Файл: Памятка Как организовать групповую работу учащихся на уроке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Памятка

«Как организовать групповую работу учащихся на уроке»

  1. Организуя групповую работу учащихся на уроке помни о типичных затруднениях: 

  • Некоторые ребята ведут себя слишком пассивно или, наоборот, излишне агрессивно.

  • В то время как один или двое учеников делают все работу, остальные молчат или принимают минимальное участие.

  • Некоторые ребята вообще отказываются принимать участие в групповой работе.

  • Дети боятся или не хотят делать что-то самостоятельно, предпочитая выслушать лекцию и ответить на вопросы.

  • Не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание.

2. Необходимо создать условия для позитивной взаимозависимости. членов группы должно объединять нечто общее:

  • Общая цель

  • Общая награда

  • Материалы

  • Роли

  • Задания

3. Для успешной работы в группе необходимо развитие коммуникативных навыков, таких как:

  • умение слушать друг друга;

  • умение доверять друг другу;

  • умение задавать друг другу вопросы;

  • умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);

  • умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы;

  • умение учить друг друга;

  • умение разрешать споры;

  • умение руководить групповой работой;

  • умение приходить к согласию;

  • умение работать в команде

Учителю можно провести несколько небольших обсуждений, посвященных каждому из умений с выполнением специальных упражнений

4. Нужно проводить постоянный анализ того, как организуется работа в группе. Вот примерные параметры, по которым можно оценивать работу отдельных членов группы:

  • все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает других членов группы;

  • выполняет справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы;

  • сотрудничает с другими членами группы;

  • вежлив со всеми членам группы;

  • помогает улучшать работу группы.

Поэтому же принципу можно разработать параметры для анализа и оценивания работы всей группы в целом.


5. Выработай групповые нормы. Разработай систему сигналов – жестов или карточек, которые можно использовать для работы в группах.

6. Подготовься к работе в малой группе:

  • Выберите поле деятельности для работы малых .

  • Заранее подготовьте материалы для работы групп.

  • Решите, какими группы будут по размеру и как разделить ребят на группы. Подготовьте жребии или карточки с фамилиями членов каждой группы (если вы разделили их сами) или напишите списки групп на доске.

про правила формирования групп, соблюдение которых сделает пребывание в группе более полезной для ребят:

  1. Идеальное число членов малой группы – четыре человека.

  2. Создавать группы можно однородные и разнородные.

  3. Постарайтесь, чтобы в группе было как минимум два человека, в чем-то отличающихся от других.

  4. Если кто-то из ребят не хочет присоединяться к группе, постарайтесь разобраться, что стоит за этим – страх перед остальными членами группами, непонимание смысла работы.

  • Решите, какие роли будут в группах и какие функции будут у каждой роли. Подготовьте карточки с описаниями ролей.

  • Определите, сколько времени потребуется на групповую работу.

  • Решите, как работа каждой группы будет включена в общую работу класса (например, каждая группа работает над одной из проблем общей темы).

  • Подготовьте помещение для работы микрогрупп (столы должны стоять так, чтобы все члены группы видели друг друга и могли без напряжения разговаривать).

7. Перед началом работы объясни детям:

  • что такое обучение в малых группах по методике сотрудничества;

  • почему мы (учитель и ученики) его используем;

  • почему важно уметь работать в группах;

  • что значит уметь работать в группе (слушать, задавать вопросы и т.д.);

  • как будут ставиться оценки;

  • что делать, если не получается договориться со остальными членами группы;

  • что будет делать сам учитель.


Учащиеся должны понять, что они:

  • в любой момент могут задать вопрос членам своей группы;

  • если это оговорено заранее, могут посоветоваться с членами других групп;

  • могут задать вопрос учителю в том случае, когда никто из членов группы не знает ответ и все хотят его узнать.

8. Давая задание группам, учитель должен:

  • четко и ясно описать, что предстоит сделать;

  • показать, как связано задание с уже имеющимися знаниями ребят;

  • рассказать о том, какие действия потребуются для выполнения задания (если учитель сочтет нужным это сделать);

  • убедиться, что все ребята его поняли.

9. Для того чтобы работа в малых группах постепенно приживалась в классе, учителю необходимо:

  • организовывать постоянную практику работы в группах;

  • каждому ученику давать информацию о том, что у него получается хорошо, а что не очень; проводить анализ работы в группах;

  • специально обращать внимание ребят на необходимые коммуникативные навыки;

  • поощрять учеников помогать друг другу;

  • на первых этапах введения этой формы работы создавать ситуации успеха, т.е. давать задания, в которых ребята обязательно добьются положительного результата;

  • объяснять, помогать, хвалить и т.д. до тех пор, пока ребята не почувствуют потребность в постоянной работе в группах.