Файл: Цветопередача и сущность картины И.И. Машкова “Синие сливы“.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность исследования. В условиях социально-экономических и мировоззренческих сложностей нового времени очень важно осознание того факта, что знание искусства и культуры являются общенациональной проблемой. Духовное возрождение во многом зависит от той эстетической и нравственной культуры, которую формирует искусство в целом, которое является важным средством социализации личности. Особенности воздействия творчества того или иного художника на человека во многом определяются жизненной позицией самого художника, идеями и мыслями которые он хотел перенести на полотно.
Масштабность феномена Ильи Машкова является причиной его труднообозримости. Он многолик. В его судьбе оказались спрессованы патриархальные традиции и новаторство, столичное и провинциальное, «роман с властью» и сосредоточенное отшельничество в мастерской, решительные прорывы и потери. Это был человек, наделенный феноменальной энергией и трудоспособностью, всю жизнь он работал на пределе возможностей.
Именно собрание произведений этого мастера составляет гордость коллекции ВМИИ, в большой степени определяет лицо музея. Сегодня мы можем гордиться тем, что обладаем одной из самых значительных и своеобразных коллекций произведений мастера. В него входят 38 живописных и 60 графических работ- от самых ранних до самых поздних. Собрание произведений Машкова в ВМИИ- результат усилий нескольких поколений музейщиков.
Объектом исследования является полотно Ильи Ивановича Машкова «Синие сливы».
Предметом анализа выступает процесс создания репродукций. Целью исследования является создание репродукций картины «Синие сливы».
Задачи исследования:
-углубиться в жизнь Машкова, выявить основные периоды;
-обосновать влияние состояния художника на его художественное произведения;
- провести анализ творчества Ильи Машкова
- Цветовая организация произведения Ильи Ивановича Машкова
«Синие сливы».
Методы исследования включают в себя:
− метод проектного анализа;
− метод системного подхода;
− метод семиотического анализа объектов творчества.
Практическая значимость работы заключается создании репродукций картины «Синие сливы» в различных техниках.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА I. Биография художника Машков И.И
Илья Иванович Машков родился в 1881 году в Волгоградской области. Его родители занимались мелкой торговлей, так что мальчика с одиннадцати лет отдали на подработки к бакалейщику, а затем к купцу. Именно у последнего Илья неожиданно для себя нашел увлекательное занятие — рисовать плакаты.
Несмотря на трудное финансовое положение, мальчик купил себе коробку с красками и в свободное время перерисовывал картинки, делал зарисовки. За этим занятием его однажды застал учитель местной гимназии и предложил учиться рисованию. Так Машков открыл для себя главное дело своей жизни и принял решение стать художником.
С 1900 по 1910 годы с перерывами юноша учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких мэтров, как Коровин, Серов, Васнецов. Эксцентричный характер не позволил юноше получить диплом. Его исключили за вольномыслие незадолго до того, как они с Кончаловским организовали общество авангардистов «Бубновый валет». Однако это не помешало молодому человеку добиться больших успехов в живописи.
Он регулярно участвовал в выставках, например, в 1916 году на «Выставке современной русской живописи», а в 1924 году на зарубежных выставках русского искусства. Вел активную жизнь: занимался педагогической деятельностью, состоял в обществе художников «Мир искусства» и в дальнейшем стал председателем его столичного отделения, работал в профсоюзе художников, был избран членом Советской Российской Академии художественных наук, работал руководителем Центральной студии АХРР.
Сегодня работы Ильи Машкова находятся в крупных российских музеях, а также иногда уходят с аукционов в частные коллекции за значительные суммы. Примеры его известных произведений: «Купальщицы», «Синие сливы», «Снедь московская. Хлебы», «Колхозница с тыквами», «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», «Дама с контрабасом», «Пионерка с горнами».
Натюрморты занимали особое место в жизни мастера. Машков еще в годы обучения в училище живописи проявил себя как эксцентричный художник. Эмоциональная резкость, неординарность личности повлияли и на живопись. Для его натюрмортов характерна подчеркнутая декоративность, пластическая стихийность, яркость образов.
Натюрморты художника можно отнести к трем категориям: реалистичные, пограничные с примитивизмом и чисто примитивистские картины. Если для первых характерны тонкие линии и спокойные тона, то для последних это контрастные цвета, упрощенные формы и жирные черные контуры, широко используемые представителями «Бубнового валета» для усиления выразительности предмета. Ушел из жизни Машков в 1944 году в 62 года.
В натюрмортах Машков нередко располагал фрукты по окружности вокруг одного объекта и экспериментировал с формой самого холста. Например, это мог быть овал по форме подноса, на котором располагались фрукты.
Пережив революцию, почти двадцать лет Машков посвятил теме соцреализма. Он изображал лучших работников производства, партизан, колхозников, демонстрируя, как и другие художники этого направления, жизнь счастливого советского человека.
Машков не просто рисовал безоблачную жизнь и изобилие, но и сам проникся этими идеями. Так, в начале 1930-х годов он приложил много усилий, чтобы превратить станицу Михайловская в образцовый населенный пункт СССР. Даже в церкви, по его настоянию, церковную атрибутику сменили советской. В эти годы он создал такие произведения, как «Станица Михайловская», «Пионерка с горном», «Ливадийский крестьянский курорт», «Колхозница с тыквами». А за работу «Портрет красного партизана А. Е. Торшина» его наградили золотой медалью на международной выставке во Франции. Уже в последние годы своей жизни Машков застал войну и писал холсты о солдатах и работниках госпиталей.
Хотя в детстве и юности художник часто испытывал нужду, успехи в живописи помогли ему встать на ноги, открыть собственную мастерскую и прославиться. Выясним, сколько стоят картины Машкова сегодня.
Начнем с крупной продажи, состоявшейся в аукционном доме Christie`s. В 2006 году здесь была представлена картина «Натюрморт с клубникой, вишней и голубым графином» с эстимейтом 500-700 тысяч фунтов. В ходе торгов холст продали по нижней границе за 456 тыс. фунтов.
Вторая крупная продажа состоялась на аукционе Sotheby`s в 2005 году. Здесь представили полотно «Натюрморт с цветами», созданное Машковым ориентировочно в 1912 году. Это классическое произведение в стиле примитивизма, для которого характерны упрощенные формы, черные контуры и яркие тона. На картине сохранилась наклейка с выставки «Бубновый валет». Также она экспонировалась в Амстердаме в 1913 году.
На торгах холст ждал оглушительный успех, так как в ходе торгов предварительная оценка в 200-300 тысяч фунтов взлетела в десять раз. С молотка произведение ушло за 2 млн фунтов стерлингов (3,7 млн долларов).
Еще один крупный уход датируется 2013 годом. На этот раз на аукционе Christie`s состоялась продажа картины «Купальщицы». Эта работа была создана в 1911 году и представлена вначале на московской выставке «Бубнового валета» в 1912 году, а затем и на петербургской в 1913 году.
Яркое произведение в неопримитивистском стиле не оставило публику равнодушной. Критики засыпали художника язвительными замечаниями, что в картине есть все мыслимые цвета, кроме тех, которые могут встречаться в природе, а все нелепые вещи выставки принадлежат Машкову. Не остался в стороне и журнал «Будильник». На одной из его страниц представлены пародии на картины выставки «Бубнового валета» с ироничными подписями, которые рассматривает умирающая от хохота публика. Так, картине Машкова добавили такую подпись: «Натурщицы» или «Вред сидячего образа жизни».
В то же время оригинальная картина пришлась по нраву публике аукциона Christie`s, так что в ходе торгов первоначальная стоимость в 600-800 тыс. фунтов была превышена в несколько раз и достигла 4,1 млн фунтов стерлингов (6,6 млн долларов).
Наконец, рекордная продажа творений Ильи Машкова состоялась в 2013 году в аукционном доме Christie`s. Здесь появилась картина «Натюрморт с фруктами», которая считается самым значительным примером русского неопримитивизма. Художник создал холст в 1910 году и представил на первой выставке «Бубнового валета». В 1913 году его экспонировали в Амстердаме, а затем произведение оказалось в коллекции Уильяма Бэффи — страстного почитателя экспрессионизма. Бэффи с азартом коллекционировал работы представителей русских и немецких экспрессионистов, собрав в итоге гигантскую коллекцию мирового масштаба.
На торгах полотно «Натюрморт с фруктами» оценили в 1-1,5 млн фунтов, а после пяти минут торгов продали за 4,8 млн фунтов стерлингов (7,3 млн долларов).
Заметим, что мы рассмотрели только топовые продажи художника. Чтобы понять, сколько стоят картины Машкова, нужно учесть и менее крупные уходы. Среди них продажа картин: «Маргарита Ивановна и Зиновий Петрович» (продажа за 176 тыс. фунтов на Sotheby`s в 2013 г.), «Натюрморт с розами и гвоздиками в стеклянном сосуде» (продажа за 75 тыс. фунтов на Sotheby`s в 2016 г.), «Натюрморт с фруктами и овощами» (продажа за 10 тыс. фунтов на Christie`s в 1999 г.).
ГЛАВА II. Описание картины «Синие сливы»
Цвето-тоновой анализ
Рисунок 1. «Синие сливы»
Холст, масло. 112 x 98 см
«Бубновый валет» был объединением художников, прославлявших предмет и предметность. Живопись в их толковании становилось не искусство, но ремеслом, в котором также, как и в любом ремесле, есть свои мастеровые, свои бездари, свои гении. Как потребен талант столяру, также он потребен и художнику, и как художник может создать шедевр, так его может создать и столяр. Машков, являясь преданным членом объединения всегда придерживался его основных принципов – в портрете, в пейзажа, в натюрморте.
«Синие сливы» — работа, в которой он намеренно отступает от реалистичности. Апельсин, возвышающийся на блюде в окружении слив, кажется плоским. Персики и яблоки, разложенные вокруг, переливаются разными цветами, но ни один из них не является по-настоящему натуральным. Гротеск и нарочитая небрежность исполнения представляют изображенные на картине фрукты только предметами, грубой поделкой и подделкой под настоящую жизнь.
Не стремясь перенести их на холст во всей красоте, Машков показывает несостоятельность живописи, в любом случае неспособной скопировать реальность максимально точно. Картина в его толковании – всего лишь предмет, который изготовил мастер-ремесленник, и ничего возвышенного и божественного в ней нет. Прославляя ремесло, прославляя трудолюбие вместо вдохновения, в нарочитой простоте Машков находит выражение собственных убеждений.
Его картина – манифест простоты и твердости руки, и в этом его отличие от художников, считающих свой дар отличным от дара сапожника или плотника. Воспевая себя, свою вдохновенность, свою возвышенность над людьми простого труда художники несправедливы, ведь то, что они делают, также делается руками и также всего лишь бледная копия реальности. Ничего божественного и достойного превознесения в этом нет.
Впечатления от просмотра картины
Машкова называют «королем натюрмортов», и это звание вполне заслужено. «Синие сливы» написаны в период освоения художником плоскостной живописи, жанра вывески. Этот натюрморт – старт Машкова в жанре. Здесь максимально упрощена и примитивизирована композиция. Если уж центр – то это будет ярко-оранжевый апельсин, вокруг – темные, как ночь, сливы. Белая смятая скатерть и серый нейтральный фон отлично оттеняют яркость и фактуру персиков и яблок вокруг блюда. Явственно заметно влияние Матисса. Кстати, эту картину в свое время Матисс и Серов порекомендовали приобрести меценату Морозову. Это для Машкова было настоящее признание: ранее отвергший его преподаватель московских художников, сам Анри Матисс!
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что Машкова «привлекает самое земное, самое здоровое. В его картинах торжествует плоть, в какой бы форме она ни выступала – в форме плодов земли, обнаженного женского тела или медной посуды». И действительно, в этих фруктах – необузданное торжество, хочется сказать – смак! Картина действует сразу не все органы восприятия – мы видим яркую фруктовую россыпь, чувствуем аромат спелых плодов и, кажется, если прикоснемся, то ощутим гладкость слив, мягкую, чуть шершавую кожицу персика и бугристую кожуру апельсина. Вкусовым рецепторам и подавно отдыхать не приходится возле «съедобных» картин Машкова.
Заключение
Мне понравилась данная работа по сложности выполнении. Личность данного художника своеобразна и вдохновляет на работу таких успешных проектов. Я провел очень существенный анализ художника и старался передать картину в точности цветов.