Файл: Связь психологии с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)

гуманитАрно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психолого-педагогическое образование

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 1
по учебному курсу «Общая психология»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося










(И.О. Фамилия)




Группа
















Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023


Задание 1.

Человеческое познание представлено в различных формах - это и обыденно-наивное, и религиозно-мистическое, и эмоционально-ценностное, и художественно-образное, и, конечно же, научное знание. Наука всегда нацелена на поиск научных фактов, а итогом исследований является описание объектов, процессов, явлений; выявление их состава, структуры, свойств, связей, отношений, зависимостей; открытие механизмов и законов; вскрытие каузальных и причинно-следственных связей. В теории науки
всегда присутствует предметная соотнесенность, объяснительный принцип и логика рассуждений. Но наука, имеющая свой специфический предмет, никогда не развивается изолированно от других наук. Особенно это касается психологии, поскольку она относится к наукам, непосредственно изучающим человека.


  1. Постройте модель связи психологии с другими науками (модель может быть как графически представленная, так и описательная, например представленная в таблице).

  2. Укажите отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук.

Например: Психология-биология: зоопсихология.

  1. Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.

Например: Зоопсихология – наука о психике животных. Изучает изменения форм психического отражения в ходе эволюции, специфику функционирования психики отдельных видов, изучает особенности формирования и проявления поведения животных, групповой организации и т.д. (необходимо дать развернутый ответ). Является базой для сравнительной психологии.

Связь психологии с другими науками

Связь наук

Какая появилась

Предмет изучения

Когда появилась

Социология +психология

Социальная психология

Изучает совокупность психических явлений ( процессы, свойства и состояния), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. Специфика социальной психологии еще и в том, что в качестве субъекта изучения выступает не только отдельный индивид, но и социальная группа. Объектом в социальной психологии выступают носители социально-психологических явлений. В социальной психологии выделяют как минимум три объекта изучения: 1) личность в группе; 2) малая группа; 3) большая социальная группа.

Начало ХХ в. ознаменовано утверждением социальной психологии как самостоятельной учебной дисциплины —1908 год ( год выхода книги В.Макдугалла «Введение в социальную психологию»).

Философия +психология

Общая психология

Психология изучает психику, однако понятие «психики» эфемерно и эмпирически неуловимо; ее нельзя в чистом виде сделать предметом непосредственного исследования. Поэтому для изучения психики прибегают к другим предметам и на основе их исследования делают косвенные выводы о психике. Закономерности психики человека можно исследовать через реально существующие разнообразные психические явления такие как психические процессы, свойства и состояния. Объектом изучения в психологии выступают носители психи-ки – человек (группа людей) и также животные, обладающие пси-хикой, а предметом психологии является психика живых индивидов.

Длительное время психология развивалась в недрах «матери всех наук» философии и только в середине XIX века отпочковалась от нее и оформилась в самостоятельную эмпирическую науку.

Медицина +психология

Медицинская психология

Медицинская психология направлена на исследование и решение разнообразных проблем системы лечение различных заболеваний.
Клиническая психология анализирует психологические факторы различных заболеваний.
Медицинский психолог изучает не болезни сами по себе, а их влияние на личность, работу, семью, психологическое благополучие больного. Здоровье и болезнь рассматриваются как психосоциальные, а не как биологические явления. Нарушения личности и психических процессов, которые выявляет психолог в ходе исследования, он анализирует с позиции своих представлений о нормально функционирующей психике.

Медицинская психология как отрасль прикладной психологии выделилась в самостоятельную науку только в XX веке.

Педагогика +психология

Педагогическая психология

Изучает методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. 


Как самостоятельная область знания педагогическая психология начала складываться в середине XIX в., а интенсивно развиваться - с 80-х гг. XIX в.

Технические науки+психология

Инженерная психология

На современном производстве и транспорте, в области связи и в строительстве, в банковской сфере и системах управления ос-новн ымокружениемчеловека являетсятехника. Поэтому она должна быть удобной для человека, соответствовать его способно-стям и возможностям. Согласованием возможностей человека и техники как раз и занимается инженерная психология. Ее основа-ми в настоящее время должен владеть любой инженер-конструктор, технолог,экономист, организатор производства, спе-циалист в области менеджмента, маркетинга и рекламы. В этой связи возникает широкий круг теоретических и при-кладных проблем, связанных с изучением и совершенствованием систем «человек−машина» (СЧМ), которые и являются объектом инженерно-психологических исследований.

Год появления инженерной психологии считают годом начала первой мировой войны – 1914год.

Физиология +психология

Психофизиология

Изучает физиологические механизмы психических процессов. Как наука она представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию.

Офицальный статус самостоятельной научной дисциплины психофизиологию приобрела в 1982 на 1-м Международном конгрессе психофизиологов в Монреале, где была создана Международная психофизиологическая ассоциация со своим печатным органом – ж. «Internаtional Journal of Psychophysiology».

Биология+ психология

Зоопсихология

Изучает психику и поведение животных организмов. Данное определение подразумевает наличие у животных психики. Но это утверждение требует доказательств. Решение вопроса о наличии у животных психики зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие «психика».

Зарождение научной зоопсихологии началось в конце 18 - начале 19 в.в. благодаря работам Ж.Леклерк-Бюффона и Ж.Ламарка. Как самостоятельная психологическая отрасль зоопсихология оформилась к концу 19 столетия.

Математика+психология

Психометрия

Раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей и профессионально важных психологических качеств людей, их личностных качеств и мотивационной сферы требуется широкий арсенал психодиагностических методик.

Первые исследования в области психометрии были проведены институтом Вунд в Лейпциге (Германия) в 1879 году. Тогда же была опубликована первая научная статья Френсиса Гальтона в этой области («Психометрические опыты») в журнале “Brain”. Гальтон смог очень точно замерить время реакции экзаменующихся на различные текстовые вопросы.

Лингвистика+психология

Психолингвистика

Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А поскольку язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.

Принято считать, что психолингвистика возникла около 40 лет назад в США. Действительно, сам термин «психолингвистика» был предложен американскими психологами в конце 1950-х годов с целью придания формального статуса уже сложившемуся именно в США научному направлению. Тем не менее наукой с четко очерченными границами психолингвистика не стала и к настоящему времени, так что со всей определенностью указать, какие аспекты языка и речи эта наука изучает и какими методами с этой целью пользуется, едва ли возможно.



Используемая литература:


  1. И.П. Бунькова «Социальная психология» 2022г. 69 стр.

  2. С.Н.Фрондзей «Общая психология» 2019г. 100 стр.

  3. Е.А.Фомина, М.М.Арутюнян «Инженерная психология» 2015г. 107 стр.

  4. Ю.Г. Фролова «Медицинская психология» 2020г. 432 стр.