Файл: Дипломная работа специальность 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 525
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
судебном заседании административное дело в отношении: Муниципального казен- ного учреждения Департамента городского хозяйства администрации Республики Крым, привлекаемого к административной ответственности по ст. 5.43 КоАП, — установил, что ДД. ММ. ГГГГ в 11-00 часов в ходе проведения проверки установ- лено, что на территории автостоянки (парковки), по адресу: <адрес>, в нарушение требований законодательства МКУ «Департамент городского хозяйства админи- страции <адрес> Республики Крым» не принято мер, которые требовались от него в целях соблюдения законодательства, а именно: выделение на автомобильных стоян- ках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств по выделению необходимого количества мест для специальных автотранспортных средств. Данные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной, транспортной инфра- структур.
Признать МКУ «Департамент городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым» виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ст. 5.43 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей [47].
Все граждане Российской Федерации равны, поэтому никаким образом права инвалидов не должны ущемляться. Следовательно, необходимо соблюдение упол- номоченными органами за принятием мер на выделение мест для специальных ав- тотранспортных средств по выделению необходимого количества мест для специ- альных автотранспортных средств на автомобильных стоянках.
Статья 9.13 КоАП РФ ― за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур. В свою очередь, статья 9.14 КоАП РФ содержит санкции за отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами.
На первый взгляд перечисленные правонарушения напрямую не связаны с ре- ализацией права инвалидов на социальное обеспечение. Однако Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [9] регламентирует реабилитацию инвалидов, которая представляет
со- бой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инва- лидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. При этом реа- билитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким рас- стройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достиже- ния ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя в том числе и социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, а также социально-бытовую адаптацию. Реализа- ция основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использова- ние инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной,
социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информа- ции, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
По существу, реализация права на социальное обеспечение для инвалидов бу- дет неполной в отсутствие возможности социальной реабилитации, поэтому данные положения об административной ответственности также можно отнести к гарантиям защиты граждан из числа инвалидов от социальных рисков.
Вместе с тем имеющиеся в законодательстве меры уголовной и администра- тивной ответственности за непредоставление отдельных видов социального обеспе- чения и совершение иных правонарушений, препятствующих
реализации права граждан на социальное обеспечение, требуют дальнейшего развития.
В качестве примера для иллюстрации этого тезиса можно обратиться к статье
145.1 УК РФ. Так, не вполне целесообразным видится привлечение к уголовной от- ветственности в рамках одного состава преступления за невыплату как заработной платы, так и иных перечисленных в статье 145.1 УК РФ сумм. Это объясняется тем, что все они имеют разную правовую природу, не совпадают правила их исчисления и назначения. При этом социальное обеспечение может предоставляться как в виде выплат, так и в виде услуг (медицинская помощь, социальное обслуживание, сана- торно-курортное лечение), а также в натуральной форме (лекарственное обеспече- ние). Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 145.1 УК РФ, указанные виды социального обеспечения не охватывает.
Наиболее суровые санкции установлены частью третьей статьи 145.1 УК РФ, где определена ответственность за деяния, предусмотренные ее частями первой и второй, имевшие тяжкие последствия. В литературе к их числу относят не только последствия, касающиеся лиц, которым не были предоставлены соответствующие выплаты, но и общества в целом, например, проведение забастовок, нарушение ра- боты транспорта и т.д.). Поскольку положения УК РФ в этой части носят оценочный характер, целесообразно было бы их уточнить.
Следует отметить, что в примечании к статье 145.1 УК РФ [3] конкретизиро- вано, что под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий
и иных установленных законом выплат понимается осуществление платежа в раз- мере менее половины подлежащей выплате суммы.
Несмотря на то что выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенная
из корыстной или иной личной заинтересованности соответствующего субъекта, по существу также представляет собой ее частичную невыплату, назван- ное деяние квалифицируется по части второй статьи 145.1 УК РФ. Его отграничение от состава, предусмотренного частью первой статьи 145.1 УК РФ, обусловлено сущ- ностью заработной платы, являющейся трудовым доходом работника, и особым зна- чением минимального размера оплаты труда как минимального социального стан- дарта.
Однако некоторые виды социального обеспечения также служат гражданину основным источником средств к существованию. Если в результате частичной их невыплаты доходы лица оказываются ниже прожиточного минимума (который, как и минимальная заработная плата, является социальным стандартом), его материаль- ное положение существенно ухудшается. В таком случае частичная невыплата со- циально-обеспечительных предоставлений сопоставима с их полной невыплатой, вследствие чего наличие иных, кроме минимальной заработной платы, социальных стандартов требует учета при установлении уголовной ответственности.
При наличии уголовной ответственности за частичную или полную невыплату заработной платы и социальных предоставлений в течение трех или двух месяцев соответственно административной ответственности за несвоевременную (например, с задержкой на один месяц) выплату этих сумм не предусмотрено.
Нельзя обойти вниманием и те изменения, что произошли в Уголовном ко- дексе Российской Федерации [3], (далее – УК РФ), в который Федеральным законом от 29 ноября 2012 года № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Рос- сийской Федерации и
Признать МКУ «Департамент городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым» виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ст. 5.43 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей [47].
Все граждане Российской Федерации равны, поэтому никаким образом права инвалидов не должны ущемляться. Следовательно, необходимо соблюдение упол- номоченными органами за принятием мер на выделение мест для специальных ав- тотранспортных средств по выделению необходимого количества мест для специ- альных автотранспортных средств на автомобильных стоянках.
Статья 9.13 КоАП РФ ― за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур. В свою очередь, статья 9.14 КоАП РФ содержит санкции за отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами.
На первый взгляд перечисленные правонарушения напрямую не связаны с ре- ализацией права инвалидов на социальное обеспечение. Однако Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [9] регламентирует реабилитацию инвалидов, которая представляет
со- бой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инва- лидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. При этом реа- билитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким рас- стройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достиже- ния ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя в том числе и социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, а также социально-бытовую адаптацию. Реализа- ция основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использова- ние инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной,
социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информа- ции, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
По существу, реализация права на социальное обеспечение для инвалидов бу- дет неполной в отсутствие возможности социальной реабилитации, поэтому данные положения об административной ответственности также можно отнести к гарантиям защиты граждан из числа инвалидов от социальных рисков.
Вместе с тем имеющиеся в законодательстве меры уголовной и администра- тивной ответственности за непредоставление отдельных видов социального обеспе- чения и совершение иных правонарушений, препятствующих
реализации права граждан на социальное обеспечение, требуют дальнейшего развития.
В качестве примера для иллюстрации этого тезиса можно обратиться к статье
145.1 УК РФ. Так, не вполне целесообразным видится привлечение к уголовной от- ветственности в рамках одного состава преступления за невыплату как заработной платы, так и иных перечисленных в статье 145.1 УК РФ сумм. Это объясняется тем, что все они имеют разную правовую природу, не совпадают правила их исчисления и назначения. При этом социальное обеспечение может предоставляться как в виде выплат, так и в виде услуг (медицинская помощь, социальное обслуживание, сана- торно-курортное лечение), а также в натуральной форме (лекарственное обеспече- ние). Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 145.1 УК РФ, указанные виды социального обеспечения не охватывает.
Наиболее суровые санкции установлены частью третьей статьи 145.1 УК РФ, где определена ответственность за деяния, предусмотренные ее частями первой и второй, имевшие тяжкие последствия. В литературе к их числу относят не только последствия, касающиеся лиц, которым не были предоставлены соответствующие выплаты, но и общества в целом, например, проведение забастовок, нарушение ра- боты транспорта и т.д.). Поскольку положения УК РФ в этой части носят оценочный характер, целесообразно было бы их уточнить.
Следует отметить, что в примечании к статье 145.1 УК РФ [3] конкретизиро- вано, что под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий
и иных установленных законом выплат понимается осуществление платежа в раз- мере менее половины подлежащей выплате суммы.
Несмотря на то что выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенная
из корыстной или иной личной заинтересованности соответствующего субъекта, по существу также представляет собой ее частичную невыплату, назван- ное деяние квалифицируется по части второй статьи 145.1 УК РФ. Его отграничение от состава, предусмотренного частью первой статьи 145.1 УК РФ, обусловлено сущ- ностью заработной платы, являющейся трудовым доходом работника, и особым зна- чением минимального размера оплаты труда как минимального социального стан- дарта.
Однако некоторые виды социального обеспечения также служат гражданину основным источником средств к существованию. Если в результате частичной их невыплаты доходы лица оказываются ниже прожиточного минимума (который, как и минимальная заработная плата, является социальным стандартом), его материаль- ное положение существенно ухудшается. В таком случае частичная невыплата со- циально-обеспечительных предоставлений сопоставима с их полной невыплатой, вследствие чего наличие иных, кроме минимальной заработной платы, социальных стандартов требует учета при установлении уголовной ответственности.
При наличии уголовной ответственности за частичную или полную невыплату заработной платы и социальных предоставлений в течение трех или двух месяцев соответственно административной ответственности за несвоевременную (например, с задержкой на один месяц) выплату этих сумм не предусмотрено.
Нельзя обойти вниманием и те изменения, что произошли в Уголовном ко- дексе Российской Федерации [3], (далее – УК РФ), в который Федеральным законом от 29 ноября 2012 года № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Рос- сийской Федерации и