Файл: 1)Революция 19051907 гг причины, этапы, основные события, значение (23,4(11).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1988 г. на Х1Х Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. Провозгласили курс на создание правового государства и гражданского общества. Предполагалось учреждение съезда народных депутатов и превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент. Вводился принцип альтернативности в избирательную систему. В результате начались изменения государственно-политической системы.

Росла оппозиция М.С.Горбачеву: 1. «справа» - коммунисты–ортодоксы, выступающие в защиту И.В.Сталина и традиционного социализма (Н.Андреева и др.); национал-патриоты, отстаивающие идеи русской самобытности, выступающие против «вестернизации России» (Ю.Бондарев, И.Глазунов и др.). 2. оппозиция «слева» - коммунисты-реформаторы радикального толка, критиковавшие М.С.Горбачева за медлительность и половинчатость реформ (Б.Ельцин, Ю.Афанасьев и др.) Стали активно возникать неформальные движения: народные фронты, клубы, кружки и т.п.

29)Россия в системе современных международных отношений : место , роль, основные направления внешней политики .(43(11))

  1. Россия в системе современных международных отношений: место, роль, основные направления внешней политики.

После распада СССР во внешней политике России обозначилось 2 направления: Дальнее Зарубежье и Ближнее Зарубежье.

На рубеже 90х годов на мировой арене произошли огромные изменения. Окончилась «холодная война», разрушилась мировая социалистическая система, произошло объединение Германии, распался СССР, ликвидировалось противопоставление между Востоком и Западом, замедлилась гонка вооружений. Распался совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и организация Варшавского договора.

Многие политики считают, что СССР проиграл холодную войну, а США – выиграл. Но Россия по прежнему имеет 2й в мире по размеру ракетно-ядерный арсенал и громадные природные ресурсы. Она сохраняет стать одним з мировых центров и принимать решение в формировании нового мирового порядка. В России необходимо определить свои международные интересы возможности. Провозглашена идея партнерства между Россией и США.

Граждане России получили возможность свободно выезжать за границу, получать западное образование.

Президент РФ и США подписали договор о взаимном сокращении ядерного потенциала. Сделан важный шаг в нормализации отношений нашей страны с Японией. Большое внимание уделялось развитию отношений со сторонниками ближнего зарубежья и восточной Европы. Подписан договор с Белоруссией и Украиной. Главным направлением и принципом внешней политики становиться стремление защищать российские интересы, не вступать в противостояние с другими странами.


К середине 90х годов главной для Российской дипломатии стал вопрос о расширении НАТО на восток. В результате долгих переговоров был подписан основополагающий акт о взаимных отношений, сотрудничестве, и безопасности меду РФ и НАТО. Подтверждено, что РФ остается противником расширения НАТО за счет включения в нее стран восточной Европы и бывших республик СССР. Росси удалось избежать международной изоляции, добиться с западом своих национальных интересов.

В 1997 году Россия была принята в «большую семерку»(теперь восьмерку) крупнейших стран в мире. Вступила в Парижский клуб кредиторов.

Распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Двухполярная система международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.

Россия в этом смысле решала те же задачи, что и другие ведущие страны. Но масштаб, сложность, характер стоящих перед российской внешней политикой проблем уникальны.

В 1992 г. Российская Федерация добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия заняла соответствующее ее геостратегическому, экономическому, демографическому, военному потенциалу лидирующее положение, заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами) и отношения с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.).

Отношения со странами ближнего зарубежья. Наиболее острые проблемы связаны с:

— созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического взаимодействия;

— судьбой огромного военного потенциала распавшегося СССР;

— защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек), оказавшегося вне пределов России;— налаживанием двусторонних политических

, экономических, военно-стратегических отношений.

Важными достижениями 1992—1993 гг. были принятие Устава СНГ, подписание договора о коллективной безопасности, начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении, участие России в урегулировании приднестровского, осетино-грузинского, грузино-абхазского, таджикского конфликтов.

Опыт первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывается непросто, возникают серьезные проблемы и даже кризисы. В частности, не все страны подписали Устав СНГ и договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы экспорта российских энергоносителей и др. Вместе с тем просьбы руководства Грузии, Армении, Таджикистана и других стран о создании российских военных баз на их территории доказывали заинтересованность в сохранении и углублении сотрудничества.

В 1994 г. было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза. В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях».

Взаимодействие в рамках СНГ дополняется налаживанием двусторонних отношений. Здесь есть свои достижения и трудности.

Отношения со странами Прибалтики омрачаются проблемами статуса и правового положения русскоязычного населения. Международное сообщество признает дискриминационными законы Эстонии и Латвии о статусе национальных меньшинств.

Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя. В мае 1997г. было подписано соответствующее соглашение (о параметрах раздела флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской военно-морской базы), что позволило заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Серьезные разногласия в двусторонних отношениях на протяжении последних лет вызывает проблема поставок российских энергоносителей и порядок расчетов за эти поставки.

Успехи в российско-белорусских отношениях позволили заключить договор о создании союзного государства России и Белоруссии (2000), учреждении исполнительных и законодательных органов этого союза. Интеграция с Белоруссией имеет для обеих стран важное стратегическое значение.

Позиция современной России в отношениях со странами ближнего зарубежья определяется в первую очередь защитой российских национальных интересов на всем пространстве СНГ. Отношения с Западом. В развитии этих отношений можно выделить несколько этапов. 1991 —1993гг. Позиция России формировалось под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом преобразований, проводимых руководством страны. К достижениям этих лет следует отнести: деидеологизацию российской внешней политики; признание статуса России как правопреемника СССР; заключение договора с США об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2); соглашение с США о взаимном перенацеливании стратегических ракет и о прекращении разработки в США
программы стратегической оборонной инициативы; налаживание тесных контактов с лидерами США, Франции, ФРГ, Великобритании; вступление России в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Негативные последствия данного внешнеполитического курса состояли в угрозе утраты Россией самостоятельной роли на международной арене, ослаблении ее влияния в развивающихся странах и «горячих точках», формировании однополярного мира. 1994—1999 гг. Этот период связан с попытками России выработать самостоятельную позицию на международной арене, четче определить свои национальные интересы, восстановить влияние на ход мировой политики. Была выдвинута доктрина построения многополярного мира.