ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека и общества»
Учитель: Иванова Юлия Васильевна
Знакомство с порталом «Единое содержание образования» (https://razgovor.edsoo.ru/)
1. Изучите контент (информацию), представленный(ую) на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном».
На портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном» представлены основные темы, которые связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Комплект методических материалов для педагогов носит рекомендательный характер.
Материалы для проведения занятий в сентябре представлены по следующим темам: «День знаний», «Наша страна – Россия», «165-летие со дня рождения К.Э. Циолковского», «День пожилых людей».
Материалы для проведения занятий в октябре представлены по следующим темам: «День учителя», «День отца», «День музыки», «Россия – мировой лидер атомной отрасли».
Материалы для проведения занятий в ноябре представлены по следующим темам: «День народного единства», «Мы разные – мы вместе», «День матери», «Символы России».
Материалы для проведения занятий в декабре представлены по следующим темам: «Волонтеры России», «День Конституции», «День Героев Отечества», «Новый год. Семейные праздники и мечты».
Материалы для проведения занятий в январе представлены по следующим темам: «Светлый праздник Рождества», «Прорыв блокады Ленинграда», «Медиаграмотность и цифровая гигиена», «Движение первых».
Материалы для проведения занятий в феврале представлены по следующим темам: «День российской науки», «Россия в мире», «День защитника Отечества», «Традиционные семейные ценности».
Материалы для проведения занятий в марте представлены по следующим темам: «Год педагога и наставника», «С.В.Михалков. 110 лет со дня рождения», «День воссоединения Крыма с Россией», «День театра. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского».
Материалы для проведения занятий в апреле представлены по следующим темам: «День земли», «День космонавтики. Мы первые!», «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками», «С.В. Михалков. 110 лет со дня рождения».
Материалы для проведения занятий в мае представлены по следующим темам: «День Победы. Бессмертный полк», «День детских общественных объединений», «Про счастье».
2. Выберите несколько (не менее пяти) разработанных занятий для той возрастной группы обучающихся, где Вы являетесь классным руководителем (куратором), глубоко проанализируйте их.
Для возрастной группы учащихся 5-7 классов, наиболее актуальными являются следующие занятия:
1) ТЕМА «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
В рамках этой темы на портале предложено занятие для обучающихся 5-7 классов по теме «Мы – одна страна!».
Цель занятия: формирование у обучающихся исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеороликов, интерактивных заданий, анализ информации.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к традиционным российским ценностям, осознание себя частью единой многонациональной страны.
Комплект материалов: − сценарий − методические рекомендации − видеоролик − интерактивные задания – презентационные материалы.
Содержательные блоки занятия:
Часть 1. Мотивационная
Беседа, введение в тему занятия. Просмотр видеоролика. Обсуждение содержания видеоматериалов.
Часть 2. Основная
Групповая работа с интерактивной картой. Обсуждение исторических событий, связанных с Днем народного единства.
Часть 3. Заключительная. Включает итоговую беседу и заключительное слово педагога.
2) ТЕМА «ДЕНЬ МАТЕРИ»
В рамках этой темы на портале предложено занятие для обучающихся 5-7 классов по теме «МАМА – ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ».
Цель занятия: показать обучающимся определяющую роль матери в жизни любого человека, в воспитании детей; показать важность того, чтобы в традиционной семье было много детей; продемонстрировать поддержку материнства в нашей стране.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, преемственность поколений, любовь к матери, понимание ценности семьи и ответственности за её благополучие.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеоролика, интерактивных заданий, презентационных материалов, включает анализ информации, групповую работу, творческое задание.
Комплект материалов: – сценарий; – методические рекомендации; – видеоролик; – презентационные материалы; – комплект интерактивных заданий.
Содержательные блоки занятия:
Часть 1. Мотивационная. Учитель подводит обучающихся к теме занятия, напоминает о прошедших праздниках – Дне пожилых людей, Дне отца, предлагает разгадать филворд, посвящённый празднику «День матери».
Часть 2. Основная. Раскрывается основная тема занятия – роль матери в жизни каждого человека. В эвристической беседе по фразе, вынесенной в название урока, формируется представление о роли матери в жизни человека. При составлении кластера «Наши мамы» выражается личностное отношение к матери. Видеоролик знакомит обучающихся с некоторыми формами поддержки государством материнства в нашей стране. Для организации беседы предлагаются вопросы, на основе которых строится диалог. Организуется 3 встреча с мамами обучающихся класса, которым школьники задают важные для себя вопросы.
Часть 3. Заключение. Итоговая рефлексия. Варианты творческого задания. 1. Творческое задание «Создание открытки ко Дню матери» – создание синквейна или четверостишия позволяет проявить учащимся творческие способности. 2. «Открытка любимому человеку».
3) ТЕМА «ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ»
В рамках этой темы для обучающихся рекомендовано внеурочное занятие по теме: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?».
Цель занятия:формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.
Комплект материалов: сценарий, методические рекомендации, видеоролик, карточки для групповой работы (при подготовке к занятию учителю необходимо выбрать и распечатать те, которые, по его мнению, будут наиболее интересны и понятны его ученикам), комплект интерактивных заданий.
Содержательные блоки занятия:
Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово учителя, беседа по предварительным вопросам, просмотр видеоролика.
Часть 2.Основная. Работа с текстом в группах. Общее обсуждение. Выполнение интерактивных заданий.
Часть 3. Заключение. Подведение итогов занятия, рефлексия. В завершении занятия педагог предлагает учащимся подвести итог разговора с использованием следующих выражений: «Из услышанного сегодня больше всего мне понравилось / запомнилось / откликнулось в сердце...»; «После занятия я обязательно сделаю…»; «Меня побуждает к размышлениям то, что…».
4) ТЕМА «ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ»
В рамках этой темы для обучающихся 5-7 классов рекомендовано внеурочное занятие по теме: «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ УЧИТЕЛЕМ».
Цель занятия: пробуждение интереса, воспитание уважения обучающихся к профессии учителя, формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека. Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация, развитие.
Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация, развитие.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации и предполагает групповую работу с текстом.
Комплект материалов: − сценарий; − методические рекомендации; − видеоролик; − презентационные материалы; − комплект интерактивных заданий.
Содержательные блоки занятия:
Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово учителя. Работа по обогащению словарного запаса, обсуждение этимологии слова.
Часть 2. Основная Просмотр видеофильма, обсуждение его содержания. Выполнение интерактивных заданий. Творческое задание: создание кластера «Мой учитель – лучший».
Часть 3. Заключительная Рефлексия. Подведение итогов занятия.
«Могу ли я научить других?»
5) ТЕМА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ. БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
В рамках этой темы для обучающихся 5-7 классов рекомендовано внеурочное занятие по теме: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ. БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК».
Цель занятия: сформировать у обучающихся первоначальные представления о подвиге и героизме, которые проявляли люди во время Великой Отечественной войны, воспитывать уважительное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений.
Формирующиеся ценности: патриотизм, долг и служение Отечеству, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты:
Личностные: уважение к подвигам Героев Отечества, развитие нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного присвоения общечеловеческих нравственных ценностей.
Метапредметные: умение рассуждать, выражать собственную точку зрения и аргументированно ее отстаивать, формулировать выводы.
Продолжительность занятия – 20 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование различных средств воспитания: видеофрагментов, анализ текстовой информации.
Комплект материалов: сценарий, методические рекомендации, видеофрагменты, презентация, комплект интерактивных заданий.
Содержательные блоки занятия:
Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово учителя.
Часть 2. Основная. Беседа. Ответы на вопросы. Прослушивание фрагмента песни «Журавли».
Часть 3. Заключительная. Подведение итогов занятия.
3. Подготовьтесь к беседе с молодым педагогом, приступающим к преподавательской деятельности. Составьте подробный (не менее 5 развернутых пунктов) план беседы с молодым коллегой, который не знаком с форматом и методикой проведения занятий «Разговоры о важном».
4. Составленный план беседы загрузите в пространство курса в текстовом формате.
1. Что такое проект «Разговор о важном»?
С этого учебного года все школы России вошли в новый виток обновления содержания образования. И это не только обновление Федеральных образовательных Стандартов, а ещё и ключевой поворот в процессе воспитания. С 1 сентября 2022 Министерство Просвещения запустило в Российских школах масштабный проект – программу внеурочных занятий «Разговоры о важном».
2. Подготовка к уроку.
Задача учителя сформировать у школьников любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Классному руководителю предстоит обсуждать с детьми вопросы, связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, уделяя особое внимание региональному компоненту, специфике своего региона (праздники, традиции, обычаи, герои и пр.) Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – всё это может стать предметом бесед учителя со своими учениками.
Главной формой внеурочного занятия «Разговоры о важном» является беседа с обучающимися. Но, для того чтобы заинтересовать детей 5-7 классов и вовлечь их в обсуждение текущей темы, недостаточно выстроить занятие в форме дискуссии или беседы. Необходимо заинтересовать детей, поэтому при планировании занятия с обучающимися не стоит забывать и об интерактивных заданиях, подборе дополнительного материала.
Как говорить с современными детьми о важном – это сегодня одна из главных компетенций, которой должны обладать все классные руководители. И чтобы эффективно воплощать в реальность этот проект, учитель должен быть хорошо сведомлён в рамках каждой темы, владеть всей необходимой информацией. Сегодня я хотела бы рассказать о том, как я готовлюсь к проведению еженедельного классного часа «Разговор о важном», какими источниками пользуюсь и как провожу занятие. Очевидно, что такие беседы не могут быть запрограммированы, но для удобства педагогов были разработаны следующие интернет ресурсы, которые я успешно использую при подготовке к классному часу. Задача классного руководителя – продуктивно использовать данную информацию для успешной реализации проекта.
3. Сайты с информацией в помощь учителю.
1. Сайт Института Стратегии Развития Образования, где представлено содержание занятия, сценарий, методические рекомендации, дополнительная информация, видеоролики и интерактивные задания. Вся информация подобрана с учётом возраста обучающихся и их интересов.
2. Академия Минпросвещения России запустила проект «Классный марафон», который нацелен на подготовку классных руководителей к еженедельным «Разговорам о важном». В выпусках принимают участие авторы-разработчики материалов. Трансляции проводятся каждую неделю, они доступны на сайтах Ru-tube, в социальной сети ВК и в телеграмм канале с одноименным названием «Разговор о важном». В данных видеороликах представлены мастер-классы наших коллег из друг образовательных учреждений нашей страны. Для меня, как для классного руководителя – это прекрасная возможность перенять опыт других преподавателей.
3. Официальная группа проекта «Разговор о важном» во Вконтакте. Здесь вы можете найти подборку наглядных обучающих материалов под каждую тематику классного часа и для всех возрастных групп учащихся; рабочие листы, которые можно использовать в качестве раздаточного материала на ваших занятиях.
4. Формы и приемы ведения урока «Разговор о важном»
Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию: обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры, групповые обсуждения, литературные и музыкальные гостиные, встречи с интересными людьми, викторины, творческие мастерские, виртуальные экскурсии. В конце каждого занятия предполагается рефлексия – дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали.
5. Как сделать урок интересным?
«Разговоры о важном» – это, прежде всего, неформальное общение с детьми, обсуждение вопросов, которые интересуют их самих. Для того чтобы достичь личностных результатов, достучаться до детских сердец в этом воспитательном мероприятии я создаю атмосферу сотрудничества, доверия и доброжелательной ситуации в рамках этой внеурочной деятельности. Этого можно достичь, придерживаясь следующих принципов: доверие, интерес, сотрудничество. Позволить детям самим рассуждать, делать выводы. Я использую такие формы организации занятия, как дискуссия, беседы. Особой популярностью у моих учеников пользуются интерактивные задания и игры, когда ребята делятся на команды, появляется соревновательный дух, каждый участник команды хочет ответить, высказаться. Ребята учатся слушать и говорить с одноклассниками, учителем, проявлять инициативу, отстаивать свою точку зрения, ставить цели на будущее, ценить то, что у них есть и приумножать это. Это важно для ребенка, чтобы найти свое место в обществе, реализовать потенциал.
Важно, чтобы дети уходили с классного часа не с чувством потерянного времени, а с багажом новых знаний и опыта, которые они смогли бы применить в своей жизни. Введение «Разговоров о важном» – это очень хороший и важный шаг для воспитания подрастающего поколения, прежде всего патриотического. Детей нужно возвращать в реальную жизнь из виртуальной, давать им навыки и эмоции, давать им возможность гордиться нашей страной и сопереживать нашей истории.
5. Проверьте свою работу по представленным критериям. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.
Критерии оценивания:
Критерий оценивания | Баллы |
В плане беседы учтены: | |
Характеристика целей и задач внеурочных занятий «Разговоры о важном» | 1 |
Ценностные установки курса внеурочных занятий «Разговоры о важном» | 1 |
Педагогические задачи, стоящие перед классным руководителем (куратором) | 1 |
Возможные форматы организации деятельности обучающихся на занятии, практические советы из Вашего опыта проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном», характеристика предлагаемых разработчиками материалов | 1 |
Организационно-техническое обеспечение проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном» (где и как найти материалы, как лучше подготовится и др.) | 1 |
Интерпретация результатов:
0–1 балл | План беседы не раскрывает суть и методику проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном» |
2–3 балла | В плане беседы отражены отдельные аспекты контента, представленного на портале «Единое содержание общего образования», целостное понимание комплексных задач, стоящих перед классным руководителем (куратором) не сформировано |
4–5 баллов | План беседы достаточен для того, чтобы определить основные цели и задачи внеурочных занятий «Разговоры о важном», а также показать основные ресурсные возможности курса |