Файл: Основы методологии наук о природе Вопрос Формы научных знаний (концепция, теория, факт, гипотеза). (один верный ответ).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 498
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 1. Основы методологии наук о природе
Вопрос 1. Формы научных знаний (концепция, теория, факт, гипотеза). (один верный ответ)
Гипотеза – научное предположение, которое основывается на незначительном количестве фактов, установленных в данной области знания. С накоплением фактического материала гипотеза либо подтверждается, приобретая форму закона науки или научной теории, либо опровергается, если новые научные данные вступают в противоречие со сделанным предположением.
Теория – форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой целостную систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области.
Факт – достоверное эмпирическое знание о произошедшем событии. Но факт констатирует, а не раскрывает сущность явления.
Проблема – «знание о незнании», факт недостаточности знания. Ее нельзя объяснить существующими знаниями.
Концепция – это умозрительная система, выражающая определённый способ представления, понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов.
Вопрос 2. Вклад философов в Естествознание (Демокрит, Пифагор, Аристотель, Платон). (один верный ответ)
1. Философ, утверждавший, что Земля - это круглая плита. Ответ: Фалес
2. Картина мира НЕ являющиеся научной. Ответ: натурфилософская
3. В список представителей натурфилософской картины мира НЕ входит. Ответ: Декарт
4. В Механической картине мира материя. Ответ: состоит из вещества
5. Одна из особенностей естествознания эпохи возрождения. Ответ: механицизм
6. Первым измерил расстояние от Земли до Луны и от Луны до Солнца. Ответ: Аристарх
7. Основатель теории относительности. Ответ: Альберт Эйнштейн
8. Основатель классической механики. Ответ: Исаак Ньютон
9. Движение в Квантово-механической картине мира ‒ это любое изменение материи
10. Верны ли следующие утверждения для Электромагнитной картина мира:
А. Материя существует в двух видах: вещество и поле. Они строго разделены и их превращение друг в друга невозможно.
Б. Материя имеет двойственную природу: при одних условиях проявляя свойства вещества, при других – свойства поля.
Ответ: верно только А
11. Геометрическая модель мира. Ответ: Пифагор
12. Гелиоцентрическая модель мира: Аристарх
Вопрос 3. Пример, который иллюстрирует методы: измерение, наблюдение, сравнение, эксперимент. (один верный ответ)
1. Процесс познания объекта путем создания его копии. Ответ: моделирование
2. Выберите верные(-ое) суждения(-е):
А. Анализ – это мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.
Б. Синтез – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования.
Ответ: верно только А
3. Фиксация средствами языка сведений об объекте ‒ это описание
4. Заключение сходства объектов по одним признакам на основании сходства по другим. Ответ: аналогия
5. Учением о структуре, логической организации, методах и средствах научной деятельности является методология
6. Преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Ответ: наблюдение
7. К общенаучным методам познания НЕ относится: метафизический
8. К теоретическому способу научного познания относится: аналогия
9. К эмпирическому способу научного познания относится: наблюдение
10. Выберите верные(-ое) суждения(-е):
А. Эксперимент – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств
Б. Наблюдение – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях
Ответ: оба ответа неверны
11. Собрав все сведения о свойствах группы химических соединений был сделан вывод об общей их характеристике. Ответ: индукция
12. Определив свойства элементарных частиц они были разделены на лептоны и андроны. Ответ: классификация
13. Сопоставляя размеры планет Солнечной системы выяснили какая из них больше? Ответ: сравнение
Вопрос 4. Пример, который иллюстрирует функции науки: объяснительная, прогностическая, описательная, мировоззренческая.
Вопрос 5. Отличительные признаки естественных наук: выделение общих свойств, изучение повторяемых процессов, преобладание количественных характеристик, возможность верификации. (один верный ответ)
1. Признак, НЕ относящийся к научному познанию. Ответ: субъективность
2. Степень совпадения показаний измерительного прибора с истинным значением измеряемой величины. Ответ: точность
3. Главная цель науки. Ответ: получение знаний о реальности
4. Выберите верное(-ые) суждение(-я):
А. Псевдонауку от науки отличает не восприимчивость к критике.
Б. Псевдонаука НЕ подлежит верификации.
Ответ: верны оба суждения
5. Функция науки, направленная на выявление причинно-следственных связей. Ответ: объяснительная
6. Свойство науки объяснять полученные знания с помощью разума. Ответ: рациональность
7. Выберите верные(-ое) суждения(-е):
А. Научная картина мира ‒ это система научных теорий, описывающая реальность.
Б. Научные принципы ‒ это систематизированные знания в их совокупности.
Ответ: верно только А
8. Определяя траекторию движения астероида, предсказываю возможность столкновения его с Землей. Ответ: прогностическая
9. Критерий научного знания, который иллюстрирует соответствующий пример
Для доказательства вращения Земли вокруг собственной оси человек ежедневно наблюдает восход Солнца. Ответ: верифицируемость
Вопрос 6. Определение наук: физика, химия, биология, космогония (один верный ответ)
Наука, изучающая строение живых организмов. Ответ: биология
Наука, изучающая строение, происхождение, развитие и движение небесных тел и их систем. Изучением очень большого занимается. Ответ: астрономия
Наука, изучающая простейшие и наиболее общие законы природы. Ответ: физика
Наука о веществах, их составе, строении и свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения. Ответ: химия
Наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Ответ: психология
Космогония – наука, изучающая происхождение и развитие космических тел и их систем: звезд и звездных скоплений, галактик, туманностей, солнечной системы, включая солнце, планеты со спутниками, астероиды, кометы и метеориты.
Космология– раздел астрономии, изучающий происхождение и эволюцию Вселенной в целом.
География – комплекс естественных и общественных наук, изучающий поверхность Земли, ее природные условия, распределение на ней природных объектов, населения и экономических ресурсов.
Геология – совокупность наук о строении Земли, ее происхождении и развитии, основанная на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы.
Раздел 2. Космос
Вопрос 9. Относительная температура звезд с разным спектром излучения: голубые, белые, желтые, красные (последовательность).
Расположение звезд с указанным спектром в порядке уменьшения их температуры: голубые, белые, желтые, красные
Вопрос 10. Группы звезд на диаграмме Гершпрунга-Рессела (Альдебаран, Ригель, Вега, Сириус В). (один верный ответ)
1. Согласно диаграмме Герцшпрунга-Рессела зависимость, когда, чем выше светимость, тем меньше температура у звезд. Ответ: красные гиганты
2. Звезды красные гиганты на диаграмме Герцшпрунга-Рессела характеризуются. Ответ: при низкой температуре высокая светимость
3. Сверхгиганты: Звезда VY-Большого пса, Звезда Ригель, Звезда Канопус (Альфа Киля)
4. Гигант: Звезда Альдебаран
5. Главная последовательность: Звезда Сириус А, Звезда Солнце, Звезда Проксима-Центавра, Звезда Вега, Звезда Спика (Альфа Девы)
6. Белый карлик: Звезда Сириус В
Вопрос 11. Классификация звезд (классы: О, М, А, G). (один верный ответ)
1. Звезды с самой высокой температурой относятся к классу. Ответ: О
2. Звезды с преобладанием в спектре красного цвета относятся к классу. Ответ: М
3. Солнце относится к классу. Ответ: G
4. Звезды с преобладанием в спектре белого цвета относятся к классу. Ответ: А
Вопрос 12. Планеты Солнечной системы (Меркурий, Венера, Юпитер, Нептун). (один верный ответ)
1. Планета, имеющая один спутник. Ответ: Земля
2. Планета, имеющая самый большой эксцентриситет. Ответ:
Меркурий
3. Планета, имеющая наименьшую скорость вращения вокруг оси. Ответ: Венера
4. Планета с наиболее выраженными кольцами. Ответ: Сатурн
5. Седьмая по счету планета Солнечной системы. Ответ: Уран
6. Четвертая по счету планета Солнечной системы. Ответ: Марс
Вопрос 13. Спутники планет (Марс, Юпитер, Сатурн, Венера). (один верный ответ)
1. Число спутников у планет Венера, Меркурий. Ответ: 0
2. Число спутников у планет Земля, Плутон. Ответ: 1
3. Число спутников у планеты Марс. Ответ: 2 (Фобос и Деймос)
4. Спутники Юпитера. Ответ: Европа, Ганимед
Вопрос 14. Планеты Земной и внешней групп Солнечной системы. (несколько верных ответов)
1. Группа внешних планет: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
2. Планеты Земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс
Вопрос 15. Внутреннее строение Земли (кора, мантия, внешнее и внутреннее ядро). (один верный ответ)
Земная кора – внешняя оболочка Земли. Толщина коры от 5 до 75 км, среднее значение – 33 км. Образована изверженными, осадочными и метаморфическими горными породами.
Мантия – внутренний слой Земли, составляющая 83 % объема Земного шара и 67 % массы. Граница земной коры и мантии – граница Мохоровичича располагается на глубине в среднем 33 км. Верхняя мантия – до глубины 400 км, переходная зона – до глубины 670 км, внутренняя мантия – до глубины 2 900 км.
Ядро – самая внутренняя геосфера Земли, залегающая глубже 2 900 км (граница Вихерта-Гутенберга). Составляет 17 % объема Земного шара и 34 % его массы. Подразделяется на внешнее ядро (до глубины 4 980 км), переходную область (до глубины 5 120 км) и внутреннее ядро (глубже 5 120 км).
Раздел 3. Формы существования материи
Вопрос 17. Представление о пространстве (Аристотель, Демокрит, Ньютон, Эйнштейн). (один верный ответ)
1. Представление о том, что пространство без тел не бывает, и природа «боится» пустоты принадлежит. Ответ: Аристотелю
2. Представление о том, что время выступает как мера движения через систему отношений «раньше», «позже», «одновременно» принадлежит. Ответ: Аристотелю
3. Представление о том, что время выступает как движущийся образ вечности и получает числовую оформленность и метризуется с помощью вращения неба принадлежит. Ответ: