ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
гуманитАрно-педагогический институт |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.03.01 Психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психолого-педагогическое образование |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 1
по учебному курсу «Общая психология»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Задание 1.
Человеческое познание представлено в различных формах - это и обыденно-наивное, и религиозно-мистическое, и эмоционально-ценностное, и художественно-образное, и, конечно же, научное знание. Наука всегда нацелена на поиск научных фактов, а итогом исследований является описание объектов, процессов, явлений; выявление их состава, структуры, свойств, связей, отношений, зависимостей; открытие механизмов и законов; вскрытие каузальных и причинно-следственных связей. В теории науки
всегда присутствует предметная соотнесенность, объяснительный принцип и логика рассуждений. Но наука, имеющая свой специфический предмет, никогда не развивается изолированно от других наук. Особенно это касается психологии, поскольку она относится к наукам, непосредственно изучающим человека.
-
Постройте модель связи психологии с другими науками (модель может быть как графически представленная, так и описательная, например представленная в таблице). -
Укажите отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук.
Например: Психология-биология: зоопсихология.
-
Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.
Например: Зоопсихология – наука о психике животных. Изучает изменения форм психического отражения в ходе эволюции, специфику функционирования психики отдельных видов, изучает особенности формирования и проявления поведения животных, групповой организации и т.д. (необходимо дать развернутый ответ). Является базой для сравнительной психологии.
Связь психологии с другими науками
Связь наук | Какая появилась | Предмет изучения | Когда появилась |
Социология +психология | Социальная психология | Изучает совокупность психических явлений ( процессы, свойства и состояния), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. Специфика социальной психологии еще и в том, что в качестве субъекта изучения выступает не только отдельный индивид, но и социальная группа. Объектом в социальной психологии выступают носители социально-психологических явлений. В социальной психологии выделяют как минимум три объекта изучения: 1) личность в группе; 2) малая группа; 3) большая социальная группа. | Начало ХХ в. ознаменовано утверждением социальной психологии как самостоятельной учебной дисциплины —1908 год ( год выхода книги В.Макдугалла «Введение в социальную психологию»). |
Философия +психология | Общая психология | Психология изучает психику, однако понятие «психики» эфемерно и эмпирически неуловимо; ее нельзя в чистом виде сделать предметом непосредственного исследования. Поэтому для изучения психики прибегают к другим предметам и на основе их исследования делают косвенные выводы о психике. Закономерности психики человека можно исследовать через реально существующие разнообразные психические явления такие как психические процессы, свойства и состояния. Объектом изучения в психологии выступают носители психи-ки – человек (группа людей) и также животные, обладающие пси-хикой, а предметом психологии является психика живых индивидов. | Длительное время психология развивалась в недрах «матери всех наук» философии и только в середине XIX века отпочковалась от нее и оформилась в самостоятельную эмпирическую науку. |
Медицина +психология | Медицинская психология | Медицинская психология направлена на исследование и решение разнообразных проблем системы лечение различных заболеваний. Клиническая психология анализирует психологические факторы различных заболеваний. Медицинский психолог изучает не болезни сами по себе, а их влияние на личность, работу, семью, психологическое благополучие больного. Здоровье и болезнь рассматриваются как психосоциальные, а не как биологические явления. Нарушения личности и психических процессов, которые выявляет психолог в ходе исследования, он анализирует с позиции своих представлений о нормально функционирующей психике. | Медицинская психология как отрасль прикладной психологии выделилась в самостоятельную науку только в XX веке. |
Педагогика +психология | Педагогическая психология | Изучает методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. | Как самостоятельная область знания педагогическая психология начала складываться в середине XIX в., а интенсивно развиваться - с 80-х гг. XIX в. |
Технические науки+психология | Инженерная психология | На современном производстве и транспорте, в области связи и в строительстве, в банковской сфере и системах управления ос-новн ымокружениемчеловека являетсятехника. Поэтому она должна быть удобной для человека, соответствовать его способно-стям и возможностям. Согласованием возможностей человека и техники как раз и занимается инженерная психология. Ее основа-ми в настоящее время должен владеть любой инженер-конструктор, технолог,экономист, организатор производства, спе-циалист в области менеджмента, маркетинга и рекламы. В этой связи возникает широкий круг теоретических и при-кладных проблем, связанных с изучением и совершенствованием систем «человек−машина» (СЧМ), которые и являются объектом инженерно-психологических исследований. | Год появления инженерной психологии считают годом начала первой мировой войны – 1914год. |
Физиология +психология | Психофизиология | Изучает физиологические механизмы психических процессов. Как наука она представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. | Офицальный статус самостоятельной научной дисциплины психофизиологию приобрела в 1982 на 1-м Международном конгрессе психофизиологов в Монреале, где была создана Международная психофизиологическая ассоциация со своим печатным органом – ж. «Internаtional Journal of Psychophysiology». |
Биология+ психология | Зоопсихология | Изучает психику и поведение животных организмов. Данное определение подразумевает наличие у животных психики. Но это утверждение требует доказательств. Решение вопроса о наличии у животных психики зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие «психика». | Зарождение научной зоопсихологии началось в конце 18 - начале 19 в.в. благодаря работам Ж.Леклерк-Бюффона и Ж.Ламарка. Как самостоятельная психологическая отрасль зоопсихология оформилась к концу 19 столетия. |
Математика+психология | Психометрия | Раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей и профессионально важных психологических качеств людей, их личностных качеств и мотивационной сферы требуется широкий арсенал психодиагностических методик. | Первые исследования в области психометрии были проведены институтом Вунд в Лейпциге (Германия) в 1879 году. Тогда же была опубликована первая научная статья Френсиса Гальтона в этой области («Психометрические опыты») в журнале “Brain”. Гальтон смог очень точно замерить время реакции экзаменующихся на различные текстовые вопросы. |
Лингвистика+психология | Психолингвистика | Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А поскольку язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний. | Принято считать, что психолингвистика возникла около 40 лет назад в США. Действительно, сам термин «психолингвистика» был предложен американскими психологами в конце 1950-х годов с целью придания формального статуса уже сложившемуся именно в США научному направлению. Тем не менее наукой с четко очерченными границами психолингвистика не стала и к настоящему времени, так что со всей определенностью указать, какие аспекты языка и речи эта наука изучает и какими методами с этой целью пользуется, едва ли возможно. |
Используемая литература:
-
И.П. Бунькова «Социальная психология» 2022г. 69 стр. -
С.Н.Фрондзей «Общая психология» 2019г. 100 стр. -
Е.А.Фомина, М.М.Арутюнян «Инженерная психология» 2015г. 107 стр. -
Ю.Г. Фролова «Медицинская психология» 2020г. 432 стр.