Файл: Современная система мотивации персонала в организациях (Понятие и сущность мотивации персонала).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. теоретические основы современной системы мотивации персонала в организациях
1.1. Понятие и сущность мотивации персонала
1.2. Современные методы мотивации персонала
Глава 2. анализ системы мотивации персонала в организации на примере ОАО «Профт Лоджистик»
Стратегия развития карьеры сотрудников должна согласовываться с общей стратегией ОАО «Профт Лоджистик». Стратегия может стать элементом системы управления персоналом, реализуя следующие цели:
1. Привлечение и удержание талантливых людей. Чтобы ценные сотрудники стремились работать в компании, они должны видеть возможности для карьерного роста.
2. Мотивирование и развитие персонала. Ясные и понятные перспективы карьерного роста дают сотрудникам стимул работать лучше и лучше.
3. Управление индивидуальными карьерами. Необходимость обеспечить сотрудникам возможность приобрести опыт работы в нескольких сферах деятельности или подразделениях организации.
4. Укрепление взаимоотношений в коллективе. Необходимо поощрять образование профессиональных сообществ, участвуя в которых сотрудники смогут обмениваться опытом.
5. Адаптация к меняющимся условиям. ОАО «Профт Лоджистик» необходимо уметь адаптироваться к постоянно меняющимся условиям ведения бизнеса.
Последней категории сотрудников рекомендуется обеспечить особые возможности для карьерного роста, позволяющие занимать различные должности и приобретать обширный опыт работы в самых разных сферах деятельности организации.
Качествами, препятствующими карьерному росту сотрудника в ближайшей перспективе, могут стать: боязнь неудачи, неуверенность в себе; неумение управлять собой; неорганизованность, недисциплинированность; безынициативность; неспособность принимать решения; косность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды); склонность перекладывать ответственность на других.
В соответствии с предлагаемой системой мотивации персонала ОАО «Профт Лоджистик» проведем формализацию бизнес-процессов управления.
1. Выделение основных бизнес-процессов.
К основным бизнес-процессам управления мотивацией персонала организации относятся: анализ, планирование, контроль (рисунок 2).
Рисунок 2 - Общая схема бизнес-процессов управления мотивацией персонала ОАО «Профт Лоджистик»
2. Определение ответственных лиц.
Анализ – генеральный директор ОАО «Профт Лоджистик».
Планирование – заместитель ген.директора ОАО «Профт Лоджистик» по продажам;
Контроль – начальник Отдела кадров ОАО «Профт Лоджистик».
Таким образом, эффективным направлением совершенствования системы мотивации персонала ОАО «Профт Лоджистик» должно стать внедрение мероприятий по управлению карьерой сотрудников.
Необходимо внимательно анализировать, приносят ли мероприятия конкретную пользу ОАО «Профт Лоджистик» – в виде роста производительности труда, увеличения объема продаж и укрепления трудовой мотивации. Среди персонала компании также возможно проводить опросы для выяснения того, насколько увеличивается стабильность коллектива, – при этом качество программ по развитию системы мотивации персонала можно предложить оценивать самим сотрудникам. Лишь располагая большим объемом данных, можно наверняка судить о том, решают ли используемые в компании программы, возложенные на них задачи.
Для разработки эффективной системы мотивации персонала можно сформулировать и объявить сотрудникам новые корпоративные слоганы, отражающие настрой коллектива.
Сотрудникам ОАО «Профт Лоджистик» необходимо предоставлять информацию о том, в какой ситуации находится компания, какие действия запланированы менеджментом для дальнейшего развития, какие цели и задачи поставлены перед ними самими. Поэтому, одним из разделов программы управления персоналом является разъяснительная работа с персоналом, в соответствии с которой информация для сотрудников должна содержать:
– характеристику ситуации, в которой находится компания;
– наиболее вероятный вариант развития событий на ближайший период времени.
Чтобы обеспечить понимание и облегчить восприятие сотрудниками разъяснительной информации, она должна быть адресной, то есть соответствовать по форме и содержанию той категории и группе персонала, для которой предназначена.
Для ОАО «Профт Лоджистик» одним из наиболее эффективных способов донесения информации является письменное обращение к персоналу по электронной почте (для специалистов) и объявления на Досках объявлений в цехах и подразделениях. Нередко обращение по электронной почте предшествует личным встречам с сотрудниками, чтобы люди смогли подготовиться к предстоящему разговору.
Основой формирования отношений корпоративного духа в трудовом коллективе компании является развитие корпоративной культуры.
Цель программы развития корпоративной культуры: формирование корпоративной культуры, способствующей созданию, приобретению, передаче и сохранению знаний и компетенций компании.
Таким образом, определены два направления мероприятий: усиление нематериальных стимулов (обучение, развитие и персонала, становление корпоративной культуры), усиление материальных стимулов (введение системы доплат за стаж непрерывной работы в ОАО «Профт Лоджистик»).
Затраты на реализацию предложенных мероприятий включают:
1. Расходы на проведение праздников среди персонала ОАО «Профт Лоджистик».
2. Расходы соревнования «работник месяца».
3. Расходы проведения психологических тренингов для управленцев.
4. Расходы обучения персонала на рабочем месте.
5. Расходы на включение в состав материальной мотивации дополнительных выплат за стаж непрерывной работы в компании.
6. Расходы внедрения корпоративной культуры.
Заключение
Мотивация – сложный процесс, в основе которого лежит корреляция личных целей сотрудника и организации. Мотивация базируется на трудовых мотивах. В качестве основных подходов к профессиональной мотивации рассматривают содержательные и процессуальные теории мотивации, сфокусированные на потребностях индивида или его восприятии рабочего процесса соответственно. С точки зрения психофизиологии мотивация активизирует механизмы принятия человеком решений, его поведения и доведения им действий до результата.
Существует два вида мотивации персонала: нематериальная (ее подвид – немонетарная) и материальная. Нематериальная мотивация – использование тех стимулирующих средств, за которые компания платит, но до сотрудника они доходят в неденежном виде (призы, подарки, путевки, подарочные карты, сертификаты, ДМС, участие в управлении). Немонетарная мотивация предполагает применение средств, за которые компания не платит или условно не платит, и сотрудник также получает их в нематериальном варианте (устные и письменные, личные и публичные благодарности, статьи в корпоративной прессе и Интернете с упоминанием заслуг работника, планирование карьеры, грамоты, спецзадания, место на парковке и т.п.). Материальная мотивация – использование любых денежных поощрений сотрудников (оклад, бонусы, премии, проценты, дивиденды и т.п.). Стимулирующие средства, используемые при различных видах мотивации, должны подбираться согласно мотивационным профилям коллектива в целом и подразделений компании в частности.
Анализ системы мотивации сотрудников ОАО «Профт Лоджистик» показал, что оплата труда – это ключевой мотивационный фактор, однако он не единственно важный для сотрудников предприятия ОАО «Профт Лоджистик» и только в совокупности с другими видами мотивации можно улучшить существующую ситуацию. Кроме материальной составляющей, ярко выражена потребность в полезной работе, признании и карьерном росте.
Система мотивации персонала унифицирована для всех работников, несмотря на особенности профессиональной деятельности сотрудников; категория работника не влияет на мотивационные инструменты и не отражена в системе мотивации ОАО «Профт Лоджистик». Было выявлено, что в компании одновременно действуют система материального и нематериального стимулирования.
Самым эффективным методом нематериального стимулирования в целом по компании считается проведение мероприятий для поддержки морально-психологического климата и сплочения коллектива.
Наиболее существенными нематериальными стимулами являются возможность самореализации и интересное содержание работы.
В связи с выявленными проблемами определены мероприятия, направленные на совершенствование системы мотивации персонала в компании: соревнование «работник месяца» с выделением премии в размере 3000 руб.; частичная оплата организацией праздничных мероприятий коллектива; проведение психологических тренингов; организационное собрание по подразделениям в конце каждого рабочего месяца для выявления возможных причин низкой мотивированности персонала; внедрение методов обучения сотрудников на рабочем месте: тренинги, лекции, семинары, подготовка докладов сотрудниками, разбор практических ситуаций; осуществление прогноза профессиональной деятельности (перспектив карьерного роста сотрудников); формирование корпоративной культуры.
Список использованной литературы
Законодательные и нормативные акты
- Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ // http: // www.consultant.ru / popular / gkrf1 /
- Трудовой кодекс РФ // от 30.12.2001 №197-ФЗ // http: // www.consultant.ru / popular / tkrf /
Монографии, учебники, учебные пособия
- Алимова А. И. Технология мотивационного воздействия на субъекта труда / А. И. Алимова // Молодой ученый. – 2019. – №9. – С. 237-240.
- Белкин В., Белкина Н. Внедряем новый механизм оценки и оплаты труда // Человек и труд.– 2019.– №1.
- Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей. – СПб.: Питер, 2019. – 445 с.
- Ватутина Н. Б. Власть и мотивация в управлении организацией. / Автореф. дис.... канд. экон. наук. Н.Б.Ватутина; [Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации]. – М.: 2018.
- Ветлужских Е.А. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. – М.: Альпина, 2013. – 152 с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент / Учебник. – М.: Высшая школа, 2019.
- Гагаринская Г. П. Мотивация трудовой деятельности персонала на предприятиях. / М–во образования РФ, Гос. ун–т упр. – Самара: Самар. Дом печати, 2018.
- Гасанов Р.И. 67 секретов разработки мотивационной системы. – М.: Феникс, 2013. – 272 с.
- Демченко Т. А. Мотивация трудовой деятельности в современных условиях: Пути повышения эффективности. – М.: МАКС Пресс, 2019.
- Доронина И. В. Мотивация трудовой деятельности / Учеб. пособие. И.В. Доронина, М.А. Бичеев. Рос. акад. гос. службы при президенте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы. – Новосибирск: СибАГС, 2019.
- Дудяшова В.П. Мотивация труда в менеджменте / Учебное пособие. – Кострома: издательство КГТУ, 2018.
- Зиновьева И. Мотивация трудовой деятельности работников и ее совершенствование // Менеджмент сегодня. – 2019. – №6. – C.18–22.
- Иванова С.Д. 50 советов по нематериальной мотивации. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 240 с.
- Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент: современный опыт управления. – М.: Финансы и статистика, 2019.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: Экономика, 2019.
- Ладанов И. Д. Практический менеджмент / Под ред. Сергеюка П.И. – М.: Ника, 2018.
- Линчевский Э. Э. Мотивация – основа деятельности / Учебное пособие. Э.Э. Линчевский. Балт. гос. техн. ун–т «Военмех». – СПб: БГТУ, 2018.
- Малышев К.Б. Психология управления: Научно–методическое пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ, 2019.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия / Учебное пособие. – М.: 2018.
- Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности // Управление персоналом. – 2019. – №7. – C.22–25.
- Миронова А.В. Время денег, или когда встает вопрос материальной мотивации // Справочник по управлению персоналом. – 2019. – № 7. – С. 12–17.
- Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала. – М.: Феникс, 2018. – 272 с.
- Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17–модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. – М.: ИНФРА–М, 2019.
- Мотивация трудовой деятельности / Учебное пособие. О.А. Касьяненко, М.Н. Мельникова, В.К. Потемкин и др. – СПб: Изд–во СПб ГУЭФ, 2013.
- Основы управления персоналом / Учебник для вузов. Под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 2019.
- Погодина Г.В. Двойной эффект: управление персоналом в социальном и экономических эффектах // Справочник по управлению персоналом. – 2019. – № 12. – С. 66–71.
- Семенов С.П. Мотивационный анализ. – СПб.: Оазис, 2018. – 349 с.
- Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб: Изд–во Смольного ун–та, 2018.
- Скриптунова Е. Основные показатели эффективности предприятия. // Менеджмент сегодня. – 2019. – №3
- Слабов С. С. Мотивация как инструмент осуществления властных отношений. / Автореф. дис.... канд. социол. наук. С.С.Слабов. Моск. гос. ун–т им. М.В. Ломоносова. Социол. фак. – М.: 2018.
- Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: ЗАО Бизнес – школа Интел – синтез, 2018.
- Токарева Е. А. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования мотивации персонала в условиях рынка. – М.: Изд–во МГУП, 2018.
- Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. – М.: Эксмос, 2018. – 351 с.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Учеб. пособие. Хайнц Хекхаузен. Науч. ред. пер., д.психол.н., проф. Д.А. Леонтьев; д.психол.н., проф. Б.М. Величковский. 2–е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2018.
- Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М.: Юнити–Дана, 2018.
- Чурниковский С.К., Книппер Н.Н., Амина К.Д. Менеджмент организаций. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 395 с.
- Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: ГроссМедиа, 2018. – 224 с.
- Коноплева Г. И.. Мотивационный механизм управления персоналом [Электронный ресурс]. – Режим доступа // http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=10002016
- Мотивационный механизм активизации деятельности в системе менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа // http://www.uamconsult.com/book_402_chapter_35_4.4.html
- Мотивация персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа // http: // azps.ru / articles / personal.html
-
Шапиро С.А. Мотивация: учебник. – М.: ГроссМедиа, 2016. С.21 ↑
-
См.: Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2017. С.91 ↑
-
Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учебник / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: Финансы и статистика, 2016. С.31 ↑
-
Лукичева Л.И. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2018. С.44 ↑
-
Линчевский Э. Э. Мотивация – основа деятельности / Учебное пособие. Э.Э. Линчевский. Балт. гос. техн. ун–т «Военмех». СПб: БГТУ, 2016. С.69; Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. - М.: ЭКМОС, 2017. С.99; Федорова Н. В. Управление персоналом организации / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. – М.: Кнорус, 2015. С.71 ↑
-
Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2018. С.49 ↑
-
Шапиро С.А. Мотивация: учебник / С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2016. С.29 ↑
-
Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании. – М.: Инфра-М, 2017. С.42 ↑
-
Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе: учебник / Дж. Стредвик. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2016. С.51 ↑
-
Скляренко В.К. , Прудников В.М. Экономика предприятия: конспект лекций.– М.: ИНФРА-М, 2018. С.84 ↑
-
Ватутина Н. Б. Власть и мотивация в управлении организацией. / Автореф. дис.... канд. экон. наук. Н.Б.Ватутина; [Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации]. – М.: 2011. С.37 ↑
-
Доронина И. В. Мотивация трудовой деятельности / Учеб. пособие. И.В. Доронина, М.А. Бичеев. Рос. акад. гос. службы при президенте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы. – Новосибирск: СибАГС, 2012. С.13 ↑
-
Добрякова А.Е. Мотивационный менеджмент в новых экономических условиях // Управление корпоративной культурой. – №2. – 2015. – С.82 ↑
-
См.: Токарева Е. А. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования мотивации персонала в условиях рынка. – М.: Изд– во МГУП, 2014. С.22-23 ↑
-
Миронова А.В. Время денег, или когда встает вопрос материальной мотивации // Справочник по управлению персоналом. – 2012. – № 7. – С. 12– 17 ↑
-
1Рофе А.И. Экономика и социология труда / Учеб. Пособие. – М.: Изд– во МИК, 2014. С.77 ↑
-
Мотивация персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа // http://azps.ru / articles / personal.html ↑
-
Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности // Управление персоналом. – 2014. – №7. – C.22 ↑