Файл: Ким. Егэ. Религия. Наука. Искусство. Задание 1 (4) Члены Клуба любителей древностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КИМ. ЕГЭ. Религия. Наука. Искусство.
Задание 1 (4)
Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной.
Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?
1) версия опровергала положения, принятые в науке
2) выводы членов клуба не имели логических обоснований
3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения, но они были обоснованы теоретически
4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств
5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба
6) разработчики версии признают вмешательство внеземного разума
Пояснение.
В данном случае необходимо исключить то, что не может относится к признакам научного познания.
1) версия опровергала положения, принятые в науке — нет, неверно.
2) выводы членов клуба не имели логических обоснований — да, верно.
3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения, но они были обоснованы теоретически — нет, неверно.
4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств — да, верно.
5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба — нет, неверно.
6) разработчики версии признают вмешательство внеземного разума — да, верно.
Ответ: 246.
Задание 2 (4)
Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.
1) опора на данные наблюдений 2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учет накопленного опыта 4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий 6) применение строго определенных понятий
Пояснение.
1) опора на данные наблюдений — нет, неверно, возможно и при обыденном познании.
2) экспериментальное подтверждение выводов — да, верно.
3) учет накопленного опыта — нет, неверно, возможно и при обыденном познании.
4) использование форм рационального познания — нет, неверно, возможно и при обыденном познании.
5) разработка обоснованных теорий — да, верно.
6) применение строго определенных понятий — да, верно.
Ответ: 256.
Задание 3 (1)
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к первобытным религиям.
1) магия 2) тотемизм 3) анимизм 4) индуизм 5) иудаизм 6) фетишизм
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Первобытные религии — ранние формы религии, сложившиеся в первобытном обществе и сохраняющиеся у некоторых народов с родоплеменным укладом жизни. К первобытным религиям относятся фетишизм, анимизм, магия, тотемизм, шаманизм, аграрные культы и культ предков.
Задание 4 (3)
Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
A) логическая стройность 1) искусство
Б) аллегоричность 2) наука
B) обоснованность выводов
Г) эмоциональность
Д) выдвижение гипотез
Е) гиперболизация
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
Пояснение.
Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах. Наука: особая система знаний, система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ), особый вид деятельности, система научных исследований.
A) логическая стройность — наука. Б) аллегоричность — искусство.
B) обоснованность выводов — наука. Г) эмоциональность — искусство.
Д) выдвижение гипотез — наука. Е) гиперболизация — искусство.
Ответ: 212121.
Задание 5( 17) Прочитайте текст и выполните задания 17-20.
Как автор характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие возможности, придающие науке большую значимость, открывают обществу теоретический и практический аспекты науки? Чем объясняется важность религии и науки в жизни общества? Используя текст и знания обществоведческого курса, приведите три объяснения.
Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.
С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, даже в глазах далёких от неё людей.
С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <...> Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.
Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.
(Б.Рассел)
Пояснение.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) характеристику современного этапа конфликта, например: «возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным»;
2) возможности
— теоретического аспекта науки: «С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее»;
— практического аспекта науки: основанная на науке техника создаёт удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху.
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) религия и наука выполняют мировоззренческую функцию, влияют на формирование индивидуального и общественного сознания;
2) религия и наука в определённой мере интегрируют общество, объединяя сторонников (а иногда и противников той или иной религиозной или научной концепции)
3) религия и наука выполняют познавательную и коммуникативную функции, обеспечивая накопление теоретических знаний и процесс массовой коммуникации.
Задание 6 (18) Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «наука»;
Задание 7 (19)
Назовите три «великие исторические религии». Используя знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» любой из названных вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие положения).
Пояснение.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие
элементы:
1) три «великие исторические религии»: буддизм, христианство, ислам;
2) положения «кодекса личной морали»:
например, в буддизме:
— усвоение четырёх благородных истин буддизма как собственной жизненной программы;
— воздержание от лжи, слов, не относящихся к нравственной цели;
— ненасилие, непричинение зла живому;
— духовное самопогружение;
например, в христианстве:
— не убивай;
— не прелюбодействуй;
— не кради;
— почитай отца и мать;
например, в исламе:
— совершение пятикратной молитвы в течение дня;
— соблюдение поста в месяц Рамазан (Рамадан);
— обязательная благотворительность;
— совершение хаджа.
Задание 8 (20)
Согласны ли вы с мыслью автора о том, что «не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
Пояснение.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) мнение выпускника: согласие или несогласие с мыслью авторов;
2) аргументы:
в случае согласия с мыслью автора может быть указано, что
— последствия многих современных научных открытий и достижений трудно предсказуемы и потенциально опасны для будущего человечества;
— владение узким кругом людей информацией, технологиями, от которых зависят судьбы человечества, потенциально способно сосредоточить неограниченную власть в их руках;
— утопические социальные концепции способны привести общество к социальной революции, слому существующих социально-экономических и политических отношений;
в случае несогласия с мыслью автора может быть указано, что
— область научных исследований во многом далека от насущных проблем современного общества, поэтому революционные взгляды учёных не опасны для государства;
— последствия научных открытий и достижений используются во вред людям, как правило, в связи с определённым политическим заказом, т. е. по инициативе светских властей, а не самих учёных;
— революционные взгляды учёных способны сделать общество более рациональным, т. е. светским властям проще будет осуществлять внутреннюю политику, вести диалог с обществом.