Файл: Системный подход к менеджменту (Описание деятельности предприятия АО «Павлодарэнергосервис»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
Важнейшим вкладом системного подхода в науку управления стало представление о значении внешней окружающей среды и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации. Мысли о необходимости учета влияния внешней среды на деятельность организации появились в конце 1950-х гг. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию как систему управления, подвергающуюся воздействию как внутренних, так и внешних факторов. Необходимость учета изменений во внешней среде особенно актуальна в настоящее время. Выживание организации и сохранение эффективности ее работы в подавляющем большинстве случаев зависит от того, сумеет ли организация приспособиться к изменениям окружающей ее среды.[15]
Ситуационный подход, вобрав в себя все достоинства предыдущих школ и подходов, расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на производственные системы. Согласно этому подходу все известные концепции и методики должны быть применимы к конкретным ситуациям. Ситуационный подход, или, как его часто называют, ситуационное мышление, считают в настоящее время лучшим способом сделать управление эффективным.
1.3. Маркетинговый подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
Содержание и роль маркетинга подверглись глубокому изучению со стороны специалистов в этой области, среди которых были, как теоретики маркетинга, так и практикующие маркетологи. В результате многочисленных исследований окончательно оформились четыре основные точки зрения на эту сферу деятельности.
Во-первых, маркетинг рассматривается как управленческая философия, направленная на достижение “рыночной ориентации” организации и создание среды, благоприятной для предпринимательства и инноваций. Этот взгляд на концепцию маркетинга можно резюмировать как веру в то, что “маркетинг – это способ преуспеть в бизнесе”.
Во-вторых, маркетинг рассматривается как набор стратегических решений, касающихся различных вариантов позиционирования продукции и услуг на целевых рынках и поддержания конкурентного преимущества.
В-третьих, маркетинг рассматривается как система управления компонентами маркетинговой программы, в свою очередь, состоящая из узкоспециализированных подсистем управления продуктовой политикой, ценообразованием, маркетинговыми коммуникациями и каналами распределения.
В-четвертых, маркетинг все чаще рассматривается как функция обработки информации, как своеобразный “переводчик” рыночной среды на язык, понятный организации. Эта, весьма смелая и оригинальная трактовка концепции маркетинга, впервые представленная мировой общественности в 1997 году, принадлежит N. Piercy.
Предложенное выше упрощенное, очищенное от “примесей” рыночных реалий, разделение концепций маркетинга и стратегического менеджмента не кажется жизнеспособным по трем причинам.
1) Необходимо обсудить то, каким образом стратегические решения в маркетинге связаны с корпоративной стратегией.
2) Любой подробный анализ покажет, что, и в теории и на практике имеет место как частичное совпадение, точнее было бы сказать, частичное перекрывание, так и частичное расхождение, а, используя терминологию N. Piercy, – “конкуренция” концепций маркетинга и стратегического менеджмента.
3) Как стратегический менеджмент, так и маркетинг, испытывают перемены и постоянное давление, порожденные развитием корпоративных организационных форм и все ускоряющими темп изменениями в окружающей среде.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции.
Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.
При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие:
1) Повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей;
2) Экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов:
3) Экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента.
В условиях централизованно-плановой системы хозяйствования приоритетами альтернативного производственного подхода были следующие:
1) Снижение себестоимости продукции (иногда выгоднее было повышать себестоимость);
2) Повышение качества продукции; затраты у потребителя продукции не регламентировались и не управлялись.
1.4. Системный подход в менеджменте.
Системный подход — органичная составная часть системно-целевого подхода (СцеП-методологии), позволяющая рассматривать объект исследования с двух сторон: с помощью анализа объясняемый предмет трактуется как целое, которое предстоит разложить на части; с помощью синтеза исследуемый объект трактуется как часть целого, для которого определены конечные цели.
Системный подход – это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности (и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими.
Системный подход является необходимым условием использования математических методов, однако его значение выходит за эти рамки. Системный подход – это всеобъемлющий комплексный подход. Он предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию.
Каждая системе имеет свои, присущие ей, особенности, свою реакцию на управление, свои формы возможного отклонения от программы, свою способность реагировать на различного рода воздействия.
Производственные объекты представляют собой сложные иерархические системы, состоящие из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем: предприятие, цех производственный участок, участок «человек-машина».
Работы по организации и управлению производством состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем. Они включают:
Установление характера взаимосвязи элементов системы (подсистем) и каналов, по которым осуществляются связи в пределах системы;
Создание условий согласованного развития элементов системы и достижения тех целей, для реализации которых она предназначена;
Создание механизма, обеспечивающего это согласование;
Организационное построение органов управления, разработка методов и приемов управления системой.
Понятие «системе» предполагает, что все входящие в нее подсистемы тесно между собой взаимосвязаны и имеют многообразные связи с внешней средой. Фирма рассматривается как организация, представляющая собой комплекс взаимосвязанных элементов. При этом внутренняя структура организационной системы допускает относительную автономность подсистем, которые образуют иерархию подсистем.
Системный подход предполагает наличие особого единства системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.
Для выражения сути системы используются различные средства: графические, математические, матричные, «дерево решений» и др. каждое из этих средств не может полностью отразить суть системы, которая состоит во взаимосвязи ее элементов.
Системный подход к управлению производством исходит из того, что разработка планов диверсифицированного и децентрализованного производства подчиняется интересам взаимодействия производственных подразделений, составляющих производственную (операционную) систему. Такой подход получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информационных систем.
Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления производством.
Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений.
Организация как система управления. Направленности связей между элементами делятся на:
- Централизованные
- Децентрализованные
Системы, характеризующиеся преобладанием внутренних связей по сравнению с внешними, где центростремительность больше центробежности, а отдельным элементам присущи характеристики имеют название целостных. Системы могут быть изменяющимися (динамичными) и неизменными (статичными). К первым относятся живые организмы, ко вторым – большинство технических устройств. Системы делятся на:
- Механистические
- Органические.
В механистической системе связи между элементами носят внешний характер, не затрагивают внутренней сути каждого из них.
Органические системы характеризуются противоположными качествами. В них увеличивается зависимость части от целого, а целого от части, наоборот, уменьшается. Чем глубже связь элементов органической системы , тем больше роль целого по отношению к ним. Органической системе присущи свойства, которых нет у механистических систем. Специфической формой органической системы является социальная (общество, фирма, коллектив.) [15]
Термин “система” наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие – элементами или компонентами.
Система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как:
1. Концептуальная, если она рассматривается как модель системы управления. Эмпирическая, если рассматривается конкретная организация.
2. Искусственная, поскольку она создана и используется людьми.
3. “Человеко-машинная» (“Человека - компьютерная”), поскольку в контур включена автоматизация информационная система. Системы, характеризующиеся преобладанием внутренних связей по сравнению с внешними, где центростремительность больше центробежности, а отдельным элементам присущи характеристики имеют название целостных.
4. Замкнутая или открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этого информации – только внутренней или связанной с окружающей средой.
5. Временная, поскольку она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.
Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. [16]
1.5. Его значение для повышения конкурентоспособности организаций.
Теоретические исследования и практический опыт дают основание утверждать, что в качестве исходной идеи разработки и реализации концепции формирования организационно-экономического механизма системы управления конкурентоспособностью предприятия необходимо использовать методологию системно-целевого подхода к решению управленческих проблем.
В научной литературе под системой понимается комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих определенными общими свойствами и объединенных ради осуществления определенной цели. Системным называется подход, при котором все связи и опосредствования, элементы, функции и проблемы управления рассматриваются в виде взаимосвязанного целого. Выделение систем осуществляется на основе пяти основополагающих принципов, согласно которым система:
1) Обладает общей целью;
2) Состоит из взаимосвязанных элементов, образующих ее внутреннюю структуру;
3) Существует в окружении и в силу этого наряду с внутренними элементами имеет внешнее окружение, образующее ограничения системы;
4) Обладает определенными ресурсами, которые обеспечивают ее функционирование;
5) Возглавляется управляющим центром, который обеспечивает ее движение к намеченной цели.
С учетом изложенных выше требований применение системно-целевого подхода к управлению конкурентоспособностью на микроэкономическом уровне вполне оправдано, а разработанная на этой основе и внедренная модель такой системы показала свою эффективность. Предваряя рассмотрение ее сущности, в первую очередь подчеркнем, что она представляет собой специфическую многофункциональную и многокомпонентную систему, состоящую из комплекса взаимосвязанных блоков (элементов системы), подверженных влиянию внешних и внутренних факторов, но образующих определенную целостность. Данная модель относится к типу целенаправленных систем, то есть стремящихся в своем функционировании к достижению конкретных целей. конкурентоспособностью формируют следующие восемь программно-целевых комплексных блоков, отражающих необходимые действия, конкретные организационные, экономические, технико-технологические мероприятия в их взаимосвязи и взаимозависимости, реализация которых будет способствовать результативному осуществлению управленческих решений в данной сфере деятельности: