Файл: Речевая агрессия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Речевая агрессия – это часть агрессии вообще. Поэтому разговор о речевой агрессии следует предварить сообщениями, посвященными изучению этого отрицательного явления, причин его возникновения. Сообщения должны быть подготовлены по следующим темам:

1. Психоаналитическая концепция З.Фрейда.

Здесь следует рассказать о понимании агрессии как врожденного инстинкта. По Фрейду, среди «первичных инстинктов» есть и инстинкт разрушительный – инстинкт смерти. Культура позволяет сублимировать негативные побуждения, то есть направлять биологическую энергию человека в мирное культурное русло. Чем выше уровень культуры человека – тем менее он склонен к проявлению агрессии, в том числе и речевой.

2. Этологическая концепция.

При подготовке сообщения студенту следует обратиться к исследованиям английских ученых К.Лоренца и Н. Тинбергена. Они были убеждены в том, что агрессия имеет биологическую основу – служит сохранению вида. Иерархия, существующая в человеческом обществе, заставляет человека проявлять агрессию в борьбе за власть, в стремлении к господству , лидерству, доминированию в среде себе подобных. Таким образом, агрессия воспринимается как необходимый элемент социальной жизни – она способствует выживанию и общества в целом, и отдельных людей. Необходимо объяснить одногруппникам происхождение слова «этология» - от ethos – обычай, logos – наука.

3. Фрустрационная концепция Джона Долларда.

Здесь следует обратить внимание на возможность воспринимать агрессию как ситуативное явление. Слово «frustration» переводится как обман, провал, неудача, срыв. То есть какой-либо барьер на пути к цели провоцирует человека на проявление агрессии, как правило, и речевой. Можно привести примеры, когда отказ, запрет рождают оскорбления, угрозы, упреки. В рамках фрустрационной концепции рассматривается также позитивная роль агрессии – она интерпретируется как особый вид катарсиса – через выражение негативных эмоций человек очищается, происходит освобождение энергии.

4. Бихевиористическая концепции.

Студенты могут найти аргументы в защиту теории социального научения (именно так может быть назван бихевиоризм) в работах Торндайка и Уотсона. Эти пионеров бихевиористского движения считали, что агрессия – приобретенная форма поведения. То есть и ругаться, грубить, хамить детей «обучают», как и агрессивному поведению в целом, взрослые, сверстники, учителя. Здесь можно вспомнить и о первоисточниках – об Аристотеле, Локке, о предшественниках бихевиористов, которые считали, что душа ребенка – «tabula rasa», то
есть чистый лист, на котором среда может написать впоследствии все, что угодно,

5. Теория Э.Фромма.

Сообщение должно быть посвящено разделению агрессии на злокачественную и доброкачественную, придуманному американским психологом и социологом Э. Фроммом. Ученый считал, что агрессия, заложенная филогенезом на биологическом уровне, объединяющая человека и животных, является естественной реакцией на угрозу витальныи интересам человека и не может осуждаться. Но человеку присущ деструктивизм – проявление жестокости, обусловленной социальными и психологическими факторами. Вот она, как раз и была названа Фроммом злокачественной.

Причины языковой агрессии должны быть названы следующие:

- социальные;

- коммуникативные;

- психологические.

Виды речевой агрессии:

  1. По интенсивности (степени выраженности):

- слабая (стертая):

  • отказ без формул вежливости;

  • скрытый упрек;

  • косвенное осуждение;

  • непрямое оскорбление («сам такой»)

- сильная

  • явная брань;

  • ругань;

  • прямое осуждение;

  • грубое требование;

  • враждебное замечание;

  • язвительные насмешки;

  • веские по содержанию угрозы.

  1. По степени целенаправленности агрессивных высказываний и их осознанности:

- осознанная, целеноправленная (преднамеренная, инициативная);

цель: оскорбить, осмеять, унизить, пригрозить.

- неосознанная (непреднамеренная, реактивная, оборонительная, защитная)

нет желания причинить коммуникативный вред – «так получилось».

  1. По характеру выраженности:

- явная – проявляется и в форме, и в содержании;

- cкрытая;

  • проявляется только на уровне содержания (клевета, донос, сплетни);

  • проявляется только на уровне формы – агрессия в темпе речи, тембре, тоне (До-о-олго ты еще будешь собираться?)

Помимо подразделений по степени осознанности, характеру выраженности, интенсивности проявления) можно разделить агрессивные ситуации по количеству участников в конфликте, по направленности агрессивных высказываний (на конкретный объект, на абстрактный)

В ходе семинара студенты должны сделать вывод, что агрессивные высказывания не всегда грубые, но всегда основанные отрицательных коммуникативных намерениях. Можно определить речевую агрессию как 

преднамеренное, целенаправленное инициативное словесное нападение.

Речевая агрессия выражает:

- желание говорящего унизить собеседника;

- отрицательные эмоциональные реакции (отрицательные эмоции: зависть, ненависть, раздражение);

- несоответствие «образу адресата», его статусу (например, фамильярное обращение в статусной ситуации.

Ю. В. Щербинина, специалист в области речевой агрессии, выделяет несколько путей классификации вербальной агрессии:

  • - по интенсивности: слабые ("стертые", "размытые") и сильные ("максимальные", "предельные");

  • - по степени осознанности действий говорящего и цели воздействия: осознанная и неосознанная;

  • — но способу выражения: выражение агрессии и в форме, и в содержании; выражение агрессии исключительно формальное; выражение агрессии в содержании;

  • — по числу участников: массовая и социально замкнутая (групповая, межличностная).

Если речь идет о межличностном общении, то традиционно в нем выделяют следующие типы речевой агрессии.

1. Оскорбление — это умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Структурная формула оскорбления предельно проста: "(Ты — это) X", где X — любое эмоционально-оценочное слово с отрицательным значением. Вторая часть оскорбления (X) определяет смысловое наполнение оскорбительного высказывания.

В качестве наиболее распространенных способов оскорбления профессор В. И. Жельвис выделяет следующие: а) сопоставление имени адресата с обеденными (непристойными) наименованиями; б) метафорический перенос на адресата названия животного (козел); в) обвинение в нарушении социальных норм (вор); г) употребление сниженного слова или выражения для демонстрации отрицательного отношения к адресату (морду отъел).

2. Угроза — это обещание причинить адресату вред или зло в случае, если он не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие. Структурная формула угрозы выглядит следующим образом: "Если ты (не) сделаешь X, то я сделаю тебе нечто плохое".

Угроза имеет разнообразные языковые формы: а) побудительное предложение с придаточным условия ("Если ты..., то я...!"); б) сложное предложение, одна из частей которого содержит повелительное наклонение ("Сделай..., иначе..."); в) сложноподчиненное предложение с придаточным следствия ("Еще раз..., (то)...!"); г) констатация будущего факта ("Ты у меня попляшешь!"). Возможны также скрытые или косвенные угрозы, которые воплощаются в форме высказываний, построенных на приеме умолчания или с помощью намека.


3. Грубое требование — это грубое, выраженное в решительной, категорической форме распоряжение. Структурно грубое требование практически всегда оформляется как побудительное по цели высказывания и восклицательное по интонации предложение, смысловое ядро которого содержит повелительную форму глагола ("Шагай отсюда!";

"Ишь давай!") или форму изъявительного наклонения в значении повелительного ("Быстро начала отвечать!"; "Замолчал и сел!", "Быстро пошли!").

  • 4. Грубый отказ — это выраженный в неподобающей форме отрицательный ответ на просьбу или требование. Обычно эта форма речевой агрессии не содержит необходимых формул вежливости (извините, пожалуйста), сопровождается повышенным топом и не содержит объяснения причины отказа. Языковое воплощение грубого отказа может быть различным: от простого нераспространенного ("Обойдешься!"; "Разбежался!"; "Отстань от меня!") до сложного предложения ("Тебе надо — ты и делай!").

  • 5. Враждебное замечание — это замечание, которое сводится к выражению негативной позиции к адресату или окружающим ("Не выношу тебя!"; "Твое присутствие мне противно!"; "Ты меня бесишь" и т.п.). Отличительной особенностью враждебного замечания следует признать его клишированную (застывшую, неизменяемую) языковую форму. Так, по наблюдениям учителей, для коммуникации в отечественной средней школы характерны такие враждебные замечания: "Да не знаешь ты ничего!"; "Чего он ко мне лезет?! Надоел!"; "Ты меня достал!"; "Глупости говоришь!"

Разновидностью враждебного замечания является проклятье: "Будь ты проклят!", "Чтоб ты сдох!", "Да провались ты сквозь землю!"

6. Порицание — это выражение неодобрения, осуждения. По меткому замечанию известного лингвиста Е. М. Верещагина, можно выделить разные типы порицания в зависимости от степени их воздействия на адресата: "малая — это упреки, соразмерно интенсивная — обличение, излишне интенсивная — распекание".

Структурно порицание состоит из обращения к адресату (обычно "ты", реже — "вы") или называния его в третьем лице и оценочного глагола или синтаксически цельного словосочетания ("Ты нагрубил мне!", "Вы хамите!"). Иногда порицание оформляется в виде риторического вопроса-восклицания ("Ты совсем с ума сошел?!").

7. Насмешка (колкость) — это обидная шутка, высказанная в чей-либо адрес с целью сказать собеседнику неприятное, подвергнуть его осмеянию. Насмешка предполагает особую речевую изощренность и очень часто строится на подтексте или ироническом несовпадении сказанного с реальным. Примером колкости может послужить предложение обратиться за советом к человеку, которого держат за глупца: "Давайте послушаем, что скажет самый умный из нас!"


Речевая агрессия в насмешке может проявляться не только в содержании высказывания, но и в его форме например, в иронической, язвительной интонации или особом темпе речи (с намеренным, утрированным растягиванием слов, с искусственными паузами и т.п.).

8. Ссора — это сложный речевой жанр межличностного общения, в котором в наибольшей степени проявляется речевая агрессия.

Вербальная агрессия, как правило, редко встречается без сопровождающих невербальных агрессивных проявлений:

    1. Жесты.

1) Oскорбительные

2) Издевательские (аплодисменты за неудачное выступление, шутовской поклон)

3) Жесты эмоций (безразличий, скуки, презрения)

4) Жесты угрозы (кулак)

5) Жесты отвержения (вытянутая и поднятая ладонь в сторону собеседника)

6) Нецензурные жесты

    1. Мимика (определяется эмоцией) – как правило, это выражение гнева (нахмуренные брови, стиснутые зубы, взгляд, зафиксирован на жертве); презрения (одна бровь вверх, голова высоко поднята, прищуренный взгляд); отвращения (нос сморщен, губы искривлены, имитация подавившегося)

    2. Агрессивные позы– наступательные (руки на поясе, голова наклонена); презрительные (повернуться спиной к собеседнику, заткнув уши).

Психолингвисты И. Н. Горелов и К. Ф. Седов выделяют следующие тактики развертывания ссоры.

  • 1. Тактика возмущения — применяется, как правило, в начале ссоры как негативная эмоциональная реакция на поступок собеседника.

  • 2. Тактика насмешки — чаще всего строится па использовании иронии и может возникнуть в любой момент ссоры.

  • 3. Тактика колкости — строится на косвенном выражении намерений говорящего (намек, подтекст).

  • 4. Тактика упрека — имеет место на любой стадии развития ссоры.

  • 5. Тактика демонстрации обиды — недовольство говорящего высказывается не но поводу какого-либо действия адресата, а по поводу его речевого поведения, которое рассматривается как оскорбительное.

  • 6. Тактика оскорбления — возникает обычно в кульминации ссоры и предполагает употребление оскорбительной лексики.

  • 7. Тактика угрозы — возникает чаще всего в высших по накалу стадиях ссоры.

К. Ф. Седов связывает речевую агрессию с типом личности и выделяет так называемых конфликтных агрессоров (они склонны к ссоре, скандалу, выяснению отношений) и конфликтных манипуляторов (они предпочитают использовать речевые жанры выговора, нравоучения и т.п.).