ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно – педагогический институт
(наименование института полностью) |
Дошкольная педагогика, прикладная психология |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.03.01 Психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Организационная психология |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №_6__
по учебному курсу « Профессиональная этика в деятельности психолога-практика »
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Анастасия Васильевна Кузнецова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбвд-2102д | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023г
Практическое задание 6. Этически аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков.
-
Ответьте на вопросы
1. В чем заключаются особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с коллегами-психологами?
2.Дайте краткую характеристику особенностям построения взаимоотношений с дошкольниками, со школьниками, со студентами, с детьми-инвалидами, с воспитанниками домов и школ-интернатов.
3. В чем заключаются особенности взаимоотношений с родителями детей и подростков.
4. Перечислите особенности проведения психодиагностической и консультационной (индивидуальной) работы, связанные с возрастом обследуемых школьников: с младшими школьниками, подростками, юношами
5. В чем заключается этика работы с родителями, имеющими детей с проблемами в развитии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии: Учеб.-метод. пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2004, 2005.
2. Психология и этика: опыт построения дискуссии. – Самара: Издательский Дом «Бах- рах», 1999.
2. Напишите эссе на одну из предложенных тем.
2.1.Перечень тем индивидуальных заданий (эссе)
-
Профессия психолога как специфическая этико-аксиологическая деятельность. -
Мое понимание ценностей психологической деятельности. -
Место и роль идеала в профессиональной работе психолога. -
Вечные нравственные ценности и работа психолога. -
Место и роль этической системы психологической деятельности в гуманизации общественных отношений. -
Пути совершенствования личности психолога. -
Место и роль профессионально-этического кодекса в деятельности психолога. -
Мое понимание профессионального долга психолога. -
Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы в работе психолога. -
Ценностные противоречия в психологической деятельности: пути разрешения. -
Культура этического мышления и культура поведения психолога: взаимосвязь и взаимовлияние. -
Место и роль этикета в психологической работе. -
Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога
2.2. Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий (эссе)
Работа по написанию эссе имеет целью оценить глубину знаний студентов по изучаемому предмету, их понимание определенных этико-аксиологических аспектов профессиональной деятельности, их умение произвести анализ различных процессов и ситуаций.
Примерная структура эссе:
- определение феномена,
- его смысл, специфика проявления в педагогической деятельности,
- оценка данного феномена
- тенденции в развитии данного феномена.
Ошибки, которые следует избегать: длинные вступления, длинные цитаты, изложение чужих мыслей без ссылки на источник.
Эссе должно быть написано самостоятельно. Это значит, что оно должно быть единственным в своем роде и отличаться от того, что представлено в:
- опубликованных работах,
- текстах лекций,
- работах других студентов, прошедших курс или обучающихся в настоящее время.
Работа над эссе предполагает использование публикаций, но с обязательными ссылками на источник. Правильное цитирование говорит о знакомстве студента с литературой по предмету. Эссе не является кратким изложением какой-то публикации (статьи, главы учебника и т.п.). Оно предполагает аргументированное и обоснованное изложение собственного мнения по определенному вопросу.
1. Главный этический ориентир здесь — уважение к тому, что делают ваши коллеги, а также отказ от своей монополии на последнюю истину. Если взаимодействовать приходится с представителями непсихологических профессий, то ни в коем случае не демонстрировать своего превосходства над ними, а также превосходства своей (якобы более престижной, элитной) профессии... Более конкретно можно рассмотреть это на примере работы школьного психолога, тем более, что педагогические коллективы считаются наиболее сложными в плане построения деловых взаимоотношений. При этом полезно поставить себя на место тех специалистов, с которыми вы собираетесь работать и понять при этом, чего они больше всего опасаются от совместной с вами работы.
1. Особенности взаимодействия с педагогами.Главное, чего опасается коллега-педагог, это то, что вы заденете их самолюбие. Особенно если вы еще достаточно молоды и неопытны, но уже изображаете из себя «настоящего психолога», тогда как они, педагоги, «не хуже вас разбираются в детской психике», только научились всему этому «не в университетах, а в реальном классе» (и в чем-то ведь они правы). Рекомендуется:
1) важно показать коллегам-педагогам, что вы не собираетесь ущемлять их самолюбие:
— почаще обращаться за советом (особенно к классным руководителям), даже когда особо и не нуждаетесь в таких советах
;
— предлагать провести им самим несложные (например, некоторые игровые) методики;
— не выставлять свои знания напоказ, не «выпендриваться» (не давить учителей своими специфическими знаниями и непонятной терминологией — любимая игра начинающих психологов и некоторых «эстетствующих» студентов);
2) провести методический семинар и показать на нем некоторые несложные методики (показать, что вы умеете работать, а не просто красиво «болтать языком»);
3) стремиться организовать сотрудничество, то есть попробовать передать педагогу часть своих функций (но сначала заинтересовать и заинтриговать некоторыми несложными и интересными методиками).
2. Взаимодействие психолога(например, профконсультанта)с другими коллегами-психологами. Их главное опасение, что вы окажетесь более подготовленными, что дети будут любить вас больше их и, вообще, что окажетесь «лучше», чем они (известно, что многие психологи очень самолюбивы). Рекомендуется:
1) не спешить, так как иногда для настоящего сотрудничества требуется время;
2) если психолог уже ведет в школе какие-то работы — не отнимать их у него даже тогда, когда он делает это хуже вас (иначе с его стороны, скорее всего, будет обида);
3) лучше четко разделить свои функции и оформить это документально (в планах работы);
4) сразу не делать совместных мероприятий («соавторы» часто ругаются из-за мелочей);
5) постепенно (если отношения станут взаимоуважительными), можно пробовать и совместные дела, и обмен своими функциями и все что угодно;
6) очень важно — не выяснять отношения в присутствии педколлектива (иначе коллеги-педагоги с удовольствием будут
наблюдать за тем, какие психологи склочные, как они сами «даже общаться не умеют»...).
3. Организация взаимодействия с коллегами из других организаций. Возможные контакты школьного психолога и профконсультанта: с работниками кадровых служб предприятий, с представителями учебных профессиональных заведений, с общественными организациями, с медико-психологическими центрами и т. п. Главное в этих контактах — учитывать богатый опыт общения с людьми, знание специфики данного предприятия, а также то, что нередко они сильно зависят в действиях и принятии решения от «своего начальства». Нередко важнейшим недостатком таких работников является недостаточно развитый профессиональный такт во взаимоотношениях с людьми (здесь психолог не должен демонстрировать свою лучшую подготовленность
, но в перспективе возможно проконсультировать их и по данным проблемам). В целом особенности данных контактов выражаются в следующем:
— заинтересовать в целесообразности контактов, относится к коллегам очень уважительно;
— оформить отношения документально (в виде договоров);
— обязательно так планировать совместные мероприятия, чтобы участвовали все, а для этого — в договоре — четко расписать задачи и ответственных за их исполнение.
2. В работе с дошкольниками важно закладывать основы доброго, оптимистичного отношения к миру и к самому себев этом мире. Добро и поддержка — это тот фундамент, на котором формируется личность человека.
С другой стороны, недопустимо баловство ребенка и излишняя опека над ним. Проблема втом, что ребенок пока еще слишком мал и не понимает, что «хорошо», а что «плохо». Но он очень хочет это понять.
Это и есть основа всей психолого-педагогической работы с ребенком.
В немалой степени все это относится и к школьнику. Но школьник — существо более самостоятельное, а, следовательно,и более ответственное за свои поступки. Важно так организовать ситуацию, чтобы он получал удовольствие иудовлетворение от того, что он все больше сам отвечает за свои действия. Естественно, школьник должен понимать (и принимать) и то, что за недостойные действия ондолжен быть наказан. При этом само наказание желательно переводить из внешнего плана во внутренний план,когда самым страшным для него будет переживание по поводу своих неблаговидных поступков.
Еще в большей мере обладают самостоятельностью и ответственностью за свои поступки студенты. Желательно относиться к студенту как к потенциальному коллеге и всегда быть готовым к тому, что его вопросы и суждения могут оказаться достаточно зрелыми и обоснованными, то есть они могут оказаться лучше, чем у самого психолога. Инициатива должна все больше и больше передаваться студенту, когда преподаватель и обучающийся включены вне прекращающийся совместный поиск...
Особые отношения выстраиваются с детьми-инвалидами. Кратко можно обозначить две основные особенности вработе с ними:
1. Открытость для контакта и для откровений, но одновременно и сильная обида, когда психолог (педагог,воспитатель) не дают в таких контактах достаточно душевной теплоты.
2. Сильно завышенная самооценка, уверенность в том, что их физические дефекты не так важны для поступленияв вуз и последующего трудоустройства.