Файл: профессиональная образовательная организация колледж инновационных технологий и сервиса галактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.

В зарубежной литературе достаточно подробно описана роль стратегии в логистике, но не все проблемы, влияющие на логистические стратегии, решены до сих пор. Во-первых, необходимо определить термин «логистическая стратегия». В монографической литературе по логистике логистическая стратегия рассматривается не всеми авторами.

Терминологический словарь А.Н.. Родникова определяет логистическую стратегию как «стратегию долгосрочного планирования размещения капитальных вложений в транспортную сеть, складские помещения и другие элементы инфраструктуры» [18, с. 37].

По мнению Карповой Н.П. «логистическая стратегия – это определенный набор целей, задач и/или мероприятий в области логистики для достижения общей корпоративной цели» [8, с. 235]. Долгосрочные логистические решения определяют логистическую стратегию, которая включает в себя все стратегические решения, методы, планы и культуру, связанные с управлением цепочками поставок. Логистическая стратегия должна быть частью корпоративной бизнес-стратегии компании и способствовать улучшению всей экономической деятельности компании. Разработанная логистическая стратегия оказывает влияние на создание системы, повышающей эффективность управления материальными потоками [2, с. 38].

Рассмотрим на примере взаимодействие общей цели компании и логистической стратегии. Если цель компании – стать провайдером продукта с самыми низкими издержками, то логистическая стратегия будет направлена на сокращение логистических издержек до минимума. Если цель компании связана с ускорением поставок продукции своим заказчикам, то в рамках логистической стратегии будут определены приемы, которые позволят это сделать2.

Разработав логистическую стратегию, компания может решить ряд проблем, что приведет к увеличению производительности работы и снижению логистических затрат, повышению качества сервиса. Достижение перечисленных целей приведет к реализации стратегических целей компании, к которым можно отнести:

- рост продаж, оптимизация расходов, эффективное использование активов и, как следствие, рост прибыли компании;

- укрепление позиций компании или становление лидером на целевом рынке [2, c. 39].


Логистические стратегии в бизнесе могут развиваться в нескольких направлениях:

- договорные логистические стратегии;

- логистический аутсорсинг;

- логистическое партнерство;

- быстрые циклы и интеграция цепи поставок [2, c. 39].

Ключевой задачей логистической стратегии является определение показателей, как количественных, так и качественных, которые необходимы для достижения стратегических целей компании в области логистики складирования, распределения, управления запасами, транспортировки и т.д., с учѐтом оптимизации затрат на всех участках логистической цепи [24, c. 247].

Компании, которые преступили к разработке логистической стратегии, стремятся к повышению качества обслуживания потребителей и поставщиков, формированию гибкости, оптимизации затрат. Для достижения таких целей, компании выбирают партнеров, если речь идет о транспортных компаниях. Также компании могут организовать сотрудничество в области складирования, услуг в сфере импорта/экспорта, обработки информации [20, c. 547].

Зачастую в компании в первую очередь прорабатываются маркетинговые вопросы, так как большое внимание уделяется маркетинговой стратегии, а не стратегии развития компании в целом. Владельцы и руководители компаний часто забывают о том, что развитие компании зависит именно от реализации стратегии [17, c. 26].

Использование логистических инструментов и методов, правильный выбор типа логистической стратегии способствуют оптимизации процессов распределения товара, а также минимизации издержки, связанных с движением потоков продукции, услуг, финансов и информации.

Понятие “стратегия” греческого происхождения. Первоначально оно  имело военное значение и означало “искусство генерала” находить правильные пути к достижению победы. Сегодня  в экономике стратегия фирмы — это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей. Другими словами, разрабатывать стратегию действия фирмы — значит определять общие направления ее деятельности. Стратегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия — это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.

Исходя из предназначения логистики применительно к бизнесу, логистическая стратегия является поддерживающей корпоративную стратегию с целью оптимизации ресурсов организации (предприятия, фирмы, компании) при управлении материальными и сопутствующими потоками. Поэтому под логистической стратегией предприятия следует понимать комплекс решений, планов и мероприятий, связанных с эффективным управлением материальными потоками. 


По сути, логистическая стратегия сегодня должна быть для предприятий обычной функциональной стратегией. Но это не так. Анализ, проведенный сотрудниками Международного центра логистики Государственного университета – Высшая школа экономики (МЦЛ ГУ-ВШЭ) среди своих слушателей, обучающихся по различным программам, от повышения квалификации до второго высшего образования по логистике, показал, что лишь около 3 % обследованных фирм имеют логистическую стратегию и сознательно ее формируют. Указанные три процента в основном формируют крупные зарубежные компании, работающие на украинском рынке. Результаты анализа также указали и на основные причины отсутствия логистической стратегии в оставшихся 97 % обследованных фирм. Первая – это общее недопонимание персоналом топ-менеджмента данных фирм предназначения логистики как интегрированного инструмента менеджмента, позволяющего оптимизировать материальные и финансовые ресурсы фирмы. 
Вторая – недостаточное количество квалифицированных специалистов по логистике.

    1.   1   2   3   4


Основные виды логических стратегий

При разработке логистической стратегии компании должны ориентироваться с точки зрения того, какой рынок сбыта будет развиваться. Наиболее эффективной логистической стратегией дистрибуции на региональных рынках и рынках крупных и средних городов является сочетание физического распределения товаров в оптово-посреднической сети с параллельными розничными продажами [22, с. 86]. Среди большого количества логистических стратегий, используемых компаниями, можно выделить базовые и дополнительные стратегии.

К основным логистическим стратегиям относятся «бережливые» и динамические стратегии, а также стратегия, основанная на альянсах или партнерствах [2, с. 42]. Основной задачей «бережливой» стратегии является поиск и устранение случаев непроизводительного использования ресурсов3. В рамках стратегии каждая операция должна использовать как можно меньше ресурсов (персонал, пространство, припасы, оборудование, время и т. д.).. При реализации этой стратегии компании предпринимают следующие шаги:

- анализировать проводимые операции и отбраковывать те, которые не добавляют ценности для потребителей;

- использовать более передовые технологии;

- исключить ненужные звенья в цепочке поставок;

- выбрать тот, который ближе всего к потребителю. поставщиков с целью снижения транспортных расходов [1].

Реализация данной стратегии возможна только в стабильной внешней среде, так как «хлипкая» стратегия плохо реализуется в условиях неопределенности, то есть в динамических условиях, чего нельзя сказать о динамической стратегии.. Основной целью динамичной логистической стратегии является предоставление высококачественных услуг в соответствии с меняющимися потребностями и предпочтениями потребителей. Таким образом, компании, выбравшие динамическую стратегию, ориентируются на потребителей.. Эта стратегия предполагает дополнительные расходы, которые должны покрыть незапланированные потребности клиентов.

Схема разработки динамической стратегии предусматривает учет двух основных характеристик:

- скорость реакции компании на изменение внешних условий;

- гибкость деятельности [1]. Третий тип базовых логистических стратегий — это стратегия, основанная на альянсах или партнерствах, направленная на повышение эффективности цепочки поставок.. Компании прибегают к реализации этой стратегии в тех случаях, когда уровень обслуживания клиентов высок, а затраты низки. Кроме того, компании обладают высокой степенью гибкости и отсутствием желания инвестировать в рискованные проекты.. Партнерства и альянсы часто создаются между транспортными компаниями, которые, как правило, используют контрактных поставщиков [2, с. 42].


Существует множество типов дополнительных логистических стратегий, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.

Выделяют стратегии логистики, в основе которых лежат временные параметры. Основная цель таких стратегий – обеспечение быстрой доставки товаров. Разрабатывая и применяя стратегии данного типа, компания может:

- сократить затраты;

- усовершенствовать процесс оборота наличных денежных средств,

- уменьшить число отказов от заказов, изменений заказов;

- упростить операции в результате устранения задержек в выполнении заказов [9, c. 100].

Примером стратегии, основанной на временных параметрах, является стратегия, в основе которой лежат инвестиции для развития взаимоотношений с поставщиками. Цель стратегии – создание стратегического альянса с поставщиками товаров и услуг [4, c. 58].

Другой пример стратегии – сжатие времени, которая отчасти похожа на «тощую» стратегию. Только в данном случае стратегия концентрируется на ненужных временных затратах в цепи поставок. Цель стратегии «сжатие времени» — устранение всех временных отрезков, в течение которых ценность к продукции не добавляется.

Выделяют другой тип логистической стратегии, имеющий сходства с «тощей» стратегией. Речь идет о стратегии повышенной производительности, при реализации которой ставка делается на использование имеющихся ресурсов по максимуму. Приведем пример. Склады, будучи большими сооружениями, имеют высокие постоянные затраты. Площадь складов, а именно возможность распределения и хранения большего числа единиц, позволяет распределять эти затраты. Таким образом, заполняя свободное пространство склада, компания может сократить затраты на доставку. Если бы компания работала не на полную мощность, то в рамках «тощей» стратегии компания стала искать способы удалить свободные мощности, а затем продолжила бы искать пути сокращения всех применяемых ресурсов. Стратегия повышенной производительности определила бы другой план действий, в ходе которого компания сохранила прежнюю мощность, но при этом начала искать альтернативные варианты. Например, часть склада можно сдать в аренду, или свободные транспортные средства могут перевозить материалы для других компаний.

В рамках стратегии лидерства по затратам компании могут сохранять лидирующие позиции на рынке за счет снижения логистических затрат. Стратегия может быть реализована, если:

- сократить затраты в отдельных функциях логистики;

- оптимизировать уровень запасов;