Файл: Реферат дисциплина История Тема Внешняя политика ссср в 70е первой половине 80х годов хх века..docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 399
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Калужский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана) |
ФАКУЛЬТЕТ ИУК «Информатика и управление»
КАФЕДРА ИУК8 «Общественные науки»
Реферат
ДИСЦИПЛИНА: «История»
Тема : «Внешняя политика СССР в 70-е первой половине 80-х годов ХХ века.»
Выполнил: студент гр. МК9 -11 | _________________ (Волокитин А.Е) (Подпись) (Ф.И.О.) | |
Проверил: | _________________ (Азаренко И.С) (Подпись) (Ф.И.О.) | |
Дата сдачи (защиты): Результаты сдачи (защиты): | ||
| - Балльная оценка: - Оценка: |
Калуга, 2022
Оглавление
1.Введение ..............................................................................................................3
2.Основные направления и меры внешней политики Л. И. Брежнева………...4
3.Итоги и последствия внешней политики СССР в 1960-70-е годы……..……6
4.Внешняя политика Афганистана 1970-1979………………………………......8
5.Влияние событий 1979 года на внешнюю политику Афганистана…….…..17
6.Заключение………………………………………………………………….….22
Список литературы
Введение
70-е и 80-е годы характеризовались активностью советской внешней политики. В 1971 году XXIV съезд КПСС принял Программу мира. Внешняя политика СССР в эти годы была направлена на реализацию этой программы.
В экономической сфере в 60-80-е годы предпринимались попытки провести одну из крупнейших экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и отработана в хрущевскую эпоху, но осуществлена при Брежневе.
Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа для того, чтобы не только поставить объективную диагностику текущего состояния экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Улучшение состояло в основном в структурных изменениях в схеме проектирования курса. Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывания тормозного механизма стали предметом острой научной дискуссии. Историки совершенно справедливо выделяют 70-е-первую половину 80-х годов как особый этап в развитии нашего общества. Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем лидера партии и страны Л. И. Брежнева, определялся как застойный. Анализ причин трудностей, с которыми столкнулась наша страна в эти годы, поможет нам понять причины глубокого кризиса советского общества и последовавшего за ним социалистического строя.
Цели работы: Изучение внешней политики СССР 70-80-x годы
Задачи:
- Изучить политику Л. И. Брежнева.
- Выяснить причину вооружённого конфликта в Афганистане.
- Как влияли на политику события в Афганистане.
Основные направления и меры внешней политики Л. И. Брежнева
В этот период правительство возглавлял Л. И. Брежнев, правление которого в публицистической и научной литературе называлось "временем застоя". Так называемая брежневская "стабильность" означала отказ от серьезных реформ, возврат к испытанным методам руководства страной. В эти годы противоречия социализма стремительно нарастали, командно-административная система была полностью исчерпана, а экономическая политика представляла собой бесплодную попытку преодолеть замедление роста, перейти к интенсификации производства, поднять производительность общественного труда. Все это в конечном счете привело к краху социализма.
В 70-е годы темпы роста экономики замедлились, хотя годы 8 – й пятилетки (1960-1970) были наиболее благоприятными при Брежневе (национальный доход в 1970 году увеличился на 41% по сравнению с 1965 годом, выработка электроэнергии – на 54%, продукция машиностроения-на 74% и т. д.). Но не все было так гладко. Развитие многих отраслей промышленности отставало от реальных потребностей народного хозяйства, ощущался дефицит товаров народного потребления, отставали качественные показатели.
Несомненно, важнейшей причиной замедления является то, что экономика оставалась на рельсах экстенсивного развития, что привело к сокращению роста важнейших производственных ресурсов – рабочей силы, сырья, энергии. Структура экспорта СССР находилась на уровне слаборазвитых стран. От пятилетки к пятилетке основные экономические показатели падали. Престиж сложного, квалифицированного труда снижался, а стимулы к повышению квалификации производительности труда ликвидировались за счет выравнивания в производстве, что служило предпосылкой для сближения социальных групп.
Неэффективность наблюдалась и в финансовой политике. Масса денег в наличном обращении увеличилась примерно в 3 раза, а производство потребительских товаров – всего в 2 раза. На самом деле более половины всех сбережений были вынужденными. Субсидии на цены росли.
Трудности в экономике поставили вопрос о переходе от экстенсивных методов ее функционирования к интенсивным. Наблюдалось явное истощение трудовых ресурсов, значительное отставание от западных стран по производительности труда, моральному и физическому износу основных производственных фондов. На очередном съезде КПСС в 1971 году планировалось обеспечить НТП, чего можно было достичь за счет совершенствования планирования и управления экономикой, укрепления дисциплины, жесткой экономии сырья, материалов и электроэнергии. Важнейшая роль отводилась развитию машиностроения.
Но и эти меры не помогли. Продолжалось замедление темпов роста и углубление кризиса в экономике. И только увеличение перевозок нефти и т. д. сырьевые ресурсы позволили экономике создать видимость нормального функционирования. Не следует забывать и о военных расходах государства, которые, по словам А. Д. Сахарова, в 70-е годы составляли 40% национального дохода и около 25% ВВП. В тяжелом состоянии находился аграрный сектор, который в 70-е годы не смог полностью обеспечить страну продукцией, что привело к закупкам за рубежом. Темпы роста сельскохозяйственной продукции резко упали.
Государственное планирование не оправдало его ожиданий. Планы часто не оправдывались (они не были связаны с материальными и трудовыми ресурсами). В системе управления существовали огромные возможности для злоупотреблений. Государственный сектор был малоподвижным
, не склонным к глубоким преобразованиям.
Так, в начале 80-х годов эрозия системы, ее неспособность обеспечить решение насущных проблем, была очевидна многим.
Итоги и последствия внешней политики СССР в 1960-70-е годы
Большое внимание было уделено отношениям стран СЭВ в научной и культурной сферах. Огромное значение имело укрепление военной мощи стран социалистического содружества. Проводились совместные военные учения, готовились офицеры в СССР для Социалистических стран. На заседаниях Политического консультативного комитета государств-членов Варшавского договора рассматривались важнейшие международные вопросы.
Но при всех вышеперечисленных факторах отношения между социальными странами были далеко не равными. Любые попытки социалистических стран провести реформы по демократизации общества пресекались СССР, иногда даже самым жестоким образом. Примерами такого "подавления" могут служить ввод войск 5 социалистических стран в Чехословакию в 1968 году и 10-летняя война в Афганистане (1979-1989).
В начале 70-х годов внешняя политика СССР была направлена на реализацию Программы мира, что проявлялось в расширении экономических связей с капиталистическими странами. Произошли изменения в отношениях СССР с США, Германией, были заключены долгосрочные соглашения об экономическом, техническом и промышленном сотрудничестве с рядом западноевропейских государств. Более того, экономические связи социалистических стран с капиталистическими часто шли в ущерб СЭВ.
Большое значение имела встреча глав 35 стран в Хельсинки в 1975 году, на которой была узаконена и зафиксирована социально-экономическая и военно-политическая ситуация в мире на тот момент. Нерушимость границ, территориальная целостность и т. д. были признаны. Большое внимание было уделено вопросам, связанным с правами человека.
Однако все положительное на встрече в Хельсинки было перечеркнуто в 1979 году решением советского правительства о вторжении в Афганистан. В результате был подорван престиж СССР как миролюбивого государства.
Итак, внешняя политика СССР в 60-70-е годы была достаточно противоречивой. Были достигнуты несомненные успехи, но в то же время были допущены серьезные ошибки. Советская власть слишком много внимания уделяла идеологическим догмам, а не реальным общечеловеческим ценностям.
Подписание Хельсинкских соглашений должно было "подтянуть" ситуацию с правами человека в СССР и странах Советского блока до уровня демократических стран-участниц Хельсинкских соглашений. К сожалению, этот уровень в нашей стране до сих пор не достигнут, но он установил определенную точку отсчета для требований в области прав человека в рамках Хельсинкских соглашений. Требования предъявлялись, и с каждым годом все настойчивее, и потребовались годы, чтобы минимум заработал.
Внешняя политика Афганистана 1970-1979
Афганистан - сравнительно молодое государство: оно было основано в 1747 г. Однако история населяющих его народов насчитывает несколько тысяч лет. Территория современного Афганистана входила в состав многочисленных государственных образований, а временами сама являлась очагом возникновения крупнейших империй в регионе.
Находясь в центре Азии, Афганистан, ввиду своего выгодного стратегического положения, в древнее время и средние века становился жертвой разного рода нашествий и завоеваний, в новое время - местом столкновения интересов двух колониальных держав - России и Великобритании, а в период «холодной войны» в XX в. - противостояния двух мировых систем.
Период с 1970-1980-е гг. был ознаменован новыми явлениями в политической жизни всех развитых странах, проявившимися в повороте общественного мнения в сторону консервативных тенденций. Вызвано это было сочетанием внутренних и внешнеполитических факторов. К первым можно отнести циклический спад производства, который был усугублён энергетическими проблемами второй половины 1970-х гг., рост инфляционных процессов, разочарование населения в дорогостоящих и малоэффективных государственных структурах, налоги, на содержание которых неуклонно возрастали, относительное снижение уровня жизни широких слоев среднего класса большинства развитых государств.
Охлаждение между СССР и США, начавшееся на рубеже 1970-х и 1980-х гг., отразилось и на общем состоянии международных отношений. Постепенно всё, что было достигнуто положительного, отходило на задний план. Наметившееся решение ряда вопросов, связанных с проблемами разоружения и урегулированием ряда конфликтов, не состоялось.
Ввод советских войск в Афганистан оказал большое значение в целом на международные отношения. Во-первых, для самого Советского Союза, война оказалась неудачной, стала причиной ухудшения внутреннего положения в стране, а в последствии и развала СССР. Во-вторых, ухудшение отношений с Соединенными штатами и на фоне этого, ухудшилось состояние международных отношений. В-третьих, в регионе Средней Азии развитие международных отношений также ухудшилось.
XXвек был очень сложным для Афганистана, не только в политической жизни, но и в экономической и социальной.
С обретением независимости (1919 год) перед Афганистаном стал вопрос выбора внешнеполитического курса. Но в 1920-е годы были сложными не только для Афганистана, но и для всего мирового сообщества. Великобритания потеряла интерес к стране, по причине того, что теряла свои позиции в своей индийской колонии, а также возможность вмешательства со стороны России в начале 20-х гг. XXвека Британия сомневалась в военных силах России (РСФСР), которая была втянута в затяжную гражданскую войну.