Файл: 1. Изучила представленную главу монографии А. В. Серого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»


Практическая работа состоит из двух частей:

1. Изучение учебных материалов по теме

1. Изучила представленную главу монографии А.В. Серого,
М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».


2. Составила конспект главы монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».

Задача воспитания – обеспечить адекватное понимание и принятие ценности, превращение ее в жизненный неотъемлемый принцип жизнедеятельности человека. Почему это важно? Да по той простой причине, что ценности  это не «правила дорожного движения», в которых все просто и однозначно разъяснено. К примеру, возьмем такой ценностный регулятор

свое мнение?.. Честность – это не инструкция, не набор предписаний о том, как себя вести. Она требует духовных исканий, волевых усилий, поступка. И так обстоит со всякой подлинной ценностью. Она ожидает жизнетворчества, а не механического следования неким правилам. Человек должен сам решить, как быть полезным Родине в трудную для нее минуту, как остаться человеком, когда кто-то ради денег и «красивой жизни» готов предать свою землю и тех, кто вырастил его!

Очень важно, чтобы этот увлекательный мир самопреодоления,
 творческих устремлений, духовных открытий, каковым является процесс становления ценностных ориентаций,   открылся   нашим   воспитанникам! И это, еще раз отметим, – важнейшая задача воспитателя! Чтобы успешно ее решать, классный   руководитель   должен   знать   особенности   «работы» с ценностно-смысловой сферой воспитанников. Само название этой сферы говорит о том, что ценность становится действенной и определяет поведение ребенка лишь в том случае, когда обретает для него смысл – личностную значимость, а следование ей становится внутренней потребностью. Говоря другими словами, работа над ценностными ориентациями  это решение важнейшей педагогической задачи – как общественно значимые ценности сделать   личностно    значимыми    для    детей,    их    значение    превратить в личностный смысл.

Известный психолог А.Н. Леонтьев предлагал различать

«знаемые» и реально действующие мотивы. Как же сделать, чтобы ценность стала реальным регулятором поведения? Для этого она должна быть пережита, встреча с ней должна стать событием для воспитанника, ее смысл ребенок по возможности должен открытьсам. Живой, не «словесный» образ ценности, ее подлинное содержание открывается ребенку в поступке героя любимой  

 книги,    в    образцах    поведения    окружающих    его    людей, в   неожиданном   суждении    и    ярком   слове    учителя.   Иначе    говоря,для «проникновения» ценности в сознание ребенка нужна эмоциональная ситуация-событие, а не просто «плановое мероприятие».

Вместе с тем понятно, что «ситуация» как некий эмоциональный всплеск «зажигает» своеобразный духовный «огонек» в сознании ребенка, но этот свет может угаснуть, если воспитанник не будет постоянно находиться в нравственно ориентированной «повседневности», в среде, наполненной творческими коллективными делами, выполняемыми вместе со сверстниками, открытиями «друг друга», не будет жить жизнью, в которой, по словам поэта,

«тесно от больших событий» (Л. Ошанин). Такой ценностно ориентированной, личностно развивающей и должна быть жизнь коллектива школьного класса, в котором формируются ценностные ориентации!

Опыт показывает, что ценности усваиваются успешнее, быстрее становятся жизненными поведенческими смыслами, 
если они часто выступают   содержанием   бесед,   диалогов, диспутов,   «проговариваются» в классе. Ценность лучше осмысливается, если она предстает на фоне своих«антиподов», антиценностей  мещанских, обывательских, корыстных, безответственных, националистических, негуманных и даже бесчеловечных суждений и деяний, которыми, к сожалению, наполнен современный мир. Разоблачение всех этих проявлений – также важнейшая миссия классного руководителя!

Если дошкольнику мир ценностей в основном раскрывается через игруиролевоеобщение, то с приходом его в школу существенно меняется ситуация развития. Участие в обязательной учебной деятельности обусловливает главные новообразования младшегошкольноговозраста  становление осознанностиипроизвольности (Л.С.   Выготский).   Воля как механизм достижения цели эффективно функционирует, когда ребенок видит смысл, значимость и ценность той цели, для осуществления которой он прилагает усилия. Если добавить к этому то, что в данном возрасте велик авторитет учителя, то можно вполне полагать, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для принятия ребенком ценности учебы, самоуправляемого поведения, сотрудничества со взрослым и 
других социально значимых ценностей.

Подростковый  возраст   с   присущей    ему   ориентацией    ребенка на самореализацию в сообществе сверстников, на интимно-личностные формы общения характеризуется резким возрастанием интереса подростков к ценностным регулятивам сознания и поведения человека, к подлинному





содержанию тех или иных ценностей. Подросток избирателен и эмоционален, он нуждается в ценностно-смысловом диалоге со сверстниками и взрослыми, хотя и   не   всегда   проявляет   это,   стремится   идентифицировать   себя с принимаемой им группой, коллективом. Это как раз тот возраст, в котором как никогда востребованы разговорыоважном. Подросток нуждается в поддержке, стремится к пониманию и счастлив,когдаегопонимают. Осмысление и интерпретация ценностей становится при этом важнейшим содержанием бесед и классных часов (часов классного руководителя).

Потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих – лейтмотив развития личности вюношескомвозрасте. Ценностные ориентации на этом возрастном этапе выстраиваются в систему и обретают форму направленности личности.