Файл: Практическая работа 1 Работа с файлами с использованием файлового менеджера Тип урока изучение нового материала Цели урока.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: "Файл и файловая система. Практическая работа № 2.1: Работа с файлами с использованием файлового менеджера "
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Обучающая:
-
познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.
Развивающая:
-
формирование умения составлять дерево файловой системы; -
формирование умения отслеживать путь по файловой системе; -
развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательная
-
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Технологии: тестовые, здоровьесберегающие, разноуровневого обучения
Формы: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная практическая работа
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (беседа), репродуктивный (самостоятельная работа)
Средства обучения:
-
ПК; -
мультимедийный проектор и экран; -
рабочие тетради; -
презентация; (приложение 1) -
листы с заданиями. (приложение 2)
Ход урока
I. Организационный момент. Рефлексия.
Приветствие учеников, проверка их готовности к уроку.
II. Актуализация знаний:
-
Фронтальный опрос по теме «Устройство ПК» -
Задание на слайде «Найди соответствие»
III. Изучение нового материала.
Постановка целей урока, объявление темы урока.
Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.
Чтобы понять, что такое файл, рассмотрим следующий пример.
Пример:
Каждый из нас хотя бы один раз в жизни бывал на вокзале в камере хранения.
Как выглядит камера хранения?
В ней стоят стеллажи с ячейками, каждая ячейка имеет строго свой номер, в которой можно оставлять вещи на хранение. Работник камеры хранения регистрирует в журнале данные пассажира и номер ячейки, которую он занял.
В компьютере материальными носителями являются, магнитные диски, лазерные и т.д. Данные подобно вещам в камере хранения распределяются по свободным областям носителя. Проводя аналогию, можно сказать, что файл - это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе.
Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.
Предлагаю записать определение в опорный конспект. (Слайд 2)
Параметры файла
Любой объект обладает именем и характеризуется определёнными параметрами.
Так, если в качестве объекта рассмотреть ребёнка, то его характеристиками могут являться: полное имя, возраст, рост и т.д. Полное имя ребёнка состоит из имени и фамилии. Имя ему дают родители. Фамилию для ребёнка не придумывают, она передаётся от родителей. Фамилия говорит о том, к какой семье он принадлежит, часто от фамилии можно судить о национальности человека. (Слайд 3)
Файл, как и любой объект, тоже надо как-то назвать. Полное имя файла состоит из имени и тепа.
Имя файла - имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. (Слайд 4)
В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt
В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /\:*?"<>|.
(Слайд 5)
Типы файлов отражает тип и назначение характеризующихся данных. Подобно фамилии человека, по типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа. Вместо слова "тип" используют слово "расширение".
Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов.
Предлагает заполнить таблицу (в рабочих тетрадях):
Тип | Значение |
*.exe или *.com | Исполнительные файлы (запускает программу) |
*.sys, *.drv | Системные файлы |
*.doc, *.txt | Файл содержит текстовую информацию |
*.bmp, *.jpg, *.gif | Файл содержит графическую информацию |
*.avi | Файл содержит видеоизображение |
*.wav, *.mp3, *.mid | Файл содержит звуковую информацию |
*.bac, *.pas | Файлы на языке программирования |
*.zip, *.rar | Архивные |
Пример:
Полное имя состоит из имени и типа (расширения), между которыми ставится точка.
ЮБИЛЕЙ.DOC
(Слайд 6)
Параметры файла:
Таблица
На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.
(Слайд 7)
Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.
Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами(DOS) или папками (Windows).
Каталог (папка) - специальное место на диске, где регистрируются имена файлов и информация о них (размер, дата и время и последнего изменения и указание на начало размещения файла на диске).
Можно провести аналогию с книгой:
Книга | Диск |
Оглавление | Каталог |
Содержание | Область хранения файлов |
Страницы | Сектора |
Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.
Файловая структура диска - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).
Графическое изображение файловой структуры называется древом. (Слайд 11)
Полную картину файловой структуры представьте себе так: вся внешняя память компьютера - это шкаф с множеством выдвижных ящиков. Каждый ящик - аналог диска; в ящике - большая папка (корневой каталог); в этой папке множество папок и документов (подкаталогов и файлов) и т.д. Самые глубоко вложенные папки хранят в себе только документы (файлы) или могут быть пустыми.
Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.
(Слайд 12)
IV. Первичное закрепление изученного
Задание №2 (Работа на местах по карточкам с разноуровневыми заданиями)
Записать полный путь ко всем файлам (Слайд 13)
Задание №3. Найди ошибку (Слайд 14-15)
V. Формирование практических умений и навыков:
1 вариант - Работа в парах: Учащимся раздаются карточки с заданием
Задание 1. (Слайд 8): "Дайте названия файлам и укажите их возможный тип. Структурируйте информацию".
Закон Ома, школьные предметы, диаграмма ЭТ (электронной таблицы), физика, файловая система, рисунок линзы, информатика, карта полезных ископаемых, системный блок, электрический ток, таблица классификации животного мира, география, кодирование, остров Мадагаскар, государственный флаг России, биология, программа на языке PASCAL, фотография волка.
2-й вариант - Работа за компьютером
Практическая работа (раздаются карточки с заданием)
VI. Подведение итогов.
Предлагаю еще раз вспомнить определения понятий:
-
файл; -
расширение файлов; -
файловая система; -
файловая структура, -
путь к файлу, -
операции над файлами.
Выставление оценок учащимся.
Домашнее задание.
Составьте структуру управления школой с помощью вложенных папок. (Слайд 16)
Спасибо всем за урок! До свидания.