Файл: Самостоятельная работа по теме 2 Цель занятия приобретение и закрепление знаний о способах оценивания учебных достижений, формирование умения применять их в профессиональной педагогической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 6.2

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о способах оценивания учебных достижений, формирование умения применять их в профессиональной педагогической деятельности.

Задание 1. Заполните таблицу «Способы оценивания учебных достижений».





Критерии оценивания


Методы и приемы оценивания


Оценивание знаний


Объем знаний учащихся по учебному предмету, понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом, степень систематизации и глубины знаний, действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач, наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.


1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся.

2. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный.

3. Письменная проверка.


Оценивание умений


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний

учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность

в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к

организации работы.


4. Поурочный балл.

5. Контрольные работы.

6. Проверка домашних работ учащихся.

Задание 2. Выберите какую-либо тему (раздел) изучения чего-либо (в соответствии с выбранной Вами образовательной программой). Подберите задания для оценивания учебных достижений детей по изучению данной темы (данного раздела).

Оформите ответ следующим образом:

Образовательная программа:

Возраст обучающихся:

Оцениваемые знания и умения:


Задания для выявления сформированности знаний и умений:
Одним из важнейших структурных элементов процесса обучения является диагностика результатов профессионального обучения. Проверка и контроль знаний и умений на каждом учебном занятии должны быть в центре внимания преподавателя и мастера производственного обучения. Структурная схема процесса обучения показывает, что проверка и контроль завершают процесс обучения, являясь очень важным блоком

Диагностика результатов обучения обеспечивает обратную связь, которая позволяет не только выявить уровень сформированности профессиональных знаний и умений учащихся, но и получить информацию о положительных и отрицательных сторонах методики профессионального обучения. Преподаватель может переоце­нить умственное развитие своих учеников и ставить перед ними завышенные цели, недооценить трудности отдельных тем содержания программы и выбрать методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые не способствуют достижению планируемого уровня знаний и умений.

Для учащихся начального профессионального образования проверка знаний и умений является источником эмоциональных переживаний. Учащийся удовлетворен, когда все задания контрольной работы или практического занятия выполнены, и искренне радуется, когда оценка преподавателя совпадает с самооценкой. И, наоборот, огорчается, а иногда теряет интерес к обучению, если проверка знаний и умений не дает ожидаемых результатов. Поэтому важное значение приобретают методические задачи, которые стоят перед преподавателем и мастером производственного обучения. Методические задачи разрабатываются на основе ряда функций.В теории профессионального обучения (дидактике) выделены следующие функции диагностики знаний и умений:

-контролирующая — состоит в выявлении уровня сформированных знаний, умений и навыков учащихся, предусмотрен­ных программой;

-обучающая — заключается в совершенствовании знаний и умений в процессе проверки, развитии мышления и памяти учащихся;
-воспитывающая — реализуется при формировании у учащихся ответственности, понимания важности трудолюбия, дис­циплины труда в процессе обучения.

Система функций и методических задач



Функции


Методические задачи


Контроли­рующая


Разработка тестов контроля профессиональных знаний и умений





Выявление знаний и умений учащихся на уроке





Определение уровня сформированное™ знаний, умений и навыков





Корректировка методики изучения темы, по которой проводился контроль знаний и умений





Уточнение, углубление знаний учащихся





Предупреждение, выявление, исправление и анализ ошибок учащихся


Обучающая


Разработка дополнительных вопросов по выявлению способностей учащихся к логическому мышлению и умственным действиям





Развитие речи учащихся в процессе проверки знаний





Обеспечение материально-технической базы для индивидуальной и коллективной работы


Воспитыва­ющая


Формирование ученических групп по контролю за качеством обучения





Оценка трудолюбия и аккуратности выполнения работы


Каждая из перечисленных выше функций конкретизируется в методических задачах, которые решает преподаватель или мастер производственного обучения.

В зависимости от того, какой объем изученного материала охватывает проверка в процессе изучения курса, различают следующие виды проверки:

-текущую, сопровождающую повседневную учебно-познавательную деятельность учащихся на каждом уроке;

-тематическую, охватывающую систему уроков по определен­ной теме программы;

-периодическую, относящуюся к содержанию материала, изученного в определенный период обучения (полугодие, курс);


-заключительную (итоговую), охватывающую весь материал

учебного предмета.

В основу такой классификации положены два признака: деление учебного материала на темы и организационное деление учебного времени на периоды обучения.

По охвату учащихся в единовременном акте проверки различают:

-индивидуальную проверку (участвуют преподаватель и учащийся) ;

-групповую (охватывается часть учащихся группы);

-фронтальную (участвуют все обучающиеся).

Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является контроль (проверка результатов обучения). Введение Государственного образовательного стандарта (ГОС) по информатике вносит значительные изменения в методику проверки и оценки знаний и умений учащихся, которые направлены на повышение качества обучения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», в ГОС «...нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности, тот, без которого невозможно развитие личности, продолжение образования». В нем реализуются как бы четыре ступени, постепенно приближающие к тем результатам обучения, которыми должен овладеть учащийся: общая характеристика образовательной области или учебной дисциплины; описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала школьнику; описание самих требований к минимально необходимому уровню учебной подготовки школьников; «измерители» уровня обязательной подготовки учащихся, то есть проверочные работы и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходимого уровня требований.

На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций (проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, а также выставление отметок), входящих в состав диагностики процесса и результатов обучения.

Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.


Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.