Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2448
Скачиваний: 51
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Для достижения цели необходимо решить задачи:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Виды прав социального обеспечения и проблемы их реализации
Правовое регулирование защиты прав граждан в области социального обеспечения
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРАКТИКА ИХ
Способы социальной защиты населения
Пути повышения эффективности защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
может существенно расширить сферу охвата и эффективность средств правовой защиты. Инкорпорирование позволит национальным судам выносить решения по делам о нарушениях прав на социальное обеспечение, со ссылкой непосредственно на положения международного акта. Так, в соответствии с положением, закрепленным в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Специалистами отмечается, что многие жалобы, поступившие в Европейский суд по правам человека от российских граждан, касаются социально-экономических вопросов – низких размеров пенсий и пособий;
длительность процедуры рассмотрения дела в суде ввиду судебной волокиты; длительность неисполнения судебного решения; отмена в порядке судебного надзора вступивших в законную силу судебных решений.
Осуществление законных прав граждан реализуется в судебном порядке, в административном и в неправовой форме защиты в зависимости от того, какие органы имеют закрепленную в нормативном акте обязанность защиты прав и законных интересов граждан на получение установленного социального обеспечения.
Практика нередко доказывает неэффективность «ведомственной защиты» прав граждан, что обусловливает, во-первых, резкий рост обращений граждан в
судебные органы уже после отказа по их жалобам вышестоящим органом и, во- вторых, высокий процент удовлетворения судебных исков по вопросам, связанным с отказом вышестоящего органа восстановить нарушенное право гражданина. На практике считается, что административный орган может удовлетворить требования заявителя только тогда, когда отказ в удовлетворении требования заявителя был вызван недостаточной компетентностью сотрудника этого органа, а у лиц, рассматривающих жалобу на действия этого сотрудника, хватило профессиональных знаний для выявления этой некомпетентности.
Вышеназванное доказывает необходимость в целях повышения эффективности внесудебных способов защиты создания такого органа, который являлся бы действенным средством правовой защиты в случае нарушения социальных прав граждан, способствующим устранению нарушений указанных прав в процессе их реализации. Такой орган должен быть независим от органа, осуществляющего социальное обеспечение, и в его состав должны входить представители-специалисты от различных органов государственной власти.
Создание специализированного органа было бы целесообразным и в связи с необходимостью разрешения проблем, которые неизбежно возникнут в процессе ратификации Российской Федерацией Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах.
Создание такого органа в российской Федерации позволит наиболее полно защитить права граждан, существенно уменьшить
количество обращений в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам и, следовательно, и количество замечаний и претензий, высказываемых в адрес Российской Федерации со стороны Комитета.
Таким образом, пути повышения эффективности защиты прав граждан в сфере социального обеспечения возможны в том случае, когда законодательная база системы социальной защиты и социального обеспечения граждан Российской Федерации усовершенствует свои положения и примет законы, которые не будут противоречить друг другу. Государству следует уделить особое внимание вопросам по размерам выплаты пенсий и пособий, добавить льготные выплаты и субсидии для повышения уровня качества жизни граждан.
В заключение следует сделать вывод о том, что социальное обеспечение – это форма квотирования материальных благ с целью удовлетворения крайне необходимых персональных потребностей стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и стабильного производства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе. Также социальное обеспечение является одной из важных конституционных форм социальной защиты населения.
Конституционными формами социального обеспечения являются государственные пенсии и социальные пособия. Иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.
Как основные источники права социального обеспечения можно указать:
«Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ») и иные нормативные акты.
Благодаря системе законодательных, социальных, экономических
и моральных мер, что образует социальную защиту, возникают равные условия жизни граждан РФ.
Все виды социального обеспечения, такие как:
Формы социальной защиты населения классифицируется в зависимости
от:
исключительные;
Способы защиты прав имеет юрисдикционную и неюрисдикционную формы. Юрисдикционный способ - управленческая, общественная, судебная и международная. А неюрисдикционный, в свою очередь, форму медиации. Альтернативным способом разрешения споров в области
Специалистами отмечается, что многие жалобы, поступившие в Европейский суд по правам человека от российских граждан, касаются социально-экономических вопросов – низких размеров пенсий и пособий;
длительность процедуры рассмотрения дела в суде ввиду судебной волокиты; длительность неисполнения судебного решения; отмена в порядке судебного надзора вступивших в законную силу судебных решений.
Осуществление законных прав граждан реализуется в судебном порядке, в административном и в неправовой форме защиты в зависимости от того, какие органы имеют закрепленную в нормативном акте обязанность защиты прав и законных интересов граждан на получение установленного социального обеспечения.
Практика нередко доказывает неэффективность «ведомственной защиты» прав граждан, что обусловливает, во-первых, резкий рост обращений граждан в
судебные органы уже после отказа по их жалобам вышестоящим органом и, во- вторых, высокий процент удовлетворения судебных исков по вопросам, связанным с отказом вышестоящего органа восстановить нарушенное право гражданина. На практике считается, что административный орган может удовлетворить требования заявителя только тогда, когда отказ в удовлетворении требования заявителя был вызван недостаточной компетентностью сотрудника этого органа, а у лиц, рассматривающих жалобу на действия этого сотрудника, хватило профессиональных знаний для выявления этой некомпетентности.
Вышеназванное доказывает необходимость в целях повышения эффективности внесудебных способов защиты создания такого органа, который являлся бы действенным средством правовой защиты в случае нарушения социальных прав граждан, способствующим устранению нарушений указанных прав в процессе их реализации. Такой орган должен быть независим от органа, осуществляющего социальное обеспечение, и в его состав должны входить представители-специалисты от различных органов государственной власти.
Создание специализированного органа было бы целесообразным и в связи с необходимостью разрешения проблем, которые неизбежно возникнут в процессе ратификации Российской Федерацией Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах.
Создание такого органа в российской Федерации позволит наиболее полно защитить права граждан, существенно уменьшить
количество обращений в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам и, следовательно, и количество замечаний и претензий, высказываемых в адрес Российской Федерации со стороны Комитета.
Таким образом, пути повышения эффективности защиты прав граждан в сфере социального обеспечения возможны в том случае, когда законодательная база системы социальной защиты и социального обеспечения граждан Российской Федерации усовершенствует свои положения и примет законы, которые не будут противоречить друг другу. Государству следует уделить особое внимание вопросам по размерам выплаты пенсий и пособий, добавить льготные выплаты и субсидии для повышения уровня качества жизни граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует сделать вывод о том, что социальное обеспечение – это форма квотирования материальных благ с целью удовлетворения крайне необходимых персональных потребностей стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и стабильного производства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе. Также социальное обеспечение является одной из важных конституционных форм социальной защиты населения.
Конституционными формами социального обеспечения являются государственные пенсии и социальные пособия. Иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.
Как основные источники права социального обеспечения можно указать:
-
Конституцию РФ; -
Международные акты (Всеобщая декларация прав человека); -
Федеральные законы (Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); -
Подзаконные акты (Указы Президента РФ: «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан», постановления Правительства РФ:
«Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ») и иные нормативные акты.
Благодаря системе законодательных, социальных, экономических
и моральных мер, что образует социальную защиту, возникают равные условия жизни граждан РФ.
Все виды социального обеспечения, такие как:
-
государственное (государственное социальное страхование и государственная социальная помощь); -
негосударственное, сконцентрированы на обеспечение безопасности населению при ограничении либо потере трудоспособности, при завершении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих несоразмерность в условиях жизни населения.
Формы социальной защиты населения классифицируется в зависимости
от:
-
субъекта-адресата социальной защиты могут быть общие и
исключительные;
-
в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения бывают прямая и опосредованная социальная защита; -
в зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня различают активную или пассивную социальную защиту; -
в зависимости от оснований предоставления-договорные и внедоговорные; -
в зависимости от особенностей получателей социальная защита делится на индивидуальную и коллективную.
Способы защиты прав имеет юрисдикционную и неюрисдикционную формы. Юрисдикционный способ - управленческая, общественная, судебная и международная. А неюрисдикционный, в свою очередь, форму медиации. Альтернативным способом разрешения споров в области