Файл: Квестигра Мои первые шаги в мире финансов Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Квест-игра «Мои первые шаги в мире финансов

Цели:

02.03.

Образовательные:

  • сформировать представление обучающихся о деньгах, операциях с ними, о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;

  • помочь осознать роль заработной платы как основного источника доходов семьи;

  • определить возможные ресурсы семьи на основе моделирования различных ситуаций;

  • расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;

Развивающие:

  • продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;

  • развить навыки коммуникативных явлений.

  • содействовать общему развитию обучающихся, развивать мышление;

Воспитательные:

  • продолжить воспитание у обучающихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.

  • воспитывать нравственные качества, чувства взаимопомощи.

Задачи:

  • закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;

  • разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;

  • разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).

  • рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;

Методы:

  • эвристический;

  • проблемный

  • исследовательский.

Участники: 4 команды по 6 человек.

ХОД ИГРЫ

Начало игры:

Ведущий: Практически у каждого школьника есть карманные деньги. А задумывались ли вы хоть раз над тем, как ими распорядиться? Потратить или положить в копилку? А задумывались ли вы над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание? Вы любите ходить в кино, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т. д. Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причём зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.

Например, нефтяной магнат Рокфеллер с детских лет вел расходную книжку, которая помогла ему впоследствии стать богатейшим человеком в США.


Вы уже многое узнали о том, что такое деньги, какие функции они выполняют. Узнали, что такое бюджет семьи и как его контролировать.

Деление на группы проходит следующим образом. Ведущий предлагает каждому участнику игры выбрать карточку определенного цвета. Так как предполагается участие в игре 4-х команд, то соответственно все карточки разделены на 4 цвета и перемешаны. После этого ведущий предлагает объединиться командам по цветам.

Ведущий сообщает, что участники объединились в «семьи». Каждая «семья» состоит из 6 человек. Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли (мама, папа, бабушка, 3 детей). Затем путем жеребьевки получают карточки с данными для их виртуальных семей. Ведущий определяет правила игры, которые следует соблюдать:

  • Семья должна быть дружной.

  • При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

  • Все вопросы решаются с учетом большинства голосов

Учитывая данные, полученные каждой «семьей», по ходу игры необходимо составить бюджет семьи, т.е. планирование предстоящих расходов на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов и заполнить путевой дневник.

Каждая «семья» получает маршрутный лист и отправляется по собственному маршруту. Маршруты выстроены так, чтобы все команды встретились на последней станции. На каждом этапе стоит координатор (учащиеся 9-г класса). Задача которого, объяснить задание, если необходимо – помочь, подвести результат.

Данные для группы №1

Семья ИВАНОВЫХ


СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, школьник, ребёнок д/сада)


Семья проживает в собственной квартире. У семьи есть свой приусадебный участок. Однако выплачивают потребительский кредит в размере 2500 рублей в месяц. Сын-студент учится на платной основе в университете. Оплата за обучение составляет 56 тысяч в год. Дочь учится в 11 классе. Маленький сын посещает детский сад и мечтает на день рождения получить скоростной велосипед стоимостью 13000 рублей.


ДОХОДЫ СЕМЬИ:

Заработная плата папы 15 000 рублей

Заработная плата мамы 8 000 рублей

Пенсия бабушки 7 000 рублей

Пособие на ребенка 500 рублей



Данные для группы №2

Семья ПЕТРОВЫХ

СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, студент , школьник)

Семья проживает в собственном доме с приусадебным участком. Бабушка – инвалид и нуждается в постоянном лечении. Старшая дочь учится бесплатно в университете в другом городе в общежитие (оплата общежития 1200 рублей в месяц) и получает стипендию. Средняя дочь учится в одном городе на заочном отделении и подрабатывает в магазине. Сын учится в 11 классе, посещает секцию бокса (оплата 850 рублей в месяц) и посещает уроки обучения игре на гитаре (оплата 400 рублей в месяц). Семья мечтает отправить бабушку на курорт подлечиться (стоимость путевки с дорогой , проживанием в санатории и лечением составляет 135000 рублей).

ДОХОДЫ СЕМЬИ:

Заработная плата папы 17 000 рублей

Заработная плата мамы 12 000 рублей

Пенсия бабушки 9 000 рублей

Стипендия старшей дочери 1850 рублей

Зарплата средней дочери 3500 рублей

Плата за сданный в аренду гараж 1500 рублей




Данные для группы №3

Семья СИДОРОВЫХ

СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада)

Семья живет в собственной квартире. Старший сын ученик 11 класса, средний сын ученик 9 класса, дочь ходит в детский сад. Семья выплачивает автокредит в размере 5000 рублей месяц. Средний сын занимается в музыкальной школе (оплата 1500 рублей в месяц), дочь занимается в Школе ремесел (оплата 1200 рублей в месяц). Семья мечтает купить дачу с приусадебным участком стоимостью 250000 рублей.

ДОХОДЫ СЕМЬИ:

Заработная плата папы 22 000 рублей

Заработная плата мамы 10 000 рублей

Пенсия бабушки 9 000 рублей

Плата за сданную в аренду квартиру 5500 рублей




Данные для группы №4


Семья ВАСИЛЬЕВЫХ

СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада)

Семья проживает в квартире, купленной в ипотеку. Плата по ипотеке составляет 12 рублей в месяц. Кроме того семья выплачивает кредит, взятый для развития бизнеса в размере 8500 рублей в месяц. Старшая дочь учится в 11 классе, средний сын в 10 классе, младший сын посещает детский сад. Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе. Стоимость такого отдыха обойдется семье в 250000 рублей.

ДОХОДЫ СЕМЬИ:

Прибыль от предпринимательской деятельности папы 40 000 рублей

Заработная плата мамы 18 000 рублей

Пенсия бабушки 12 000 рублей

Плата за сданный в аренду дом 8500 рублей



Станция № 1 «Продовольственная корзина»

Участникам необходимо выбрать основные виды продуктов для продовольственной корзины «семьи» на месяц из 26 предложенных. При выборе продуктов, необходимо учитывать условия именно виртуальной семьи, роль которой они играют. Также участникам необходимо сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи».Если 10 основных продуктов выбраны участниками правильно, то на приобретение продовольственной корзины они потратят от 2000 рублей до 10000 рублей.
Свой выбор игроки должны обосновать. Во всех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов:

Продовольственная корзина



Наименование продуктов

Стоимость

Стоимость выбранных продуктов

(на месяц)

1

хлеб

от 10 руб




2

сахар

от 30 руб / кг




3

минеральная вода

от 12 руб




4

масло сливочное

от 100 р/кг




5

кукурузные хлопья

35 руб




6

масло растительное 

от 40 руб




7

рыба

от 100 руб




8

кальмар сушеный

от 50 руб




9

газированные напитки

от 15 руб




10

молоко

от 30 руб




11

яйцо

от 50 руб




12

майонез

от 15 руб




13

картофель

от 17 руб/кг




14

овощи (морковь, лук,

свекла, капуста и др)

от 10 – 30 руб/кг




15

сухофрукты

от 100 руб




16

соль

от 9 руб




17

креветки

от 50 руб




18

кондитерские изделия

от 20 руб




19

сельдь иваси

от 100 руб




20

финики сушеные

от 100 руб




21

маринады

от 50 руб




22

сало копченое

от 100 руб




23

орешки соленые

от 40 руб




24

конфеты

от 20 руб




25

чипсы

от 30 руб




26

мясо

от 200 руб





Станция № 2 «А у нас День рождения»

Участникам игры предлагается выбрать наиболее приемлемый для их «семьи» вариант подготовки дня рождения одного из члена «семьи» с учетом размера их дохода и количества 15 - 20 человек. Ответ необходимо обосновать и сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи».

Варианты празднования Дня рождения

1. Вы самостоятельно готовите программу праздника, покупаете продукты, на оптовом рынке, сами готовите праздничные блюда. Расходы составят 5000 руб.

2. Вы арендуете кафе; расходы составляют 500 руб. на человека, но конкурсную программу готовите самостоятельно.

3. Вы арендуете хороший ресторан, нанимаете аниматоров и ведущих, полностью освобождая себя от хлопот, и шума, расходы составят 5000 руб. на человека.

Станция № 3 «Здоровая семья»

Участникам игры предлагается ситуация, в которой один из членов «семьи» заболел и варианты решения этой проблемы, исходя из доходов конкретной «семьи».Ответ необходимо обосновать и сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи».

Задание

Вашей маме врачи назначили срочное лечение. Что вы предпримете?

1. Не станете тратить деньги, выберете самолечение (но нет гарантии, что она вылечится).

2. Положите в обычную больницу, где стоимость лечения составит 10000 руб. (вероятность выздоровления — 70 %).

3. Выберете домашнее лечение недорогими препаратами с обшей стоимостью 2500 руб. (вероятность выздоровления — 50%).

4. Отправите в санаторий в России, потратив на путевку 85000 руб. (выздоровление 90%).

5. Отправите на лечение за границей и заплатите 400000 руб. (гарантия выздоровления — 100%).

Станция № 4 «Образование»

Участникам предлагается выбрать один из вариантов образования ребенка, исходя из доходов «семьи». Ответ необходимо обосновать и сделать запись о расходах в таблице «бюджет семьи».

Задание:

Выберите наиболее приемлемый вариант получения образования вашим ребенком.

1. В одном из колледжей города (образование бесплатно, целевые взносы – 2500 руб. в год)

2. В колледже при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) с дальнейшим зачислением в этот ВУЗ за 139000 руб. в год

3. Обучение в колледже при Оксфордском университете с перспективой дальнейшего поступления в любой ВУЗ мира за 600000 руб. в год.

4. В обычном российском университете в другой области (общежитие предоставляется), за 40000 руб. в год


5. В университете нашего города на бюджетной основе (при условии успешной сдачи ЕГЭ, но для этого необходимо воспользоваться услугами репетитора по математике и физике. Услуги репетитора – 500 руб. за одно занятие).

Станция № 5 «Копим на мечту»

Командам-участникам, используя исходные данные для каждой конкретной «семьи» необходимо рассчитать все возможные варианты экономии денежных средств для осуществления мечты. Свои варианты осуществления мечты занести в таблицу.

Мечта

Необходимая сумма

на осуществление мечты

Варианты экономии семейного бюджета

Возможные сроки осуществления мечты













Станция № 6 «Учимся экономить»

Командам-участникам предлагается выбрать карточку понравившегося цвета и выполнить задание - составить памятку.

Карточка синего цвета:

«Как экономно расходовать карманные деньги»

Карточка зеленого цвета:

«Советы по рациональному использованию электроэнергии, которые сэкономят Ваш семейный бюджет»

Карточка желтого цвета:

«Советы по рациональному использованию воды, которые сэкономят Ваш семейный бюджет»

Карточка красного цвета:

«Советы о том, как можно сэкономить, отправляясь за продуктами»

«Подведем итоги»

Подсчитывают итог по доходам и расходам, подводят итог бюджета своей семьи (сбалансированный, дефицитный, профицитный). Анализируют полученный результат. (Учащиеся предлагают варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы). Представляют результаты своей работы.

    Станция № 9 «Скатерть-самобранка»

Командам-участникам предлагается выбрать карточки, на обратной стороне которых изображен набор продуктов. Задача команде – составить бюджетное меню на 3 дня (завтрак, обед и ужин) используя различные варианты блюд из предложенных продуктов. Условие – варианты блюд не должны повторяться. Используя данные «потребительской корзины» рассчитать стоимость трехдневного меню.

Карточка № 1