Файл: Взглядов на мир, представлений о нем, его содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предполагает их особую реконструкцию, обеспечивающую понимание и объяснение исторических собы­тий, раскрытие их внутренней логики. Все описанные методы познания в реальном научном исследо­вании всегда работают во взаимодействии. 4. Познание и творчество. В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. Нерациональные процедуры и операции производятся различными участками мозга, которые действуют независимо от воли и сознания чело­века.

18. Предсказания и прогноз. Научный прогноз. Особенности социального прогнозирования.

Предсказание, гадание, ворожба, пророчество, - слова, которые зародились вместе с речью человека разумного и, по сути, передают человеческий страх перед непонятыми явлениями природы. И в большинстве случаев гадание или колдовство приводило к результатам непонятным для самих колдунов и предсказателей. В 80% случаев предсказания не сбывались и тогда оправданием служили отговорки о недостаточности и недостоверности данных. И так происходит по сию пору: у гадалок - не та была погода, у ученых не учли влияние планеты Плутон. Но, тем не менее, существуют исторические доказательства и о людях, которые достаточно точно предсказывали будущие и о событиях, которые реально произошли в результате предсказаний. Страх, неопределенность и непонимание элементарных законов природы порождает непреодолимое желание узнать и понять, что происходит, и что произойдет - завтра, через неделю, через год, через десятилетие. Жажда предвидеть будущие события породила множество колдунов, ворожей и пророков, и даже породила целый народ - цыган, основной профессией которых является гадание. Предсказание или провидение связано с проявлением сверхчувственного в человеке. Оно основано на восприятии человеком будущего, как предопределения, которое не зависит от него и которое невозможно изменить. Источником предсказания служат люди, обладающие паранормальными способностями - телепатией, ясновидением, яснослышанием, сновидением и т.д. Каждая культура имеет своих предсказателей и провидцев. В греческой традиции - Кассандра. В оккультной французской традиции - Нострадамус. В российской православной традиции - представители старчества (Оптинские старцы), Блаженные, такие как Василий Блаженный, Ксения Петербургская Блаженная, Блаженный Иван Яковлевич и другие. Прогнозирование, которым занимается астрология, - это предвидение тех или иных событий и процессов, опирающееся на знание закономерностей и взаимосвязей явлений. Прогнозирование основывается на обобщении теоретических и экспериментальных данных. Оно распространяет познанное на область еще не познанного. Это обстоятельство ставит астрологическую прогностику в один ряд с научной.


Если предсказание любых событий доступно практически каждому человеку, то предсказание природных явлений стало неотъемлемой частью науки, и в науке получило название - прогноз. Любой научный прогноз основан на теории вероятности, которая, в той или иной степени, применяется абсолютно во всех научных исследованиях, так как практически каждое научное исследование, описывая природное явление, прогнозирует поведение этого явления в будущем, и при этом обязательно указывается вероятностная ошибка. Особенно развит научный прогноз в таких областях, как определение природных катаклизмов. И, совершенно очевидно, что основные усилия ученные направили на прогноз таких явлений, которые необходимы в повседневной жизни для большинства людей. К таким явлениям относятся прогнозы погоды, землетрясений, извержение вулканов, так как именно эти явления природы приносят наибольший ущерб, как экономический, так и духовный, всему обществу. Социальное прогнозирование – называется некоторое вероятностное знание о будущем состоянии общества и отдельных его сторон. Соц. прогноз – вид знаний специфичный по функциям, поскольку во многих случаях целью этого прогноза является знанием о будущем, которое не наступит или хотелось, чтобы не наступило. И в этом случае само корректирование человеческой деятельности должна носить вероятностный, ориентировочный характер.

19. Понятия «общество» и «социальные отношения». Система социальных отношений.

Общество - обособившаяся часть природы (материального мира), исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, функционирующая по своим социальным законам.

Социальными называются отношения (общественные), возникающие в процессе совместной деятельности индивидов и социальных общностей в конкретно-исторических условиях и проявляющиеся в отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям общественной жизни. Социальные отношения целесообразно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как взаимоотношения государства (политического общества) и гражданского общества и, во-вторых, как взаимоотношения граждан, социальных слоев в рамках этого гражданского общества. Что касается первого аспекта, то мыслители давно стремились предсказать судьбу государства, государственной машины. Гегеля, например, занимала идея поглощения государства обществом. Запад шел другим путем. В нем взаимоотношения между гражданами, между государственными структурами и негосударственными, между буквально всеми элементами общества все более базировались на праве. Складывающаяся при этом ситуация кажется здесь не столь уж сложной. Описать ее возможно буквально несколькими фразами. В обществе на всех его уровнях чтут, говоря словами великого комбинатора, уголовный кодекс, чтут закон вообще. Под ним, такова одна из возможных формул, понимается четко и ясно сформулированная, понятная каждому человеку общественно нужная цель, которую необходимо достичь тем, кто подпадает под сферу действия этого закона. Кроме того, в законе определяются пределы, выход за которые, умышленно или нечаянно, наносит ущерб усилиям по достижению этой цели. В

принципе выход за эти пределы наказуем, разумеется, речь идет не просто о суровости наказания. Различение государства и гражданского общества как основных субъектов реализации социального механизма экономических отношений требует и фиксации внешнего регулятора поведения субъектов экономических отношений. В связи с этим предлагается рассмотрение системы социального контроля как основы функционирования механизма экономических отношений в обществе.

20. Проблема типологии исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби).

Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и все человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Их выделение нередко было обусловлено задачами обоснования проектов "идеального общества", в котором были бы преодолены пороки, недостатки общества существующего. Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Гегель выделял три таких исторических ступени и соответственно три типа общества: восточный мир, античность, германский мир. Тойнби - 21 цивилизация. К.Маркс: метод исследования общества как социального организма, развитие которого совершается закономерно, как и развитие природных органических систем. В ходе естественной эволюции возникают новые формы и виды со своими особыми качественными характеристиками. Подобно этому и развитие человечества представляет собою естественно-исторический процесс функционирования и смены качественно определенных типов общества, который осуществляется в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталлистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение истоического процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности (разл. стороны жизни общества), функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Освальд Шпенглер. У него были и предшественники и последователи. Отрицание единой линии развития человеческой цивилизации. Отрицание мировой истории - схемы “Древний мир, Средние века, Новое вpемя”, в которой все вертится вокруг Европы, последних двух, трех столетий (европоцентризм). История - Космос. Есть история и есть пpиpода. Европа - всего лишь одна из возможных мировых историй. Полицентризм. Другая идея - то, что любая история может быть приравнена к некоему организму. Развитие культурно-исторического типа - развитие по аналогии с живым организмом. Рождение, юность, зрелость, старость, смерть. Срок любой истории около тысячи лет. В основе лежит хаотическое жизненное начало, некая
душа, из чего затем произрастает вся история. Душа включает в себя культуру, религию, язык и пр. То, что было в потенции, становится историческим миром. Сама пружина это и есть жизнь, как становление этого мира. Два языка: истории и природы. Книга природы написана на языке математики (Галилей). В истории язык математики не подходит, нужны аналогии, сравнения, образы, некие метафорические начала. Hеобходимо вжиться, вчувствоваться в историю. Геpменевтика - вживание в историю. Циклическая модель исторического процесса, предложенная Данилевским, предвосхитила последующие весьма разнообразные опыты подобного рода как на Западе (О. Шпенглер, А. Тойнби), так и на Востоке (наиболее яркий представитель культурологического циклизма - китайский мыслитель Лян Шумин).

21. Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности их взаимодействия.

Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве. Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная Ц., современная Ц.). 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). По мнению большинства современных исследований цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. Так, "цивилизованный" и "культурный" воспринимаются как понятия однопорядковые, но цивилизация и культура - не синонимы (система современной цивилизации, характерная для развитых стран Западной Европы, США и Японии, одна и та же, хотя культуры во всех странах различные). В других случаях этот термин используется для обозначения известного уровня развития общества, его материальной и духовной культуры. Сегодня проблемами цивилизаций, их особенностями занимается много специалистов - философы, социологи, историки, этнологи, психологи и т.д. Цивилизационный подход к истории рассматривается в качестве противопоставления формационному. Но четкого, общепринятого определения формации, да и цивилизации, не существует. Есть много различных исследований, но нет общей картины развития цивилизаций, так как этот процесс сложен и противоречив. Теперь обратимся к соотношению культуры и цивилизации. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное,стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий. Культура - есть выражение индивидуального начала каждого социума. Исторические этносоциальные культуры есть отражение и выражение в нормах поведения, в правилах жизни и деятельности, в традициях и привычках не общего у разных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этносоциальной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, религии, их географического местоположения, их контактов с другими народами и т.д. Если функция цивилизации - обеспечение


общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности. Таким образом, цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры. Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации приобретают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка, приобретающих все более острый характер. Речь идет о сохранении современной цивилизации, безусловном приоритете общечеловеческих интересов, вследствие чего социально-политические противоречия в мире имеют свой предел: они не должны разрушать механизмов жизнедеятельности человечества. Предотвращение термоядерной войны, объединение усилий в противостоянии экологическому кризису, в решении энергетической,продовольственной и сырьевой проблемы - все это необходимые предпосылки сохранения и развития современной цивилизации.

22. Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества.

  Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д. Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включаю щей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия. Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом. В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим, присущим лишь ему уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, всех его отношений с действительностью: экономических, политических, теоретических, нравственных, эстетических и т.д. Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества. Иными словами, культура - это исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе. Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое место. Она нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Таким образом, духовную культуру можно рассматривать в этом качестве как нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.