коммерческих организациях, именно поэтому мы обратимся за помощью, и возьмем информацию у одного такого учреждения.
Назовем его «Х», ввиду конфиденциальности информации. У данной организации, как и большинства других, появляется ряд трудностей, связанных с обеспечением требуемых мер, что происходит из-за неопытности рабочего персонала по данному вопросу, отсутствия стимулирования и мотивации, недостатка финансированиях и ряда других причин.
В ходе проведения анализа работы данного учреждения, согласно все тем же рекомендациям, нами выявлены следующие недостатки:
- Отсутствие дезинфекции помещения (статистика сети Интернет показывает, что это замечание было выявлено в 73% случаях проверки). Регулярная уборка с дезинфекцией необходима (п. 2.5 рекомендаций из [2]).
- Нехватка необходимого количества медицинских масок (замечание в 35% случаев проверки). Обеспечение, как минимум пятидневный запас масок, с учетом замены каждые три часа (согласно п. 2.7 из [2]). - Отсутствие антисептика для рук (замечание в 33% случаях проверки). Часть организаций: магазины, строительные компании; должны обеспечивать сотрудников на рабочих местах антисептиками. (согласно пп. 1.3, 2.3 из [2]). - Работники не носят маски (замечание в 10% случаях проверки). Использованные маски следует хранить в специальных герметичных пакетах (п. 4.10 из [3]).
- Слабо организован входной фильтр (замечание в 10% случаях проверки). Измерение температуры работника при входе в здание (п. 1.2 из [2]).
Исходя из вышеперечисленного следует принять ряд мер, которые помогут контролировать работодателю обстановку.
Вести учет дезинфекции помещений, согласно таблице 1. Дважды в день: перед убытием на обед, конец рабочего дня.
Таблица 1 – Учет дезинфекции помещений
| Дата 1 | Дата 2 | Дата 3 | ||||
Помещение 1 | | | | | | | |
Помещение 2 | | | | | | |
Вести учет температурного режима согласно таблице 2, при входе в здание при прибытии на работу и после обеденного перерыва.
Таблица 2 – Учет температуры личного состава
№ п/п | Фамилия, инициалы | 9:00 | 14:00 |
1 | Иванов И.И. | | |
2 | Петрова А.А. | | |
На рабочих местах выделить уголок для антисептиков, контролировать его использование путем проверки его содержимого и визуального осмотра в начале рабочего дня и по возвращению с обеда.
Мотивировать, поощряя личный состав, использующий средства индивидуальной защиты, систематически проводя инструктаж, информируя работников о последствиях коронавируса и его симптомах.
Контролировать наличие масок, назначив ответственного, ведущего подсчет, с учетом требуемого количества.
Профилактические мероприятия в отношении посетителей:
- Размещение памятки по мерам безопасности;
- Размещение столов на расстоянии не менее 1,5 м;
- Посещение объектов из расчета: не менее 5 кв. м на чел;
- Ограничение в количестве двух гостей за одним столиком;
- Ограниченный ассортимент блюд, предпочтение блюдам с высокотемпературной обработкой;
- Обработка столовой посуды при режиме не менее 90 градусов, использование одноразовой посуды;
- Условия для безналичной и бесконтактной оплаты;
- Организация мест для обработки рук антисептиком;
- Умывальники с холодной и горячей водой;
- Контейнер для утилизации одноразовой посуды, масок и перчаток;
- Журнал учета посетителей.
Профилактические мероприятия в отношении сотрудников:
- Проведение уборки перед открытием;
- Входной фильтр для работников и осмотр в течение дня;
- Соблюдение социальной дистанции 1,5 м;
- Запрет входа посторонним лицам;
- Использование бактерицидных ламп;
- Условия для соблюдения личной гигиены сотрудников;
- Использование средств индивидуальной защиты;
- Достаточное количество одновременно используемой посуды и приборов;
- Обязательное проветривание не менее одного раза за два часа;
- Проведение влажной уборки каждые 2 часа;
- Дезинфекция контактных поверхностей;
- Дистанционная работа лиц группы риска (старше 65, беременных);
- Журнал учета проведенных мероприятий.
Какие меры следует предпринимать работодателям для противодействия передачи вируса COVID-19 в организациях?
Меры выявления и противодействия риску заражения работников или других лиц, связанных с производством, могут включать в себя:
- постоянное отслеживание официальных рекомендаций, а также актуальной информации центральных и местных органов здравоохранения и ВОЗ;
- доведение до работников требований нормативных документов в области противодействия пандемии;
- информирование работников о порядке действий при подозрении на респираторное заболевание;
- доведение своевременной и актуальной информации о возможностях перемещений в т.ч. и в зарубежные страны;
- организация деятельности с учетом создаваемых рисков;
- включение рисков COVID-19 в планы по повышению устойчивости функционирования организаций ;
- обязательное ознакомление работников с контактными телефонами и способами связи с профильными службами;
- обязательные обращения по официальным каналам связи и информирования профильных министерств и ведомств.
Вывод: обеспечение данных мер безопасности способно улучшить эпидемиологическую ситуацию. С их помощью возможно предупреждение и снижение уровня заболеваемости коронавирусом. Также было отмечено большое количество замечаний, связанных с нарушением требований, выдвинутых предприятием относительно сдерживания распространения инфекции. При условии выполнения всех необходимых предписаний распространение COVID-19 замедлится, произойдёт выравнивание эпидемиологического фона, что скажется как на повседневной жизни людей, так и на восстановлении и стабилизации экономической ситуации.
Литература
1. Информация Роспотребнадзора от 29.09.2020 «О рекомендациях для работодателей по профилактике коронавирусной инфекции на рабочих местах» URL: https://77.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 15.02.2022). – Текст: электронный.
2. Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 N 02/7495-2020-32 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли» URL: https://77.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 15.02.2022). – Текст: электронный.
3. Письмо Роспотребнадзора от 20 апреля 2020 года № 02/7376-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19» URL: https://77.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 15.02.2022). – Текст: электронный.