Файл: Конец 19 века. Первые теории дизайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Первейший рывок осмысления дизайна как и принципиального ново вида образовательной деятельности продвигались в условиях множественность индустриального производства. Многочисленные исследователи отмечают парадокс середины XIX в. Прогресс техники и не менее ярый бунт против нее. Этот процесс имел своих сторонников, так и завзятых противников. Развитие индустриального производства бытовых вещей многие художники и теоретики искусства восприняли как прямую угрозу хорошему вкусу.
Каждая революция помогала перерождаться дизайну и развиваться дальше по всем своим новейшим путям в великих масштабах, он и не отстает и сегодня, но суть в том что дизайн исчерпал себя, возможно мы снова увидим рассвет ново дизайна.

1) Актуальность темы: Развитие индустриального производства бытовых вещей Многочисленные исследования дизайна.

2) Цели и задачи исследования: Первейший рывок осмысления дизайна как и принципиального ново вида образовательной деятельности и продвижение в условиях множественного индустриального производства.

3) Философа и теоретика искусства Джона Рёскина (1819-1900), важного немецкого архитектора Готфрида Земпера (1803-1879), инженер и теоретиком машиностроения Франц Рёло (1829-1905).

4) Методология: сравнение, изучение, анализ научной литературы

Глава 1. Конец 19 века. Первые теории дизайна

1.1 Джон Рёскин

Падение ремесленнического качества и реализация промышленной индустриальной продукции по сравнению с ремесленными образами волновали многих высоких специалистов .Бунт против индустриального изготовления мебели, посуды, керамики, декоративных тканей, которые обычно входили ранее в сферу декоративно-ремесленнического искусства , произошел в Англии – в наибольшей степени прогрессивный на то время индустриальной стране.

Протест выразился, в первую очередь, в работах английского философа и теоретика искусства Джона Рёскина (1819-1900).

Он питал глубокую неприязнь к машинной сфере работы и в особенности к таким возносящимся до небес чудесам из стекла и железа, как железнодорожные вокзалы и «Хрустальный дворец» в Лондоне. Рёскин был в полном смысле слова всесторонне личностью: художником, поэтом и публицистом, что обеспечивало ему и его идеям исключительную популярность. Рёскин не мог терпел машинную продукцию за то, что она забирала всю красоту индивидуальной работы специалиста, рождающуюся при создании вещи руками человека. Это согласовывалось с его идеалами ремесленничества и воззрениями на условия труда Рёскина первым проявил внимание к промышленному искусству. Впоследствии, Рёскин остро вовлекал общественность к искусству бытовой вещи. В своих выступлениях он четко ставил вопрос о художественном качестве современных ему произведений промышленного и бытового искусства и подвергал резкой критике господствовавшие вкусы викторианской эпохи, призывал художников обратиться к природе, проникаться ее духом и изучать природные формы, если они хотят быть искренними в своем творчестве.


1.2 Готфрид Земпер

Следующим великим прогрессом дизайна - это синхронное осознание и признание техники.

Большую часть в восприятии общих принципов производства хороших и технологичных вещей сыграли теоретические труды важного немецкого архитектора Готфрида Земпера (1803-1879).

Живя в эмиграции во Франции, Земпер стал раздумывать о переселении в Америку, но англичанин Чэдвиг посоветовал ему переехать в Лондон и заняться подготовкой и устройством павильонов первой Всемирной промышленной выставки. Ничем подобным Земпер ни разу не занимался, но с удовольствием согласился с предложение и эмигрировал в Англию.

Земпер основал на выставке датский, шведский, канадский и египетский павильоны. Исследование современных образцов промышленной продукции, с которыми ему пришлось иметь дело, пробудило его на мысль исследовать причины регресса и их художественного качества. 

После закрытия выставки Земпер не получил архитектурных заказов в Англии. Он занялся комплектованием известного Южно-Кенсингтонского музея, где поэтапно собрали более 20 тысяч образцов художественных и промышленных изделий. Это была самая лучшая школа для Земпера-теоретика. Южно-Кенсингтонский музей, как и первая Всемирная промышленная выставка, принималась у англичан чудом века. И, самое главное, здесь была открыта школа промышленного искусства, где Готфрид Земпер стал читать собственный курс металлотехники.

1.3 Франц Рёло

Главным, кто поставил вопрос о форме машин, был блистательным инженером и теоретиком машиностроения Франц Рёло (1829-1905).

Всю свою жизнь отдавшись исследованию машин. Самые главные его работы относились понятии кинематики машин. Развитие конструирования машин Рёло воспринимал как творческий, а потому связанный с красотой, с вопросами формообразования. Эта работа Рёло, написанная в 50-х гг. XIX в., представляет собой как бы своеобразный итог уже проделанного - исчерпывающий анализ архитектурного стиля в машиностроении. Вопросу о форме машины Рёло посвятил специальную работу «О стиле в машино­строении», которая является заключительной главой учебника по конструированию машин

Вопросу о соотношении формы от материала в машиностроении Рёло введший целый суть вопроса многочисленные разделы книг, созданный на практических примерах. Важно отмечено, что Рёло утвердил машину как объект приложе­ния творческих способностей. Внесший вопрос даже о национальных чертах в машиностроении, ясно показывая, как по-разному выглядят станки одинакового назначения, спроектированные в Англии и Франции. Сами ма­шины не были объектом его наблюдений. Тем более интересно сравнить его высказывания с рассуждениями Рёло, во многом сходными. (Еще одно доказательство того, что нет принципиальной разницы в эстетических тре­бованиях к форме машины или произведению искусства, в методах проек­тирования станков или компоновки произведения искусства.)


Глава 2. Предвоенный дизайн в СССР

2.1 Мода довоенных времен

Тогда в СССР был строгий контроль над одеждой. Формирование в Москве мастерских «прозодежды», не принесло никаких наилучших результатов.

Мода – это “буржуазные штучки”, на которые у советской женщины-труженицы не должно оставаться времени. Наряжается – значит, мало работает. Мало работает – значит, тунеядка. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку, которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.

После 1936г. Текстиль стал продаваться в свободной продаже. Модный силуэт вернулся к более женственной линии- т.е. талия вернулась на свое естественное место, грудь и бедра стали подчеркиваться. Советские женщины жили в условиях дефицита и жестких установок, но несмотря ни на что стремились красиво одеваться и, как могли, сопротивлялись господству массового безликого вкуса. Они находили возможности хорошо выглядеть даже в условиях тотальной нехватки насущных вещей. Олицетворением советской моды является крепдешиновое платье с цветочным рисунком. Маленькие или средние цветочки, часто на сером, черном, бордовом или темно-синем фоне, распространен и мелкий геометрический рисунок. были очень популярны платья из шелка в диагональную полоску, платья и блузки в горошек.

2.2 Предвоенный дизайн транспорта в СССР

Развитие транспортного дизайна в СССР в начале 30-х шло по пути функциональных поисков второй половины 20-х

Один из главных вопросов в отечественной литературе остро поставил вопрос об эстетике автомобиля инженер А.Н. Кириллов, автор самого выдающегося из довоенных времен легковых автомобилей в СССР "М1" ("Эмка").

Глубоко изучив мировую эволюцию внешних форм автомобиля, он подходит к весовому выводу, что должен состояться крутой поворот в формообразовании автомобильных кузовов переход к обтекаемым телам.

А. Кириллов делает важные выводы:

А.Н. Кириллова в быстро движущихся телах горизонтальные линии должны преобладать над вертикальными, а у неподвижных, напротив - вертикальные над горизонтальными. Что касается автомобиля на его боковых поверхностях должны присутствовать горизонтали, а спереди и сзади возможность широко применялись вертикали. Каждая линия контура или отделки автомобиля, каждая его деталь, видимая снаружи, должна подчеркивать основное назначение. Определенную ценность представляют исследования и эксперименты Ю. Долматовского, в которых он подробно разбирал понятие красоты кузова, выявляя отличие динамической движущейся архитектуры и архитектуры статичных объектов.


Для этого он анализирует пропорции и формы падающей капли, летящего голубя, плывущей рыбы, и обосновывает обтекаемость не только экономическими и техническими соображениями, но и требованиями достижения наибольшей эстетической выразительности.

Впрочем, до войны список советских легковушек не исчерпывался продукцией ГАЗа: в Москве выпускались роскошные представительские ЗИСы, а кроме того, осознав, наконец, потребность издания массовой микролитражки, начиналось создание автомобиля КИМ-10.
В итоге, к окончанию 30-х годов, образцовых ряд базовых модификаций легковых машин, выпускавшихся советской промышленностью.

2.3 Особенности архитектурного облика СССР

Особый вид стиля конструктивизма применялся в СССР.

Разработка совет­ских архитекторов-конструктивистов до сих пор окружают нас.

Гостиница «Москва»

Самая первая гостиница, выстроенная при советской власти.

Итоговый проект вещал характерные черты от переходного периода конструктивизма к сталинскому ампиру и строилась с 1933 по 1936 год.

Здание Наркомзема

Здание выстроено в стиле позднего конструктивизма (1928 - 1933 гг.). Были использованы ново материалы, и в архитектуре образовываются округлые элементы.

Клуб им. Зуева

Творение конструктивизма,сконструирован в 1925 – 1929 г. 

Шедевр нес в себе черты кубизма: здание построено из асимметрично расположенных правильных геометрических фигур. Общее впечатление усиливают также большие окна нестандартных размеров.

Планетарий

В день открытия планетария в Москве 5 ноября 1929 года в нём была проведена первая лекция с демонстрацией искусственного звездного неба.

В прессе появились восторженные отклики, а В.Маяковский отозвался на событие стихотворением «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий...».

Метрополитен

Первые работы конструирования метрополитена происходила вручную, строительство началось в конце ноября 1931 года. Первые лопаты вошли в землю возле Сокольников с этого и началось глобальное строительство.

Московское метро стало мощнейшим достижением.

Первая станция: "Сокольники".

Перед архитекторами стояло требование товарища Сталина, требование партии – обеспечить максимальные удобства пассажирам, удовлетворить их высоким требованиям эстетики, комфорта и гигиены. Большого успеха в этой области добился академик И.А. Фомин. Он создал простыми художественными средствами подлинный шедевр архитектуры 


Из станций мелкого заложения выделяется станция «Комсомольская использовали конструктивные особенности этой станции и создал прекрасную композицию .

Архитектура всех станций продемонстрировала дальнейший расцвет творчества. Существенные улучшения внесены в планировку вестибюлей. Эскалаторы связали наземные вестибюли непосредственно с платформами.

2.5 Скульптуры в СССР

Все идеологические рамки были оформлены в середине 30-х годов, созданием нового стиля и направления в искусстве "социалистического реализма« не означает, что скульптура в СССР была лишена талантов и настоящего искусства: 

Имена Николая Андреева , Ивана Шадра , Веры Мухиной - были известны далеко за пределами СССР. 

Булыжник - оружие пролетариата»

И. Д. Шадр 1927 г Шадр создал свою знаменитую композицию в память о событиях первой русской революции, произошедшей в 1905 году.

Работа выполнена в классическом стиле.

В основе композиции – фигура простого рабочего.

Тело этого мужчины выполнено в лучших античных традициях, однако автор наполнил скульптуру революционным содержанием.

Лицо модели изображает готовность к борьбе, противостоянию. Автор показал отчаявшегося человека, готового на крайние меры, чтобы хоть как-то преодолеть нужду.

Монумент «Рабочий и колхозница»  1937 г В. И. Мухина

Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР.

Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп.

Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы.

2.6 Живопись 1930-х годов и ее особенности

Развитие живописи идет под знаком укрепления связи искусства с жизнью народа. Новое жизненное содержание, которое стремились воплотить в своих работах художники, определило и изменения в традиционных формах живописи. Так, в 1920-е годы в историко-революционном жанре были широко распространены. Более глубоко осваиваются традиции русского реалистического искусства.
В развитии советской тематической живописи конца 1920-х и 1930-х годов большую роль сыграло творчество Б. В. Иогансона.
«Допрос коммунистов» «Советский суд»

2.7 Советский конструктивизм в рекламе

Акционерное общество "Добролёт" - модная и популярная тема в советском рекламном плакате в начале 20-х годов и стоит на одном из первых мест с двумя другими феноменами - "Моссельпромом" и"Осоавиахимом".