Файл: Дипломная работа специальность 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 529
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспече- нии лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государ- ственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиче- ских средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполни- тельной системы, и их семей» [7], где в статье 62 также закреплено, что сумма пен- сии, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсион- ного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20% причитающейся к вы- плате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям.
Вместе с тем в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О гос- ударственном пенсионном обеспечении» [16], который по отношению к Закону Рос- сийской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 имеет общий характер, таких норм пока не содержится. С учетом приведенных выше положений различных зако- нодательных актов нужно признать, что положения Федерального закона «О госу- дарственном пенсионном обеспечении» представляют собой скорее исключение из общего правила.
Несмотря на это, и в данном случае возможность взыскания такого ущерба су- ществует, так как пункт 4 статьи 24 Федерального закона «О государственном пен- сионном обеспечении» закрепляет, что выплата пенсии, ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержаний из пенсии, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пен- сиях».
Кроме того, необходимо упомянуть и положения главы 60 Гражданского ко- декса Российской Федерации, посвященной обязательствам вследствие неоснова-
тельного обогащения. В статье 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации сказано, что заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, сти- пендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существова- нию, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения лишь при от- сутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки [2].
Действующее регулирование предполагает различный порядок реализации правовосстановительных санкций. Так, согласно Закону о страховании профессио- нальных рисков в случае сокрытия или недостоверности указанных застрахован- ными сведений, необходимых для подтверждения права на получение обеспечения по страхованию, они обязаны возместить страховщику излишне понесенные им рас- ходы добровольно или на основании решения суда (ст. 19).
В Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» сказано, что возмещение
страховщику ущерба, причиненного выплатой излишних сумм пособий по времен- ной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком, при предоставлении ему недостоверных сведений осуществ- ляется виновными в порядке, установленном законодательством Российской Феде- рации (ч. 2 ст. 15.1). При этом в соответствии с Федеральным законом «О государ- ственных пособиях гражданам, имеющим детей» предполагается возможность вне- судебного взыскания излишне выплаченных сумм пособий по беременности и ро- дам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком (статья 19). В отношении пособий по временной нетрудоспособности какого-либо специального порядка не предусмотрено.
Сказанное позволяет резюмировать, что в настоящее время
в законодательстве о социальном обеспечении (как применительно к обязательному социальному стра- хованию, так и в отношении государственного социального обеспечения) сформу- лировано правило, в силу которого излишне выплаченные в результате недобросо- вестности граждан суммы пенсий, пособий и иных социально-обеспечительных вы- плат подлежат возмещению органу, по решению которого они предоставлялись. Это положение обеспечивает единство в установлении правовосстановительных санк- ций, которые тем не менее отличаются друг от друга по порядку их реализации.
Вместе с тем существуют и другие подходы к разрешению этого вопроса. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» [14] (далее – Закон о социальной по- мощи) в случае установления органом социальной защиты населения факта недосто- верности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принад- лежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть ли- шен (лишена) права на получение социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не бо- лее чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно ока- зывалась.
Данное регулирование, предусмотренное применительно к социальной по- мощи, предоставляемой малоимущим гражданам за счет средств региональных бюд- жетов, носит диспозитивный характер. Требований об обязательном удержании из- лишне выплаченных сумм в Законе не содержится. Вероятно, это обусловлено пре- зюмируемыми низкими доходами получателей социальной помощи, хотя в таком случае целесообразно закрепить в Законе круг обстоятельств,
наличие которых дает возможность освободить недобросовестных лиц из их числа от каких-либо санкций (одновременно необходимо предусмотреть и меры против возможных злоупотреб- лений со стороны этих лиц). В противном случае применение части 2 статьи 10 За- кона о государственной социальной помощи может оказаться недостаточно эффек- тивным.
Второй вид санкций в праве социального обеспечения ― правоограничитель- ные, можно дифференцировать на две группы. Первая группа включает в себя нормы, направленные на снижение размеров каких-либо выплат или продолжитель- ности их предоставления. Наиболее ярким примером является в данном случае ре- гулирование выплаты пособия по безработице. Согласно пункту 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [6] (далее – Закон о занятости) по общему правилу пособие по безработице выплачивается уволенным гражданам в процентном отношении к среднему заработку, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу без- работицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного ра- бочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (не- полной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Однако во всех иных случаях в силу пункта 2 статьи 30 Закона о занятости пособие устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. К числу граждан, получающих пособие в этом размере, относятся, в частности, граждане: впервые ищущие работу (ранее не работавшие); стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) пере- рыва; уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные дей- ствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенные по
любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также граждане, направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные
действия. При этом для лиц, ранее не работавших или нетрудоустроенных длитель- ное время, а, следовательно, и не имевших заработка, из которого могло бы быть исчислено пособие, установление его в твердой сумме является не санкцией, а един- ственно возможным способом определения величины пособия. В отношении иных названных граждан установление пособия в твердой сумме можно рассматривать как правоограничительную санкцию.
В Законе о страховании на случай временной нетрудоспособности также есть соответствующие положения. Основаниями для снижения размера пособия по вре- менной нетрудоспособности являются:
Вместе с тем в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О гос- ударственном пенсионном обеспечении» [16], который по отношению к Закону Рос- сийской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 имеет общий характер, таких норм пока не содержится. С учетом приведенных выше положений различных зако- нодательных актов нужно признать, что положения Федерального закона «О госу- дарственном пенсионном обеспечении» представляют собой скорее исключение из общего правила.
Несмотря на это, и в данном случае возможность взыскания такого ущерба су- ществует, так как пункт 4 статьи 24 Федерального закона «О государственном пен- сионном обеспечении» закрепляет, что выплата пенсии, ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержаний из пенсии, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пен- сиях».
Кроме того, необходимо упомянуть и положения главы 60 Гражданского ко- декса Российской Федерации, посвященной обязательствам вследствие неоснова-
тельного обогащения. В статье 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации сказано, что заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, сти- пендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существова- нию, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения лишь при от- сутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки [2].
Действующее регулирование предполагает различный порядок реализации правовосстановительных санкций. Так, согласно Закону о страховании профессио- нальных рисков в случае сокрытия или недостоверности указанных застрахован- ными сведений, необходимых для подтверждения права на получение обеспечения по страхованию, они обязаны возместить страховщику излишне понесенные им рас- ходы добровольно или на основании решения суда (ст. 19).
В Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» сказано, что возмещение
страховщику ущерба, причиненного выплатой излишних сумм пособий по времен- ной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком, при предоставлении ему недостоверных сведений осуществ- ляется виновными в порядке, установленном законодательством Российской Феде- рации (ч. 2 ст. 15.1). При этом в соответствии с Федеральным законом «О государ- ственных пособиях гражданам, имеющим детей» предполагается возможность вне- судебного взыскания излишне выплаченных сумм пособий по беременности и ро- дам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком (статья 19). В отношении пособий по временной нетрудоспособности какого-либо специального порядка не предусмотрено.
Сказанное позволяет резюмировать, что в настоящее время
в законодательстве о социальном обеспечении (как применительно к обязательному социальному стра- хованию, так и в отношении государственного социального обеспечения) сформу- лировано правило, в силу которого излишне выплаченные в результате недобросо- вестности граждан суммы пенсий, пособий и иных социально-обеспечительных вы- плат подлежат возмещению органу, по решению которого они предоставлялись. Это положение обеспечивает единство в установлении правовосстановительных санк- ций, которые тем не менее отличаются друг от друга по порядку их реализации.
Вместе с тем существуют и другие подходы к разрешению этого вопроса. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» [14] (далее – Закон о социальной по- мощи) в случае установления органом социальной защиты населения факта недосто- верности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принад- лежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть ли- шен (лишена) права на получение социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не бо- лее чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно ока- зывалась.
Данное регулирование, предусмотренное применительно к социальной по- мощи, предоставляемой малоимущим гражданам за счет средств региональных бюд- жетов, носит диспозитивный характер. Требований об обязательном удержании из- лишне выплаченных сумм в Законе не содержится. Вероятно, это обусловлено пре- зюмируемыми низкими доходами получателей социальной помощи, хотя в таком случае целесообразно закрепить в Законе круг обстоятельств,
наличие которых дает возможность освободить недобросовестных лиц из их числа от каких-либо санкций (одновременно необходимо предусмотреть и меры против возможных злоупотреб- лений со стороны этих лиц). В противном случае применение части 2 статьи 10 За- кона о государственной социальной помощи может оказаться недостаточно эффек- тивным.
Второй вид санкций в праве социального обеспечения ― правоограничитель- ные, можно дифференцировать на две группы. Первая группа включает в себя нормы, направленные на снижение размеров каких-либо выплат или продолжитель- ности их предоставления. Наиболее ярким примером является в данном случае ре- гулирование выплаты пособия по безработице. Согласно пункту 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [6] (далее – Закон о занятости) по общему правилу пособие по безработице выплачивается уволенным гражданам в процентном отношении к среднему заработку, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу без- работицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного ра- бочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (не- полной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Однако во всех иных случаях в силу пункта 2 статьи 30 Закона о занятости пособие устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. К числу граждан, получающих пособие в этом размере, относятся, в частности, граждане: впервые ищущие работу (ранее не работавшие); стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) пере- рыва; уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные дей- ствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенные по
любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также граждане, направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные
действия. При этом для лиц, ранее не работавших или нетрудоустроенных длитель- ное время, а, следовательно, и не имевших заработка, из которого могло бы быть исчислено пособие, установление его в твердой сумме является не санкцией, а един- ственно возможным способом определения величины пособия. В отношении иных названных граждан установление пособия в твердой сумме можно рассматривать как правоограничительную санкцию.
В Законе о страховании на случай временной нетрудоспособности также есть соответствующие положения. Основаниями для снижения размера пособия по вре- менной нетрудоспособности являются: