Файл: Повторение и обобщение по теме Периодический закон и строение атома.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дата: 25.04.2019

Класс: 8-А
Тема: Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и строение атома».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: уметь характеризовать химический элемент по его положению в периодической системе химических элементов; уметь объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы в ПСХЭ; знать зависимость свойств атомов химических элементов и их соединений от строения атома.

Метапредметные: уметь выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Личностные: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Ресурсы: Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 8 класс», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, карточки с индивидуальными заданиями, инструктивная карта, мультимедийный проектор, презентация.

Формы урока: Ф- фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, СМ – самостоятельная,

Технология: Проблемное обучение, игровые технологии, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие, ИКТ технологии.

Методы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, беседа.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (короткопериодный вариант); презентация, карточки.

Плакаты с высказываниями Д.И.Менделеева «Посев научный взойдет для жатвы народной»,

«Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Ход урока


  1. Организационный этап. Подготовка класса к уроку.

Девиз урока:

  1. Актуализация опорных знаний.

(Слайд 1) Перед вами одна из самых интересных таблиц. Как она называется?

Чем она отличается от предыдущих таблиц? (Ответы обучающихся).

(Слайд 2) Я прочитаю вам стихи Степана Щипачева
, посвященные этой уникальной таблице:

Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет -

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой.

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

(Слайд 3) На протяжения всего курса химии, мы всегда будем обращаться к данной таблице.

Сегодня же у нас заключительный урок в теме «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Мы с вами повторим и обобщим материал, который усвоили в данной теме.

Запишите тему урока. Сформулируйте цель нашего урока, спрогнозируйте его результат. (Ответы обучающихся)

(Слайд 4)

Таким образом, мы на уроке обобщим изученный материал. Повторим структуру ПС, строение и состав атома, физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы в ПСХЭ; отработаем умение работать с периодической таблицей; научимся характеризовать химический элемент по его положению в ПСХЭ.

  1. Повторение и закрепление материала

(Слайд 5) Мы совершим путешествие в Мир химических элементов.

(Слайд 6) Станция Историческая.

  1. Кем и когда был составлена периодическая таблица химических элементов?

  2. Сколько химических элементов было известно на тот момент?

  3. Какой закон был открыт?

  4. Какие ученые до Д.И, Менделеева пытались составить таблицу химических элементов? Знаете ли вы их?

Конкурс «Узнай ученого».

(Слайд 7) Одной из первых классификаций была классификация Берцелиуса.

Выдающийся шведский химик Берцелиус разделил все элементы на металлы и неметаллы. Он определил, что металлам соответствуют основные оксиды и основания, а неметаллам кислотные оксиды и кислоты.

(Слайд 8) В 1829 году немецкий химик Дёберейнер предпринял первую значимую попытку систематизации элементов. Учёный заметил, что некоторые сходные по своим химическим свойствам элементы можно объединить по три в группы, которые он назвал триадами.

(Слайд 9) Английский химик Ньюлендс пытался расположить известные ему элементы в порядке возрастания их атомных масс и обнаружил поразительное сходство между каждым восьмым по счёту элементом.



Заслугой Ньюлендса является то, что он действительно впервые констатировал факт периодического изменения свойств химических элементов, нашедший отражение в «законе октав». По высказыванию Менделеева, «…в этих трудах видны некоторые зародыши периодического закона».

(Слайд 10) В 1864 г. немецкий исследователь Лотар Мейер расположил химические элементы также в порядке увеличения их атомных масс. Но в эту таблицу Мейер поместил всего 27 элементов, то есть меньше половины известных в то время.

(Слайд 11) И только Д.И. Менделеев смог создать эту таблицу.

(Слайд 12) Дайте формулировку Периодическому закону.

(Слайд 13) Станция Структурная

Работа в парах. Заполнить таблицу.




(Слайд 14) Проведите проверку.

(Слайд 15) Станция Атомная

Химический диктант. Вставьте пропущенные слова в предложения:

Атом состоит из________ и ___________. Ядро имеет _____________ заряд; в нем содержатся _____________ и ___________. Суммарное число протонов и нейтронов в ядре называют _________________. Число электронов, как и протонов, в атоме химического элемента равно____________ химического   элемента. Число нейтронов находится как __________ атомной массы и _________________.

Взаимопроверка.

(Слайд 16) Станция Химическая.

Вспомним современную формулировку периодического закона.

(Слайд 17) Тесты.

А1. Почему свойства химических элементов периодически повторяются?

1) Заряд ядра атома возрастает;

2) Атомная масса химического элемента возрастает;

3) Строение внешних энергетических уровней периодически повторяются;

4) Число энергетических уровней в атоме возрастает.

А2. Металлические свойства простых веществ в ряду: магний, кальций, барий

1) Уменьшаются;

2) Возрастают;

3) Вначале возрастают, затем уменьшаются
;

4) Не изменяются.

(Слайд 18) А3. Периодически изменяются следующие характеристики атомов:

1) Число энергетических уровней;

2) Заряд атомного ядра;

3) Относительная атомная масса;

4) Число электронов на внешнем энергетическом уровне.

А4. Кислотные свойства наиболее выражены у высшего оксида, образованного

1) Фосфором;

2) Кремнием;

3) Серой;

4) Углеродом.

А5. Формула газообразного водородного соединения, образованного элементом главной подгруппы 5 группы:

1) ЭН3;

2) ЭН2;

3) ЭН4;

4) ЭН.

(Слайд 19) Станция Элементная

Характеристики элемента по его положению в ПС и строению атома.

  1. Химический символ, порядковый номер элемента, его название и относительная атомная масса;

  2. Период;

  3. Группа, подгруппа;

  4. Состав атома: количество протонов и нейтронов, электронов;

  5. Электронное строение атома: количество электронных слоев и распреде­ление электронов в них, электронная конфигурация и схема строения атома, строение внешнего электронного слоя, его завершенность, количес­тво спаренных и неспаренных электронов;

  6. Тип химического элемента: s-, р-, d- элемент; металлический или неметаллический элемент;

  7. Максимальное и минимальное значение валентности;

  8. Тип простого вещества;

  9. Высший оксид, валентность элемента в нем, характер оксида, гидрат высшего оксида и его характер;

  10. Соединение водорода и валентность элемента в нем.

(Самостоятельная работа).

  1. Домашнее задание: составить паспорт элемента.

  2. Итоги урока.