Файл: Семинар 9 Вопросы для обсуждения Классификация педагогических проектов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семинары 9, 10

Раздел 5. Виды педагогических проектов

Семинар 9

Вопросы для обсуждения:

  1. Классификация педагогических проектов.

  2. Основания классификации учебных проектов: по месту; по масштабу субъекта; по времени; по территории распространения; по характеру приоритетной деятельности.

Задания:

  1. Заполните ментальную карту по теме «Классификация педагогических проектов». 1,5 балла



  1. В таблице охарактеризуйте (и приведите примеры) критерии для классификации учебных проектов: по месту; по масштабу субъекта; по времени; по территории распространения; по характеру приоритетной деятельности:





Название критерия

Характеристика

Пример



По месту

Школьный, внешкольный

Например, школьная олимпиада по математике, проводимая в рамках одного учебного заведения.



По масштабу субъекта

Международный, межрегиональный и так далее

Та же самая олимпиада по математике, как пример, но уже вышедшая на школы всего региона. Охватываются все участники, принявшие участие, с одной области.



По времени

Мини-проект, четвертной, полугодовой, годовой.

В настоящее время, в 10 классах активно проводится сдача проекта, на определенную тематику, который готовят около года. Он считается как отдельный предмет в дневнике. Необходим для прохождения в 11 класс (из личного опыта)



По территории распространения

Всероссийский, международный

К примеру, международная олимпиада по иностранному языку, проводимая между несколькими странами-участниками.



По характеру приоритетной деятельности

Предметный и междисциплинарный

То есть может быть или обязательным, связанный с предметом, или наоборот необязательным. В другом же случае педагог может поставить дополнительную оценку за выступление в определенный предмет.


1,5 балла

Семинар 10

Вопросы для обсуждения:

  1. Учебные проекты.

  2. Досуговые проекты.

Задания:

  1. Что такое учебные проекты? Приведите их характеристики. Приведите примеры 2-3 учебных проектов. 1 балл

  2. Что такое досуговые проекты? Приведите их характеристики. Приведите примеры 2-3 досуговых проектов. 1 балл

Семинар 10

Задание 1

Учебные проекты - это самостоятельно разработанные и изготовленные продукты (материальные или интеллектуальные) от идеи до их воплощения, обладающие новизной, выполненные под контролем и при консультации учителя.

Характеристика учебного проекта

Этапы учебного проекта

Понятие работы этапа

Подготовка

Постановка проблемы. Анализ ситуации, определение обстоятельств, которыми вызвана необходимость создания проекта в теоретическом и практическом аспектах. Анализ потребностей в решении описанной проблемы. Возможности удовлетворения данных потребностей. Формулировка основополагающих проблемных вопросов, выделение базового противоречия

Планирование

Выбор названия темы проекта. Определение цели, задач, методологической основы. Описание ожидаемого результата и способов его диагностики. Обсуждаются вопросы типологии, структуры организации, целесообразности и практической значимости проекта. Выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы и так далее.

Исследование

Определение технологии решения проблемной ситуации. Сбор информации, обсуждение, решение промежуточных задач. Первичное изучение источников. Отбор содержания. Определение примерного объема проекта. Уточнение задач и календарных сроков

Результат и выводы

Сбор, систематизация и анализ полученных данных. Промежуточное обсуждение собранной информации, обмен опытом работы, выявление недоработок, определение путей устранения недостатков. Формулирование выводов. Подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности. Подготовка доклада, оформление наглядного представления доклада (презентации)

Представление результатов

Защита полученных результатов и выводов. Теоретическая и практическая значимость. Возможность тиражирования опыта. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

Оценка результата и процесса

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Самооценка.


Примеры учебных проектов на базе школьной деятельности:

Пример 1. Верный друг и страдалец мегаполиса: Имеет ли смысл брать на себя ответственность за других?

Классы: 9-10 классы. Предмет(ы): экология города, экология животных

Тема: «Животные в городе»

Описание: Проект направлен на изучение проблемы бездомных животных в городе. В процессе анализа проблемы бездомных животных учащиеся осваивают методы сбора и анализа информации, как биологической (определение численности бездомных животных в разных районах города), так и социологической (проведение социологических опросов среди жителей города).

Пример 2. Добрый гений русского театра: Может ли драма исправлять пороки?

Классы: 9-10 классы. Предмет(ы): литература, русский язык, история

Описание: Проект посвящен творчеству замечательного русского драматурга А.Н. Островского. Драматург не оставил воспоминаний, неохотно писал письма и почти не вел дневников. Так и остался Островский одним из самых закрытых, если не сказать загадочных лиц русской литературной истории.

Задание 2

Досуговый проект (или каникулярный) - определенный документ, в котором описывается с разной степенью точности и в разных масштабах процедура создания и действия педагогических систем, процессов, ситуаций, развивающихся и функционирующих в каникулярное время. Иными словами, социокультурное развитие детей во время каникул, например, в лагерях.

Характеристика досугового проекта:


Принципы досугового проекта

Понятие работы этапа

Актуальность

Соответствие интересам и пожеланиям детей, родителей, воспитателей, соотнесение со спецификой времени, территории, на которой проходит отдых, традициями организации, инициатора программы.

Целостность

Логическая завершенности запланированных совместных действий детей и взрослых, обеспечивающих возможность получения в итоге значимого проектного продукта. (Театральная постановка, например)

Увлечённость

Устремленность намеченных целей и действий в будущее, наличие конкретных указаний на перспективы развития, на то, «как должно быть», каким должен стать лагерь и его участники к концу смены (лета).

Реалистичность

Выполнимость в данных условиях, с учетом имеющихся ресурсов, состава участников.

Оригинальность

Способность служить отражением специфики жизни лагеря, его традиций, творческих устремлений конкретных людей, организующих совместную деятельность в каникулярное время.


Пример 1. Цель: создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга учащихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие «вхождению» ребенка в социальную среду.

Задачи:

- Развитие национального самосознания, гражданственности и патриотизма.

- Расширение знаний об истории, культуре, природном наследии родного края.

- Развитие интереса у детей к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности.

- Создание психологически-комфортной атмосферы для творчества и самореализации ребенка.

- Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении.

- Воспитание эмоционально-нравственных качеств.

- Воспитание здорового образа жизни, формирование экологической культуры.

- Профилактика негативных явлений в подростковой среде.

- Формирование системы традиционных досуговых мероприятий.

- Рост качества проводимых мероприятий.

4. Участники проекта – администрация школы, педагогические работники, родители, школьники и педагоги дополнительного образования

5. Основные этапы реализации проекта

Первый этап – становление коллектива. Здесь определяются формы, распределяются обязанности, вырабатываются основные принципы деятельности и законы существования.

На втором этапе – устанавливаются контакты с другими школьниками, происходит обмен информацией и опытом. В этот период повышается интерес детей ко всем видам деятельности.

К третьему этапу, как правило, складывается своя особенная основа. Работа становится более углубленной. Умение жить в равновесии с природой и в мире с людьми, получая и отдавая, - вот основная задача третьего этапа.

6. Основные направления проекта

Досуговая деятельность – это союз тех, у кого есть дело по душе. Вот основные направления, способствующие обучению и воспитанию молодого поколения:

Экологическое (экологический мониторинг, участие в экологических акциях);

Культурное (изучение духовного и культурного наследия, развитие творческого потенциала, организация и проведение культурно-массовых мероприятий);


Спортивно - оздоровительное (мероприятия направленные на ЗОЖ, спортивные игры, квесты, спортивные состязания)

Патриотическое (взаимодействие с ветеранами, региональным отделением Великой Победы и другими организациями)

Волонтерство (агидбригады, социальный патронаж приюта «Очаг», ветеранов и пожилых людей)

Медиа (информирование и размещение информации в социальных сетях и активная работа с обратной связью)

7. Ожидаемые результаты: результат, выраженный в предполагаемом образе школьника, обладающего достаточно сформированным интеллектуальным, нравственным, коммуникативным, эстетическим и физическим потенциалом и на достаточном уровне, овладевшим практическими навыками и умениями, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития.

Пример 2. Цель. Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в тематических досуговых мероприятиях проекта «Открываем календарь»

Задачи:

  • Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей

  • Развитие физических, и умственных детей;

  • Сплочение детей через совместную досуговую деятельность;

  • Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;

  • Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

Формы проведения досуговых мероприятий:

  • Конкурсно-познавательные программы

  • Конкурсно-развлекательные программы

  • Конкурсно-игровые программы

  • Театрализации сказок

  • Концерты

  • Беседы, векторы

Ожидаемые результаты:

  • Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий

  • Повышение культуры досугового общения детей-дошкольников и детей группе ОВЗ

  • Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий

  • Повышение качества проведения досуговых мероприятий