Файл: Памятка Как организовать групповую работу учащихся на уроке.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Памятка
«Как организовать групповую работу учащихся на уроке»
-
Организуя групповую работу учащихся на уроке помни о типичных затруднениях:
-
Некоторые ребята ведут себя слишком пассивно или, наоборот, излишне агрессивно. -
В то время как один или двое учеников делают все работу, остальные молчат или принимают минимальное участие. -
Некоторые ребята вообще отказываются принимать участие в групповой работе. -
Дети боятся или не хотят делать что-то самостоятельно, предпочитая выслушать лекцию и ответить на вопросы. -
Не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание.
2. Необходимо создать условия для позитивной взаимозависимости. членов группы должно объединять нечто общее:
-
Общая цель -
Общая награда -
Материалы -
Роли -
Задания
3. Для успешной работы в группе необходимо развитие коммуникативных навыков, таких как:
-
умение слушать друг друга; -
умение доверять друг другу; -
умение задавать друг другу вопросы; -
умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе); -
умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы; -
умение учить друг друга; -
умение разрешать споры; -
умение руководить групповой работой; -
умение приходить к согласию; -
умение работать в команде
Учителю можно провести несколько небольших обсуждений, посвященных каждому из умений с выполнением специальных упражнений
4. Нужно проводить постоянный анализ того, как организуется работа в группе. Вот примерные параметры, по которым можно оценивать работу отдельных членов группы:
-
все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает других членов группы; -
выполняет справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы; -
сотрудничает с другими членами группы; -
вежлив со всеми членам группы; -
помогает улучшать работу группы.
Поэтому же принципу можно разработать параметры для анализа и оценивания работы всей группы в целом.
5. Выработай групповые нормы. Разработай систему сигналов – жестов или карточек, которые можно использовать для работы в группах.
6. Подготовься к работе в малой группе:
-
Выберите поле деятельности для работы малых . -
Заранее подготовьте материалы для работы групп. -
Решите, какими группы будут по размеру и как разделить ребят на группы. Подготовьте жребии или карточки с фамилиями членов каждой группы (если вы разделили их сами) или напишите списки групп на доске.
про правила формирования групп, соблюдение которых сделает пребывание в группе более полезной для ребят:
-
Идеальное число членов малой группы – четыре человека. -
Создавать группы можно однородные и разнородные. -
Постарайтесь, чтобы в группе было как минимум два человека, в чем-то отличающихся от других. -
Если кто-то из ребят не хочет присоединяться к группе, постарайтесь разобраться, что стоит за этим – страх перед остальными членами группами, непонимание смысла работы.
-
Решите, какие роли будут в группах и какие функции будут у каждой роли. Подготовьте карточки с описаниями ролей. -
Определите, сколько времени потребуется на групповую работу. -
Решите, как работа каждой группы будет включена в общую работу класса (например, каждая группа работает над одной из проблем общей темы). -
Подготовьте помещение для работы микрогрупп (столы должны стоять так, чтобы все члены группы видели друг друга и могли без напряжения разговаривать).
7. Перед началом работы объясни детям:
-
что такое обучение в малых группах по методике сотрудничества; -
почему мы (учитель и ученики) его используем; -
почему важно уметь работать в группах; -
что значит уметь работать в группе (слушать, задавать вопросы и т.д.); -
как будут ставиться оценки; -
что делать, если не получается договориться со остальными членами группы; -
что будет делать сам учитель.
Учащиеся должны понять, что они:
-
в любой момент могут задать вопрос членам своей группы; -
если это оговорено заранее, могут посоветоваться с членами других групп; -
могут задать вопрос учителю в том случае, когда никто из членов группы не знает ответ и все хотят его узнать.
8. Давая задание группам, учитель должен:
-
четко и ясно описать, что предстоит сделать; -
показать, как связано задание с уже имеющимися знаниями ребят; -
рассказать о том, какие действия потребуются для выполнения задания (если учитель сочтет нужным это сделать); -
убедиться, что все ребята его поняли.
9. Для того чтобы работа в малых группах постепенно приживалась в классе, учителю необходимо:
-
организовывать постоянную практику работы в группах; -
каждому ученику давать информацию о том, что у него получается хорошо, а что не очень; проводить анализ работы в группах; -
специально обращать внимание ребят на необходимые коммуникативные навыки; -
поощрять учеников помогать друг другу; -
на первых этапах введения этой формы работы создавать ситуации успеха, т.е. давать задания, в которых ребята обязательно добьются положительного результата; -
объяснять, помогать, хвалить и т.д. до тех пор, пока ребята не почувствуют потребность в постоянной работе в группах.